ТАТАРСТАНСКИЙ ФРАНЧАЙЗИ ВПЕРВЫЕ ПРОКОММЕНТИРОВАЛ СВОЙ КОНФЛИКТ С ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЕТЬЮ ИЗ-ЗА БРЭНДА «ПЯТЁРОЧКА»

Спор между федеральным ритейлером Х5 Retail Group и татарстанским Ак барс Торгом окончательно приобрёл публичный характер. Недавно топ-менеджер Х5 Михаил Сусов заявил в Казани о том, что компания будет самостоятельно развивать в РТ сеть «Пятёрочка». В редакцию «БИЗНЕС Online» обратилась компания "Ак барс Торг" с предложением прокомментировать слова Сусова. Замгендиректора Ак Барс Торга Эдгар Сардар  рассказал в интервью нашему изданию, почему компания вынуждена разрешать конфликт со своим партнёром через суды и жалобы в антимонопольный орган.

«РАЗВИТИЕ СЕТИ «ПЯТЁРОЧКА» МЫ НАЧИНАЛИ С НУЛЯ»

- 17 марта директор по корпоративным отношениям Х5 Михаил Сусов в Казани во время лекции в рамках проекта «Made in Kazan» сделал заявление о том, что ритэйлер не намерен в дальнейшем продолжать отношения со своим татарстанским франчайзи «Ак Барс Торг». Вы в курсе такой позиции вашего партнёра?

- Давайте обо всём по порядку. 15 декабря 2004 года между петербургским ООО «Агроторгом» и казанским ООО «Ак Барс торг» был заключён договор коммерческой концессии, который предусматривал развитие сбытовой сети «Пятёрочка» на территории Татарстана. В рамках договора ООО «Ак Барс Торг» получило товарный знак, программное обеспечение и базу данных. В остальном вмешательство самого правообладателя - Агроторга - было  сведено к минимуму. Используя полученный брэнд, мы начали развивать торговую сеть «Пятёрочка» в Татарстане с нуля. Согласно условиям договора срок его действия устанавливался на 10 лет до 2014 года.

Добавлю, что до подписания договора коммерческой концессии был подписан протокол о намерениях, где было чётко прописано, что успех развития сбытовой сети «Пятёрочка» в Татарстане лежит исключительно на нашей организации - ООО «Ак Барс Торг».

- Но Сусов заявил, что франшиза истекает уже на следующий год? 

- Объясню ситуацию. Действительно, впоследствии к договору коммерческой концессии было подписано дополнительное соглашение, согласно которому срок действия договора был изменён и установлен до 20 августа 2012 года. Но это соглашение возникло по просьбе Агроторга и было с нашей стороны жестом доброй воли: у Агроторга возникли проблемы с Роспатентом, и чтобы ускорить регистрацию прав на брэнд ООО «Агроторг» официальным запросом с объяснением вышеизложенных причин попросило подписать данное дополнительное соглашение, тем более ему предшествовало и гарантийное письмо ООО "Агроторг", согласно которому они гарантировали пролонгацию договора до 2014 года, т. е. до первоначально установленного срока. Кстати, неизвестно насколько порядочно они себя поведут в этом случае и выполнят ли своё обязательство. В любом случае, учитывая факты недобросовестной работы ООО "Агроторг", с которыми мы сейчас столкнулись, не будет удивительным и нарушение этого обязательства, поэтому если у нас вдруг и возникнут проблемы с деятельностью с 21 августа 2012 года, то мы обратимся в соответствующие органы с требованием обязать ООО "Агроторг" исполнить свои обязательства.

- Эдгар Махфузурович, насколько известно, на момент подписания франчайзингового договора Ак Барс Торг обладал собственными розничными магазинами?

- Нет, ООО «Ак Барс Торг» было создано по итогам переговоров о создании сбытовой сети «Пятёрочка» в Татарстане между ООО «Агроторг» и ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс». У последней за счёт входящих в её структуру организаций, естественно, были магазины розничной торговли, но, конечно, не в таком количестве как сейчас у нашей организации. Все эти магазины были нацелены на другую ценовую категорию. Это сейчас наша сеть ориентируется на потребителей со средним и ниже среднего достатком, а тогда в 2004 году развитие такой сети представляло собой комплекс мероприятий, зависящих в первую очередь от личного вклада руководителей, а потом уж и от внешних обстоятельств, включая финансовые риски и прочее.

