На беспрецедентный шаг пошел только назначенный на ПАО «КВЗ» генеральным директором башкирский варяг Юрий Пустовгаров На беспрецедентный шаг пошел только назначенный на ПАО «КВЗ» гендиректором Юрий Пустовгаров. Он открыто заявил, что дело пахнет керосином Фото: prav.tatarstan.ru

 «КОВАРНЫЕ» ИНДИЙЦЫ

На беспрецедентный шаг пошел только назначенный на ПАО «КВЗ» генеральным директором башкирский варяг Юрий Пустовгаров. По сути, он открыто заявил: дело пахнет керосином, а потому, коллеги, жду вашего понимания и поддержки мер по вытаскиванию завода из ямы. Вообще, правильный ход: по заводу уже вовсю ходят, выливаясь в Telegram-каналы и соцсети, разлагающие коллектив слухи — о грядущих увольнениях, отсутствии заказов и тому подобном.

Поэтому, как утверждают, Пустовгаров, желая прекратить кривотолки, провел ряд встреч с разными слоями коллектива, а затем, закрепляя результат, главные «апрельские тезисы» (а начиналось все именно в апреле) опубликовали в спецвыпуске заводской многотиражки. Передовица с тоскливым заголовком «Скорректирован план ПАО „КВЗ“ на 2018 финансовый год» содержит настоящую информационную бомбу. Поговаривают, что газету расхватали в мгновение ока. «БИЗНЕС Online» поинтересовался в пресс-службе КВЗ, что означает столь непривычная откровенность генерального директора: это новая информационная политика холдинга «Вертолеты России» (ВР) или следствие глубоко кризисной ситуации на КВЗ, при которой не обойтись без воззвания к работникам? «Разговор с коллективом — нормальная практика для всех заводов холдинга „Вертолеты России“ и обычная практика для генерального директора КВЗ, — заверили нас. — Мы открыты своим сотрудникам и готовы вести диалог в любой ситуации. И коллектив отнесся с пониманием к обращению генерального директора. На КВЗ проходили встречи и с председателями цеховых комитетов, и с заводским союзом молодежи. Сотрудники остались довольны тем, что руководство готово разъяснять все процессы, происходящие на предприятии. Руководство завода поддержал и профсоюз».

По заводу вовсю ходят, выливаясь в телеграм-каналы и соцсети, разлагающие коллектив слухи – о грядущих увольнениях, отсутствии заказов и тому подобном По заводу вовсю ходят, выливаясь в Telegram-каналы и соцсети, разлагающие коллектив слухи — о грядущих увольнениях, отсутствии заказов и тому подобном Фото: «БИЗНЕС Online»

Пустовгаров сообщает, что в 2018 году КВЗ планировал изготовить и реализовать более 80 вертолетов. Это должно было обеспечить полную загрузку предприятия, сформировать прибыль. Основой надежд был ожидавшийся в первом полугодии контракт с Индией на Ми-17В-5 (всего — 48 бортов). Его обязательно подпишут, заверяет гендиректор, но только не сейчас, а в третьем или, возможно, четвертом квартале. Причем контракт разобьют на две части, поэтому планы завода на 2018 год, из которых выпадают 24 вертолета, необходимо, мягко говоря, скорректировать.

Слухи об этом индийском контракте на $1,1 млрд начали курсировать еще за год до завершения предыдущего — на 151 вертолет Ми-17В-5 (заключительная партия была отправлена в январе 2016 года). В начале 2017-го сообщалось, что соглашение точно подпишут до конца года. В минувшем январе гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов говорил, что все будет готово в первом квартале 2018-го. Получается, не вышло.

Между тем эксперты «БИЗНЕС Online» еще в начале 2016 года пророчески указывали, что вероятность заключения контракта — 50 на 50. По сути, индийцам эти «вертушки» не очень-то и нужны — местный рынок ими насыщен. «Мне данная история напоминает советские времена, — говорит источник, — когда „в нагрузку“ к сырокопченой колбасе ты обязан был купить с пяток банок морской капусты». В роли «колбасы» выступают корабли, самолеты и ЗРК С-400, а казанские вертолеты — в роли «морской капусты». Неудивительно, что Индия всячески оттягивает подписание контракта, и не факт, что подпишет вообще. Тогда же источник «БИЗНЕС Online» в авиапроме говорил о ситуации на КВЗ: «Мы очень надеемся, что контракты с Индией будут продолжены, — это у нас единственный выход на сегодня. Если нет, дела будут очень плохи». Так и вышло.

