.

КАКИМ БУДЕТ АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК?

Сегодня в Казани состоялись очередные слушания по генеральному плану Казани до 2035 года. Седьмые по счету, они прошли в здании администрации Советского района города и собрали одно из рекордных чисел участников – 560. Причем 109 человек записались с правом выступления.

Мест в зале не хватало, и несколько десятков человек заняли места в проходах. На общем фоне выделялись жители поселков Салмачи, уже традиционно держащие в руках плакаты о несчастных детях, и Вознесенское – эти граждане были в ярко-зеленых футболках с надписью «Вознесенское протест». Заняв полтора ряда, они еще до начала слушаний переговаривались друг с другом, обещая «задать жару и показать тут всем». Особенно выделялся один из мужчин, громко возмущавшийся тем, что на второй ряд зала определили пожилых людей. По его мнению, их-то администрация района согнала специально для массовки. Хотя, наверное, практически любому пришедшему было понятно, что случайные люди на это мероприятие добра и света вряд ли потянутся.

Как обычно, первым почти час рассказывал об основных точках проекта генплана первый замруководителя ГАУ Института генплана Москвы Олег Григорьев. «Отдельно доброе утро жителям Сосновки, Вознесенскому, Салмачам. Со всеми работаем, — поприветствовал собравшихся спикер. – Надеюсь, в течение слушаний найдем решения по каждому вопросу». Назвав обстановку дружественной и семейной, Григорьев даже рассказал анекдот про Ходжу Насреддина. «Сложно думать о генплане в целом, когда у вас под носом провели дорогу и есть какие-то свои вопросы», — посочувствовал людям докладчик, переходя к сути выступления. В очередной раз он напомнил о «большой печали и обиде» — по незагрузке казанского метрополитена, который перевозит в пять раз меньше людей, чем должен по нормативам. «Это убыточная история. Мы предлагаем, закрепив линии, оставить реализацию метро за расчетный срок. Но эффективность низка для Казани. Предлагаем развивать наземный общественный транспорт – автобусы, трамвайное сообщение». Однако нашлись среди жителей те, кто, задавая вопрос, вновь вернулся к этой теме.

«Может, решение отложить строительство метро не додумано? Дербышки, например, большой район. Если бы провели точку до Компрессорного, было бы очень удобно. Азино не охвачено метро, Квартала. Метро — это будущее», — высказалась Александра Шумник из поселка Карьер. Стоит внести ремарку, что метро — это не та вещь, которую можно прокладывать, точно дорогу, — километрами тоннелей без станций. Технология требует, чтобы станции шли достаточно часто, а строительство каждой оценивается в четверть казанского бюджета с хвостиком. И на 4–5 км тоннелей таких станций надо две... Так что Григорьев ответил лишь, что расчеты показали нецелесообразность стройки. Но если федералы выделят средства, будет хорошо: мол, Казань не откажется.  

.

Содокладчиком Григорьева выступил архитектор Герман Бакулин. Тема, по его мнению, важна для дальнейшего развития города, и этот генплан сильно отличается от тех, что разрабатывались ранее. «Эта модель более сложная. Она предполагает схему отслеживания мониторинга намерений действий по городу, которые должны быть проанализированы. Генплан – это достижение градостроительной мысли. Не знаю, как к моим словам отнесутся люди, у которых есть проблемы по конкретным участкам и коммунальным задачам. Невозможно их позитивно решить, если не будет мер по генеральному развитию города. А генплан является именно таким инструментом», — говорил архитектор, пока люди из зала не начали перебивать его и кричать, чтобы он высказывался по существу. 