«МЫ СРАВНИВАЛИ ЦЕНЫ ДВУХ «ПЯТЁРОЧЕК»
И ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СЛОВ СУСОВА НЕ НАШЛИ»

- Насколько практика франчайзинга активно используется Х5?

- Это вопрос скорее к Агроторгу. Но насколько мне известно, "Пятёрочку" по франчайзинговой схеме развивают в Воронеже, Самаре и во многих других регионах России.

- «Пятерочка+» - это не специально придуманный для Татарстана брэнд?

- По заявлениям господина Сусова, он у них был. Спустя четыре года после заключения франчайзингового соглашения  в 2008 году Агроторг обратился к нам, заявив, что хочет параллельно развивать торговую сеть эконом-класса «Пятёрочка», но вести весь этот бизнес должен будет  ЗАО «Торговый дом «Перекрёсток»».

Мы, естественно, отказались. Ведь мы серьёзно вложились в развитие сети «Пятёрочка» в республике, создали ей имидж. Кроме того, мы ежемесячно платим роялти за использование этого торгового брэнда. Более того, был ещё паушальный платёж, а это довольно большие суммы, исчисляемые в десятках миллионов рублей, при этом необходимо учесть, что данные суммы взяты в кредит, а соответственно на них начисляется немалый банковский процент.

Но для того, чтобы понять масштаб, то, по нашим подсчётам, чтобы оплатить все эти расходы, мы должны увеличить розничную наценку, но мы этого не делаем, поскольку мы находимся в рынке и конкурируем за наших покупателей.

Поэтому эта двоякая ситуация сказывается и на наших экономических показателях. Посчитайте, что параллельно будут работать две торговые сети, которые будут вести одинаковую ценовую политику, но одна будет работать в убыток из-за наличия вышеуказанных выплат, а другая нет. Здесь явно несоблюдение условий конкуренции.

- То есть заявление Сусова о том, что цены в "Пятёрочке" и "Пятерочке+" отличаются, имеют под собой реальную основу?

- Надо учитывать, что Агроторг является федеральной сетью. Поэтому имея такие масштабы сама по себе закупочная цена для них может быть дешевле, так как поставщик, осознавая объёмы поставки, не против и сделать скидки. Нигде нет двух торговых сетей, где цены на товар идентичны, поэтому, конечно, в каких-то позициях товара цены в ООО «Агроторг», вероятно, и дешевле, хотя мы сравнивали цены и подтверждения слов Сусова в масштабах наших сетей не нашли. Аналогично можно заявить, что и на некоторые товары ниже цены в ООО «Ак Барс торг». Единственно в чём есть разница, так это в ассортименте: ассортимент "Пятерочки+", представленной в Татарстане, уступает по количеству товарных позиций ассортименту нашей "Пятёрочки".

«ЕСЛИ ЧЕСТНО, ТО ПОЗИЦИЯ НАМ НЕ ОЧЕНЬ ПОНЯТНА»

- В 2010 году «Ак Барс Торг» выиграл в суд спор с Агроторгом, который запретил последней развивать брэнд «Пятёрочка» на территории Татарстана. Решение суда исполнено? 

- После неудачных переговоров с нашей организацией в 2008 году, Агроторг решил  самостоятельно развиваться и в 2009 году открыл в Татарстане первый магазин «Пятёрочка+». Возможно, наш договор отличается тем, что исходя из его положений, ни сам правообладатель («Агроторг»), ни третьи лица в Татарстане не имели право запускать брэнд с таким же наименованием или со сходным до степени смешения. Несмотря на то, что брэнд был зарегистрирован X5 Retail Group, в Татарстане его могли использовать только мы. То есть они могли развивать брэнды «Перекрёсток» или «Карусель», но не торговый знак «Пятёрочка». В итоге в целях защиты своих интересов мы подали жалобу в антимонопольную службу. Антимонопольная служба вынесла соответствующее решение о том, что закон о конкуренции был нарушен. Также антимонопольная служба выдала предписание, что "Пятерочка+" должна до 1 марта 2010 года прекратить свою деятельность. Помимо этого им ещё был выписан штраф на сумму около 10 миллионов рублей.