В «КАПКАНЕ» МИ-38

Динамика реализации казанцами вертолетов с пикового 2014 года весьма красноречива: 2014-й — 107, 2015-й — 77, 2016-й — 70, 2017-й — не более 70 вертолетов. Так что изначальный план-2018 на реализацию более 80 вертолетов был весьма оптимистичен. Без 24 индийских машин получается 56. Однако Пустовгаров, судя по передовице, рассчитывает, изощрившись, реализовать хотя бы 70 с небольшим вертолетов.

Предположим, что бо́льшая часть из них — «Ансаты» (ранее говорилось о 45 законтрактованных единицах), остальное — Ми-17 для инозаказчиков и Ми-17-В5 на внутренний рынок. При этом в планах 2018 года, похоже, нет ни одного серийного Ми-38. Получается, серийный запуск авиадолгостроя вновь отодвигается, уже как минимум пятый год?

В целом источники «БИЗНЕС Online» весьма скептически относятся к ближайшим перспективам Ми-38: «Где эта машина?! А ведь уже лет 20 с ней возимся. Сегодня есть модификации Ми-8 (к сожалению, не казанские), которые по своим характеристикам очень близки к Ми-38, а цена — небо и земля. Никого не интересует, что это вертолет нового поколения. Вон кукурузник летает — и ничего, потому что он свои функции выполняет и замены нет. Ми-38 никогда не заменит Ми-8 там, где надо функцию простую выполнить. Боюсь, Ми-38 — это вертолет, который смогут купить только государственные структуры, да и то даже „Газпрому“ и „Роснефти“ тяжело будет. Но, надеемся, государство руку приложит, на старте уже есть заказы».

В планах 2018 года нет ни одного Ми-38 – получается, серийный запуск авиадолгостроя вновь отодвигается, уже как минимум, третий год Ми-38 пока скорее проблема для КВЗ, а не перспективный продукт Фото: «БИЗНЕС Online»

Тут надо сделать небольшое пояснение. Упомянутая источником модификация Ми-8 — это улан-удэнский Ми-171А2. Изначально сообщалось, что это «глобальный проект по замене многообразия Ми-8/17 на новый единый и наиболее современный вертолет». То есть не будет больше многочисленных казанских и улан-удэнских модификаций Ми-8/Ми-17 — их достоинства должен вобрать Ми-171А2. И если раньше все-таки говорилось, что машина разрабатывается как единый вертолет для производства в Казани и Улан-Удэ, то в условиях кризиса никто делиться с КВЗ не будет. Ми-38 и Ми-171А2, по сути, вертолеты одного класса. Грузоподъемность Ми-38 — 5–6 т, Ми-17 — 4–5 тонн. Разница несущественная, особенно если учесть, что Ми-17 уже есть и стоит в три раза дешевле Ми-38. Для традиционных потребителей продукции холдинга «Вертолеты России» — развивающихся стран — Ми-38 дорог, а в России у него есть в три раза более дешевый аналог.

В программных заявлениях промышленных боссов перспективы Ми-38 выглядят впечатляюще. Объем продаж до 2025 года оценивается в 175 единиц, до 2030-го запланирован выпуск 264 машин, однако на сегодня Ми-38 в количестве трех штук заказали лишь военные. Других покупателей нет.

Одно из неизбежных, как отмечает Пустовгаров, для обеспечения экономии мероприятий – введение четырехдневной рабочей недели Одно из неизбежных, как отмечает Пустовгаров, для обеспечения экономии мероприятий — введение четырехдневной рабочей недели Фото: «БИЗНЕС Online»

И ВНОВЬ ЧЕТЫРЕХДНЕВКА

Чтобы сделать запланированные Пустовгаровым 70 вертолетов, придется приложить нетривиальные усилия. Как пишет директор, главная проблема — сохранение финансовой ликвидности предприятия, на которую влияют накопленные кредиты, а также находящиеся на балансе большие запасы материальных ценностей и незавершенное производство. То есть заводу надо выполнять обязательства по выплатам банкам (по остальным платежам — зарплате, налогам, приобретению комплектующих — проблем не будет, заверяет гендиректор). Для этого предприятию необходимо изыскать около 5 млрд рублей, причем их надо либо найти внутри бюджета расходов, либо увеличить доход.

