По оценкам ОАО «РЖД», только на решение инфраструктурных проблем нижнекамского нефтехимического кластера уйдет около 3 млрд рублей. Об этом накануне стало известно на Дне Куйбышевской железной дороги в Челнах. Тем не менее ОАО «РЖД» не торопится включать в свой инвестиционный план имеющиеся проекты.

По словам замминистра экономики РТ Натальи Таркаевой, загруженность автодорог Камской агломерации приближается к предельным значениям из-за растущего промышленного производства. К 2020 году объем отгруженной продукции в Камской агломерации вырастет примерно в 1,5 раза, что существенно отразится на пропускной способности дорог. Чтобы снизить нагрузку на дорогу, имеется шесть приоритетных инвестпроектов. Это строительство двух путепроводов в районе станции «Предкомбинатская», строительство второго пути на участках Круглое Поле — Агрыз, Круглое Поле — Биклянь, дополнительных сортировочных путей на станции Круглое Поле, модернизация действующего железнодорожного пути сообщения Тихоново — Тракторная, обслуживающего резидентов ОЭЗ «Алабуга», расширение железнодорожной станции «Тунгуча», сооружение на станции «Предкомбинатская» комплекса локомотивно-вагонного хозяйства.

«Однако ни один из проектов пока не включен в инвестиционную программу ОАО „РЖД“. В этой связи я считаю необходимым максимально приложить усилия, в том числе и бизнесу, для реализации этих проектов. Это позволит увеличить пропускную способность, улучшить технологические процессы, качество услуг, а также обеспечить свободный грузооборот сырья предприятий — НКНХ, КАМАЗ, ТАИФ-НК, ТАНЕКО, „Аммония“ и резидентов ОЭЗ „Алабуга“. „Алабуга“ — это один из ключевых проектов. Грузооборот резидентов за последние 7 лет растет ежегодно на 20−30 процентов и на конец 2017 года составил порядка 1,3 миллиона тонн. При этом максимальная пропускная способность железнодорожных путей ОЭЗ составляет 1,1 миллиона тонн. К 2021 году грузооборот резидентов увеличится до 2,4 миллиона тонн. Модернизация действующего железнодорожного пути позволит увеличить грузооборот до 8 миллиона тонн», — констатировала Таркаева.

«За счет программы РЖД этого не будет, — приземлил Таркаеву первый замначальника Куйбышевской железной дороги Дмитрий Атякин. — Лично я считаю, два путепровода на автомобильной дороге РЖД не будет строить, на это надо деньги республики или федеральные. Строительство второго пути на участках Круглое Поле — Агрыз, Круглое Поле — Биклянь — это, конечно, наше. Мы готовы это построить на свои деньги, но желательно, чтоб была какая-то компенсация из федерального бюджета. Строительство сортировочных путей в Круглом Поле — тут вопрос. Круглое Поле сегодня на полную мощность не задействовано. Вы говорите, что надо ее развивать, а я говорю, что нет — 25 процентов мощностей там есть. Модернизация Тихоново — Тракторная: я считаю, тут надо искать частного инвестора. Эту идею с президентом Татарстана обсуждали. Все знают, с какими издержками едут в ОЭЗ — через „Менделеевсказот“. Это неправильно — ни логистики, ничего… Вопросы все правильные, но надо найти точки взаимодействия с инвесторами».