Со своей стороны Агроторг решение антимонопольной службы решил обжаловать. Первая инстанция оставила в силе решение антимонопольной службы, вторая его отменила, а третья отменила апелляцию и оставила в силе решение первой инстанции. Кассация вступила в силу в декабре 2010 года. Таким образом, развитие Агроторга под брэндом «Пятерочка+» либо каким-то другим, сходным до степени смешения, на территории Татарстана запрещено.. Тем не менее несмотря на положения договора, несмотря на предписание антимонопольного органа, запрещающего ООО «Агроторг» осуществлять на территории Татарстана деятельность с использованием торгового знака «Пятёрочка+» и тем более несмотря на постановление суда кассационной инстанции, подтвердившего законность и обоснованность актов антимонопольного органа, сегодня в Республике Татарстан федеральный ритэйлер развивает сеть «Пятёрочка+».

- Ваши дальнейшие действия?

- В-первых, мы ожидаем, что они образумятся и приостановят свою деятельность. Если нет, мы будем защищать свои права и обращаться с иском в суд. Также мы ожидаем реакции со стороны антимонопольного органа, так как их решение вступило в законную силу. Антимонопольный орган вправе подать иск с требованием об исполнении своих актов,  также наложить очередной немалый штраф. Более того, признано, что нарушением является и получение ООО «Агроторг» сумм (роялти и части паушального платежа), то есть это все составляющие наших убытков, не считая упущенную выгоду, поэтому имеются все основания для нашего обращения в суд с требованием данные убытки возместить, которые оцениваем в десятки миллионов рублей.

- Являются ли заявления Сусова официальной позицией Х5?

- Если честно, то позиция нам не очень понятна. Но, исходя из того, что заявлено о продолжении открытия магазинов в Татарстане под брэндом «Пятёрочка+», то либо это заявление обосновано нежеланием признавать свою вину, либо надеждой, что ни с нашей стороны, ни со стороны антимонопольного органа не будет соответствующей реакции. Те предложения, которые были вынесены нам на обсуждение, были как минимум нетактичны и ни в коем случае не исключают нашего намерения обратиться в суд.

- А как вы прокомментируете ранее заявление Сусова о проекте создания СП совместно с X5?

- Это личные заявления Сусова, которые в наши намерения не входили.

- Планируется ли заключить соглашение о развитии между X5 и Татарстаном. Там прописано распределение ролей между вами и Агроторгом?

- Мы не можем отвечать за республику. Какой-либо информацией о данном соглашении не располагаем.

В ПЛАНАХ – МИНИМУМ 24 МАГАЗИНА В ГОД

- Сколько магазинов у вас и у "Пятерочки+"?

- По поводу "Пятерочки+" прокомментировать с точностью не могу, и если не ошибаюсь, то всего 54 магазина. Что касается нашей сети, то сейчас у нас 94 магазина. В ближайшее время ещё планируем открывать. Так, в марте и апреле 2011 года откроются два магазина в Казани. У нас есть стратегия, согласно которой мы планируем открывать по два магазина в месяц. То есть минимум по 24 магазина в год.

- А выход за пределы региона не планируется?

- Мы вынуждены следовать тем договоренностям, которые мы подписали с Агроторгом, а здесь речь идёт о развитии только на территории Республики Татарстан.

- Планирует ли компания развивать долю приват-лейблов?

- Да, планируем, но решения пока нет. Мы пока не знаем, куда нас приведут отношения с Агроторгом. Но, хочу сказать, что даже при самом негативном сценарии, когда наша сеть прекратит работать под брэндом «Пятёрочка», Ак Барс Торг в любом случае будет развивать свою сеть, и уже тогда мы будет рассматривать вопрос развития и вне Татарстана.

Надежда Замалиева
Арслан Минвалеев 

Справка

X5 Retail Group N.V. - крупнейшая в России по объёмам продаж розничная компания. Работает под брэндами "Пятёрочка", "Перекрёсток" и "Карусель". Под управлением компании находится 1 217 магазинов с расположением в Москве, Санкт-Петербурге и ещё 40 городах европейской части России, на Урале и в Украине.

Чистая выручка X5 Retail Group N.V. за первое полугодие 2009 года достигла $3 978 млн., показатель EBITDA составил $347 млн., чистая прибыль составила $48 млн.

Акционерами X5 являются Альфа-групп - 47,9%, основатели "Пятёрочки" - 23,1%, менеджмент компании – 1,9%, казначейские ГДР (Treasury Stock) - 0,1%; в свободном обращении находятся 27% акций.