28 апреля холдинг одобрил план мероприятий по актуализации бюджета КВЗ на 2018 год. Продажа запланированных вертолетов и выполнение мероприятий по снижению затрат обеспечит ликвидность, снизит кредитную нагрузку и позволит сохранить численность коллектива. В противном случае кредитная нагрузка увеличится, завод потеряет возможность получения кредитов, необходимых для дальнейшей деятельности.

28 апреля холдинг одобрил план мероприятий по актуализации бюджета КВЗ на 2018 год 28 апреля холдинг одобрил план мероприятий по актуализации бюджета КВЗ на 2018 год Фото: «БИЗНЕС Online»

Что предполагается сделать? Во-первых, максимально безболезненно сократить инвестиционные проекты обновления некоторых участков производства. Во-вторых, опытные образцы вертолетов изготавливать не за счет завода, а на деньги холдинга. При этом объем инвестиций на модернизацию «Ансата» полностью сохранится. Также сказано, что изготовление Ми-38-2 (видимо, имеется в виду первый серийный образец) будет финансировать не завод, а источник извне. Как пояснили в пресс-службе КВЗ, это одна из российских лизинговых компаний... В-третьих, реализовать находящиеся на складах запасы (видимо, имеются в виду покупные комплектующие). В-четвертых, снизить накладные расходы и себестоимость услуг вспомогательных производств и сторонних организаций, а также оптимизировать затраты на содержание непромышленного комплекса.

В-пятых, уже снижен фонд заработной платы управляющего персонала. Отметим, в курилках КВЗ не без злорадства надеются, что топы хорошо потеряют в деньгах. Напомним, в интервью «БИЗНЕС Online» Пустовгаров сказал по этому поводу: «Надо убрать жирок, причем, может быть, даже не там, где, как кажется, он есть. Прошла эта волна с оптимизацией. Хорошо. Но почему в одни места залезли, а в другие — нет? Почему не оптимизировать саму структуру? Зачем обязательно надо лезть в рабочий народ?! Возможно, это надо делать, но почему не посмотрели другие места? Оптимизация должна коснуться не только рабочих, но и руководства». Как заметил источник «БИЗНЕС Online», резать зарплаты топам совершенно нетипично для российской оборонки. В пресс-службе КВЗ «БИЗНЕС Online» сообщили, что у руководства завода — серьезное снижение зарплаты. «Отменены квартальные премии топ-менеджеров, которые включали до 100 процентов от оклада, — также говорится в комментарии. — Сейчас утверждается новая организационная структура, в которой будет сокращено количество руководящего состава предприятия».

И наконец, одно из неизбежных, как отмечает Пустовгаров, для обеспечения экономии мероприятий — введение четырехдневной рабочей недели.

Предполагается изготавливать опытные образцы вертолетов не за счет завода, а на деньги холдинга. При этом объем инвестиций на модернизацию «Ансата» полностью сохранится Объем инвестиций в модернизацию «Ансата» полностью сохранится Фото: «БИЗНЕС Online»

Напомним, такое в истории КВЗ уже было. В июле 2016 года завод на три месяца (больше, по закону, нельзя) уходил на четырехдневку. Тогда Казань тоже будоражили слухи о грядущих сокращениях на предприятии. Говорили, что реально могли уволить до тысячи человек, но в итоге руководство КВЗ, стремясь сохранить коллектив, предпочло ограничиться временным решением. Говорили, что четырехдневка продлится только три летних месяца, но потом тихой сапой ее продлили до Нового года.

Объясняя причины, руководство ВР тогда отделалось казенным комментарием прессе — не сравнить с подробным разбором Пустовгарова. Эксперты же выделяли ряд причин (они справедливы не только для КВЗ, но и для всей отрасли). Первая: ориентация только на определенных иностранных заказчиков, которые в итоге «наелись». Вторая: значительно выросла доля поставок по гособоронзаказу (ГОЗ), а рентабельность выполнения таких контрактов радикально ниже, чем у экспортных сделок. Третья: одни из главных покупателей — компании нефтегазового сектора — с падением цен на нефть и объемов геологоразведки почти перестали покупать вертолеты. Четвертая: почивание на лаврах СССР, отсутствие новых востребованных моделей коммерческих вертолетов.