Бакулину пришлось сократить речь и перейти к отрицательным сторонам. «Есть в документе отрицательная сторона. В старой модели был раздел архитектурно-пространственной композиции города. Там определялось, какое будет архитектурное оформление. Сейчас в документе нет этого раздела, и сказать, какой будет Казань в архитектурном плане, мы не можем. Если мы не хотим потерять Казань, надо этот документ создать», — сказал спикер. Больше ни слова сказать ему не дали. Кто-то аплодировал, поддерживая идею о воссоздании раздела архитектуры, а кто-то начал топать ногами и чуть ли не свистеть, требуя перейти к вопросам. 

Советник мэра Казани Владимир Фомин отметил, что в зале наверняка есть люди, которые захотят спросить про фасад своего дома или покраску забора. «Я буду таких прерывать. Сегодня тема по существу – генплан города», — предупредил он.

.

«ТАМ 160 МАЛОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ! ВСЕХ ИХ ПЛАНИРУЕТЕ ЗАКАТАТЬ В АСФАЛЬТ?»

А вопросов у собравшихся накопилось немало. Больше всего поступало по строительству Вознесенского тракта, который затрагивает жителей сразу нескольких поселков Советского района. Дорога стратегическая — сейчас машины теснятся в пробках на Мамадышском тракте, и этот «тромбоз» нуждается в операции. По проекту генплана тракт выйдет на М7 к 2035 году — и Казань получит наконец выезд на трассу в этом районе. 

Мужчина из поселка Большие Клыки спросил у комиссии, почему планируется заблокировать зеленую зону – Азинский лес, на что Григорьев ответил, что человек введен в заблуждение и дороги, которая перекроит лес, нет. Танзиля Зиляева из этого же поселка поинтересовалась, будет ли дорога через улицы Зеленая поляна и Рыбная. По ее словам, если дорога появится, это будет представлять опасность для детей поселка, которые будут выходить на скоростную дорогу. Еще одна жительница поинтересовалась, на основании чего было решено делать дорогу через Большие Клыки. «Это жизни людей, а вы говорите, что для нас стараетесь сделать все уютно», — сказала она. Григорьев обратил ее внимание на то, что дорога есть и в действующем генплане, она действительно планируется, но ее еще раз «посмотрят».

Активно показали себя жители поселка Вишневка. Мужчина оттуда напомнил Фомину о его выступлении в Госсовете 24 мая. «Вы рассказали про Новую Сосновку, Салмачи, но про Вишневку не сказали! А там 120 домов подлежат под снос! Там только 160 малолетних детей! Всех их вы планируете закатать в асфальт? Когда мы начали строиться, никаких красных линий не было. Почему там обязательно под снос надо дома? Почему на нас все равно? А там еще вокруг миллиардер Семин что-то собирается строить по японским технологиям...» — эмоционально говорил мужчина.

«Вам интересно про Семина слушать?» — не выдержал Фомин.

Зал в ответ разразился возмущенными криками — мол, конечно, интересно! Слово взял Григорьев, пояснивший, что ничего не сносится, а красные линии и реальная трассировка дороги – это разные вещи. «Меня подвесили! Сколько мне еще быть подвешенным на этих красных линиях?» — продолжал вопрошать мужчина (действительно, если ты в красных линиях, то при любых согласованиях строительных намерений получишь отказприм. ред.). «Нужно сделать новый проект планировки вашей улицы. Вопрос решаемый», — предложил решение Григорьев. Продолжая этот же вопрос, однофамилец владельца ASG Алексея Семина воскликнул, что «на Груздева нас не считают за людей». Вероятно, имелось в виду обращение населения в управление архитектуры и градостроительства Казани. «Я потом и кровью вот этими руками зарабатывал на строительство! А сейчас нам дают пинка под зад!» — под оглушительные аплодисменты закончил спич Семин.

