Общие расходы на проведение в России чемпионата мира по футболу превысили $ 14,2 млрд (883 млрд рублей), подсчитал РБК. Такой бюджет делает ЧМ-2018 самым дорогим футбольным первенством в истории — прежний рекорд принадлежал чемпионату 2014 года, на проведение которого власти Бразилии потратили $ 11,6 миллиарда.

Фото: «БИЗНЕС Online»

Подавая в 2009 году заявку на проведение чемпионата мира, российские власти планировали потратить на его подготовку менее $ 10 миллиардов. В итоге сумма, заложенная на ЧМ-2018 в федеральной программе, выросла с первоначальных 664 млрд рублей до 678 млрд рублей ($ 11,7 млрд по нынешнему курсу).

Но в правительственную программу вошли лишь крупнейшие проекты — стадионы, аэропорты, дороги, связывающие новые арены с аэропортами и центрами городов. Между тем региональные власти разработали собственные программы подготовки, сфокусированные главным образом на благоустройстве. Совокупный объем региональных программ РБК оценил в 297,4 млрд рублей (в эту сумму входят и заложенные федеральной программой расходы региональных бюджетов в размере 92 млрд рублей).

Дороже всего чемпионат мира обошелся Москве (188,6 млрд рублей), Санкт-Петербургу (145 млрд рублей) и Ростовской области (81 млрд рублей). Татарстан оказался на последнем месте по расходам, потратив лишь 4,4 млрд рублей.

В рамках правительственной программы подготовки к ЧМ-2018 более 80% средств (552 млрд рублей) было направлено на строительство и реконструкцию спортивных объектов, а также строительство транспортной инфраструктуры. Крупнейшей статьей расходов стало строительство транспортной инфраструктуры, на которую предусмотрено 352,5 млрд рублей, в том числе 170 млрд рублей из федерального бюджета.

Крупнейшими объектами транспортной инфраструктуры, построенными к чемпионату, стали новые терминалы в аэропортах Санкт-Петербурга, Москвы (Шереметьево B), Самары, Волгограда и Нижнего Новгорода, а также модернизация терминала аэропорта Кольцово в Екатеринбурге и новый аэропорт Платов в Ростове-на-Дону. Новый терминал в Домодедово и новую взлетно-посадочную полосу в Шереметьево построить в срок не удалось.

Основной рост расходов был связан с увеличением финансирования строительства спортивных объектов — стадионов и баз для подготовки команд-участниц, транспортной инфраструктуры. Увеличение расходов в последние два года был связан с корректировкой проектной документации новых объектов и повышением требований к безопасности и антитеррористической защищенности объектов чемпионата мира.

Изначально планировалось, что матчи чемпионата мира примут 16 стадионов в 14 городах, однако впоследствии их число сократилось до 12 в 11 городах. В частности, было решено отказаться от строительства арены в Московской области и реконструкции стадиона в Ярославле. Единственная статья правительственной программы, которая должна была целиком финансироваться за счет средств инвесторов, — строительство новых гостиниц — была в итоге сильно сокращена. Из запланированных 62 отелей было построено лишь 19. Не были реализованы и многие планы по строительству транспортной инфраструктуры: использование речного транспорта в Волжском секторе ЧМ (Казань, Волгоград, Самара, Саранск), организация скоростного железнодорожного сообщения между Москвой и Сочи, строительство высокоскоростной железнодорожной линии для международных поездок в страны ЕС. В минтрансе пояснили, что при окончательном планировании приоритет отдавался проектам, которые будут востребованы и после мероприятия.

Для сравнения: стоимость подготовки к Олимпиаде в Сочи составила 324,9 млрд рублей, подсчитала Счетная палата. С учетом трат на благоустройство города, строительство автомобильных и железных дорог, мостов, тоннелей, водопровода, на электрификацию региона общая смета подготовки к Олимпиаде в Сочи составила 1,53 трлн рублей.