80 ПАТЕНТОВ АЙНУРА АЙДЕЛЬДИНОВА, 300 МЛН. РУБЛЕЙ НА СТАРТАПЫ И ТАЙНЫЕ ВЕНЧУРНЫЕ КАПИТАЛИСТЫ ИЗ США И ЕВРОПЫ, КОТОРЫЕ ЕДУТ В КАЗАНЬ 

Сегодня руководство инвестиционно-венчурного фонда (ИВФ) рассказало о том, как на самом деле замечательно обстоит дело с инновациями в Татарстане: в очередной раз готовится венчурная ярмарка и конкурс «50 лучших идей». По сути, брифинг в кабмине РТ стал первым публичным выходом шефа ИВФ Айнура Айдельдинова после разгромной критики со стороны президента РТ Рустама Минниханова, в которой он подверг деятельность фонда в начале февраля на коллегии комитета по развитию малого и среднего предпринимательства.  

МАССОВОСТЬ ПРОЦЕССА 

В этом году в очередной раз пройдут конкурс «50 лучших инновационных идей для РТ» (впервые состоялся в 2005 году), программа «Идея-1000» (2006) и казанская венчурная ярмарка (2006). 

Как рассказал директор ИВФ Айнур Айдельдинов, в инвестиционном портфеле «Пятидесяти идей» – 191 проект, в которые за прошедшие годы вложили 300 млн. рублей. «Вроде бы, сумма небольшая для Татарстана, но в инновационные проекты никогда не вкладывается много, на стартаповском этапе сумма инвестиций всегда бывает небольшая», - заверил Айдельдинов и объяснил, что, прежде всего, необходима массовость, количество, которое неизбежно перейдет в качество. 

На сегодня «выходом» «50 идей» стали 80 патентов (газета «БИЗНЕС Online» запросила их описание в ИВФ, но нам сказали, что в готовом виде такого списка нет и посоветовали перезвонить завтра). «Мы оцениваем их в 800 миллионов рублей - удорожание почти в три раза. Капитализация инновационного портфеля фонда стабильно растет. И это только начало», - пообещал Айдельдинов.

Следующий этап продвижения «50 идей» – программа «Идея-1000», которая позволяет проекту превратиться в технологичную компанию в виде юридического лица. Завершающая же стадия – венчурная ярмарка (она пройдет аккурат в день рождения главного политического инноватора XX века, то есть 22 апреля,  в Казани на площадке пафосного «Корстона»), где проект может увеличить свою капитализацию – путем продажи созданной компании, частичной продажи акций, нахождения новых инвесторов. 

КОЕ-ЧТО О КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ 

По словам Айдельдинова, на нынешнюю ярмарку заявок поступило в два раза больше, чем в прошлом году. Повысилось и качество стартаповских проектов. Их будут оценивать «очень серьезные» гости - игроки на рынке венчурного капитала из Европы и Америки, где ИВФ, похоже, обосновался прочно. Правда, при этом руководитель ИВФ так и не рассказал, что это за компании. 

«В этом году ИВФ стал членом ассоциации венчурного капитала США, - сообщил Айдельдинов. - Вроде бы, вопрос встает: для чего это нам нужно вообще? Почему мы туда ездим? Почему тратим деньги?!» По словам директора, все – для того, чтобы «быть на волне событий», проникнуться технологиями рынка. Это необходимо, поскольку наши крутые университеты и исследовательские институты не умеют превращать свой интеллектуальный труд в прибыль. Айдельдинов пояснил, что ИВФ в Америке не намерен «копировать» и «тупо смотреть», но брать только лучшее. 

И вообще, по мнению руководства ИВФ, в России «определены основные тренды, векторы: человек, бизнес, наука, инфраструктура»: «Все эти элементы в Татарстане уже присутствуют, нам осталось улучшить качество этой работы». 

А сколько в Татарстане компаний, прошедших описанный выше путь? «Много, - заявил Айдельдинов, - 25, поверьте, это очень серьезная цифра». То есть в этих компаниях закончены опытно-конструкторские работы, есть оборудование. В пример была приведена некая челнинская фирма, создавшая установку по отделению металла из отходов производств. «Если рентабельность обычных инвестиционных предприятий 15 - 30%, то здесь она превышает 100 процентов», - сообщил Айдельдинов. Были и другие примеры, но названия фирм не приводились, - что-то вроде коммерческой тайны, излишняя откровенность, как объяснили журналистам, помешает переговорам, например, с иностранными компаниями… 

В целом от брифинга осталось ощущение дежавю: в предыдущие годы руководство ИВФ говорило примерно то же самое и о конкурсе, и о ярмарке. Во всяком случае, каких-либо революционных идей озвучено не было. Похоже, что в ИВФ решили, что тучи прошли, и все вернулось на круги своя…  

Тимур Латыпов