Ряд вопросов задали жители поселка Салмачи. Один из мужчин интересовался: как составители генплана узнали про термин МДР (минимально допустимые расстояния до газопроводов прим. ред.) в 2014 году, если он был введен только в 2016-м? Почему все решения по строительству рядом с газопроводами согласовываются с «Газпромом»? «Но их право идет после нашего. Мы равноправны, как и „Газпром“, у нас перед законом все равны, — громко говорил он под аплодисменты. – Я уже говорил, что у вас в генплане не сходятся цифры. Мало того, что цифры демографии у вас неправильные, так еще и устаревшие... Не растущая у нас демография! А вы тут говорите о дополнительном строительстве садов и школ... Убыль населения грядет, отрицательная динамика уже началась, а вы рисуете кучу садов и школ. Куда их потом девать? Французские школьники обучаются стоя. Давайте стоя обучать, и места много не надо...»

Наиля Нуреева из Нагорного уточнила, когда и где можно ознакомиться с окончательной версией генплана, чтобы у жителей еще была возможность внести какие-то изменения. Григорьев перечислил, на каких сайтах это можно сделать, и назвал датой конец июля. «А в СМИ информация будет? Как 70-летний человек с палочкой придет в управление архитектуры для ознакомления с документом?» — спросила Нуреева. «А как мы дойдем до каждого 70-летнего?» — удивился Григорьев. Женщина предложила опубликовать информацию в госСМИ – газетах – и презентовать на телевидении. «А вы поверите тому, что скажут по телевизору?» — вмешался Фомин. Тут настала очередь удивляться Нуреевой, но публике было не до них — вопросы сыпались дальше. 

.

ПРОБЛЕМЫ ОВРАГА НА НОВАТОРОВ И НОВОЙ СОСНОВКИ 

Присутствовали на слушаниях жители домов ЖК «Грин Сити», который строится в овраге улиц Новаторов и Галеева. Евгений Володин сообщил, что участок под ЖК относится к зоне природных назначений (это подтверждено недавним решением Верховного суда России), и спросил, почему в генплане не изменена зона многоквартирной застройки. Григорьев ответил, что это была техническая ошибка — и она уже исправлена. Володин же уточнил, когда будет построена дорога на Новаторов. Фомин в ответ объяснил: главное, что дорога предусмотрена генпланом, под нее сохранен свободный коридор, а строительство возможно при наличии финансирования.

Эмоционально выступила Карина Арутюнян, которая вместо 2 минут по регламенту заняла микрофон на добрых минут 7. «Говорят, надо строить дома, когда есть сады, школы и так далее. А в Советском районе негде уже школы строить! И когда введут новое жилье – четыре дома – будет транспортный коллапс. Еще скажите, как зеленую зону перевели во многоквартирную зону? Там же сваи проваливаются из-за подводного течения!» — говорила женщина, все повышая и повышая голос. «Постараюсь быть корректным, — начал было Фомин но его слова утонули в криках возмущения из зала. – Казгордума приняла решение перевести участок в зону Ж4. Были слушания и тому подобное – все необходимые процедуры. Территория сейчас приводится в соответствие».

Арутюнян ответ не устроил, и она выдала монолог, по сути, повторяя все то, что уже сказала. Фомин же сообщил, что ответ ей пришлют письменно. Тем более что перед микрофоном уже стоял очередной вопрошающий. 

С десяток, а то и больше, вопросов поступило от жителей поселка Новая Сосновка. Фомин и Григорьев в очередной раз объясняли жителям, что вынести зону аварийной посадки КАПО, которая находится рядом с поселком, сейчас невозможно. Жительница Дания Шакирова привела пример Ульяновска, где, по ее словам, такую же зону вынесли за пределы города. В ответ Григорьев поправил, что зона там всегда была за пределами города. «Согласен, взлетно-посадочная полоса – это огромная заноза в теле Казани. По федеральному закону она такая, и поэтому я должен отразить ее такой в генплане. Выход один – выносить завод за пределы города. Наверное, нужно ставить вопрос о выносе завода», — снова повторил свою идею представитель Института генплана Москвы.

Сегодня вечером в Казани пройдут последние слушания на этой неделе, после чего возобновятся вечером в понедельник — остается еще 5 заседаний.