ВОЕННЫЕ ХОТЕЛИ, ЧТОБЫ ТАТАРСТАН ИСКАЛ КРЕДИТЫ НА ЕГО ДОСТРОЙКУ 

Сегодня стало известно о спуске на воду на ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» фрегата «Дагестан». Этот боевой корабль принадлежит к той же серии, что и флагман Каспийской флотилии «Татарстан», однако, оснащен более современным вооружением. Судьба фрегата долгое время была весьма туманна…

ПРИВЕТ ИЗ СССР 

1 апреля в Зеленодольске состоялась церемония технического спуска на воду фрегата «Дагестан»  - второй корабль проекта 11661К. По сравнению с головным - «Татарстаном» (флагман Каспийской флотилии), он оснащен более современными радиотехническими системами и вооружением, сообщает пресс-служба предприятия. В ближайшие дни фрегат пройдет испытания судовых систем и оборудования, а также систем обеспечения жизнедеятельности и живучести корабля. Как недавно сообщил «БИЗНЕС Online» генеральный директор предприятия Ренат Мистахов, отправиться к месту службы корабль должен в мае. Отметим, что и спроектирован корабль в Татарстане – коллективом ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» (ЗПКБ). 

Любопытна судьба проекта 11661. Создание сторожевого корабля проекта 11661 ЗПКБ начало в 1986 году. В конце 1988-го на заводе им. Горького заложили головной и два серийных фрегата. Головной должен был стать учебным кораблем ВМФ СССР, а серийные «близнецы», по задумке, предназначались для Индии. Но стране уже было не до флота, и строительство затормозилось. Естественно, не дошло и до контракта с Индией.

К 1995-му первый корабль был почти готов, однако из-за прекращения финансирования достройку заморозили. В 1996 году главком ВМФ РФ Владимир Куроедов договорился с правительством Татарстана о шефстве республики над строительством. Получивший имя шефа корабль ввели в строй 12 июля 2002 года, 30 августа 2003-го он был принят в боевой состав Каспийской флотилии (Астрахань). Чуть раньше Куроедов заявил, что завод им. Горького будет работать на возрождение Каспийской флотилии, для чего необходимо построить несколько десятков кораблей. 

«ТАТАРСТАН», «ДАГЕСТАН», ЧТО ДАЛЬШЕ? 

Второй «корпус» проекта 11661 получил имя «Дагестан». Посетивший Татарстан в мае 2006 года новый главком ВМФ Владимир Масорин сообщил, что корабль будет достроен до 2008 года. Но, отметил адмирал, финансирование работ возможно лишь за счет привлечения Татарстаном банковских кредитов, которые флот гарантированно погасит. То есть повторялась схема с «Татарстаном», кредитором в которой выступал «АК БАРС» Банк. Напомним, основной акционер завода им. Горького - ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» (74,99% акций), министерству земельных и имущественных отношений РТ принадлежат 25,01% (ожидается, что Татарстан передаст акции ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», а взамен, может быть, получит долю в уставном капитале корпорации). Однако, по данным «БИЗНЕС Online», схема финансирования была иной.

В цехе завода им. Горького своего часа ждет и третий, пока безымянный «корпус», по сведениям в открытой печати, находящийся «в высокой степени готовности». Можно предположить, что и его завершение не за горами.

По подсчетам бывшего начальника отдела оперативного управления главного штаба ВМФ Владимира Заборского, при сохраняющемся темпе кораблестроения и возрасте «парка» в этом году начнется обвал корабельного состава флота, и к 2015-2020 годам он скукожится до единиц. Чтобы этого не допустить, России надо строить не менее 10 кораблей в год. И, как настаивают специалисты, возрождение флота начнется именно со строительства корветов и фрегатов как многоцелевых, насыщенных разнообразным оружием и техническими средствами кораблей. 

Тимур Латыпов