Юрий Пустовгаров: «В целом, считаю необходимой мобилизацию коллектива на тотальное снижение затрат, ведь цель — сохранение позиций КВЗ на рынке вертолетов» «В целом считаю необходимой мобилизацию коллектива на тотальное снижение затрат, ведь цель — сохранение позиций КВЗ на рынке вертолетов» Фото: «БИЗНЕС Online»

«РАНЬШЕ КВЗ ДВЕРИ НОГОЙ ОТКРЫВАЛ КУДА УГОДНО...»

Сегодня вновь впору задаться вопросами: почему столь мощный завод зависит от одного призрачного индийского контракта? И, главное, где выход?

Как полагает старший научный сотрудник Академии им. Жуковского Евгений Матвеев, среди главных причин кризиса — неблагоприятная ситуация на вертолетном рынке, снижение гособоронзаказа, низкая платежеспособность населения, отсутствие грамотной вертолетной политики. «И новых тенденций в жизни холдинга не видно: вертолетное хозяйство застоялось в ожидании реальных перемен, а не пустых обещаний и громких заявлений, — отметил эксперт в беседе с „БИЗНЕС Online“. — Говорят в холдинге много, а смотреть нужно на поступки и решения. К сожалению, действий, рождающих надежды на новую динамику отрасли, не видно». Он указывает на то, что ситуация в целом типична для отрасли, а лучше других сегодня дела идут у производителя боевых вертолетов — ростовского «Роствертола».

Матвеев указывает, что антикризисный план Пустовгарова необходимо дополнить реформами в холдинге: «Нужна кадровая политика — двигать отрасль могут только лучшие умы, способные тянуть бремя ответственности. Необходимо резкое сокращение количества типов и модификаций выпускаемых вертолетов (вплоть до отказа и закрытия программ), это жесткая унификация линейки вертолетов и межзаводской продукции. Требуется внедрение современных моделей разработки и производства (хватит „делать и переделывать“). Наконец, давно пора перенести упор на эксплуатационные характеристики вертолетов, в первую очередь на снижение стоимости и сокращение эксплуатационных расходов (не на словах), перевернуть отношение к системе эксплуатации на 180 градусов».

Как считает главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов, нельзя сбрасывать со счетов и фактор субъективного характера: «В первую половину нулевых КВЗ вообще двери ногой открывал куда угодно и по совокупности выпуска был больше, чем все остальные вертолетные заводы вместе взятые. Но... возмездие неотвратимо. Заводу припомнили старые обиды».

Евгений Матвеев: «Новых тенденций в жизни холдинга не видно: вертолетное хозяйство застоялось в ожидании реальных перемен, а не пустых обещаний и громких заявлений» «Новых тенденций в жизни холдинга не видно: вертолетное хозяйство застоялось в ожидании реальных перемен, а не пустых обещаний и громких заявлений» Фото: «БИЗНЕС Online»

Также он рекомендует обратить внимание на относительно новые для КВЗ рынки: «В последнее время Ирак разморозился, а ранее он всегда Ми-17В-5 использовал, а прекратил не потому, что расхотел, а потому, что из-за американского вмешательства сложности были. То есть имеет смысл прокачать иракскую тему. Тем более сейчас явно пошло ускорение сотрудничества с этой страной... Вьетнам давно у нас вертолетов не брал (и вообще у кого бы то ни было), поэтому они ему объективно бы не помешали. Кстати, еще Египет — очень закрытая страна, как ни странно. У него большой парк Ми-17, но с учетом того, что он сейчас активно контртеррористическую операцию ведет, вертушки там тоже нужны. Эти три страны для КВЗ могут быть более перспективными, чем Индия».

Добавим, что на КВЗ уверены — контракт будет. «Мы находимся в постоянном диалоге с заказчиком, технические вопросы согласованы», — сообщили в пресс-службе завода.

Нынешняя четырехдневка продлится с июля по октябрь. Рассматривалось несколько вариантов, объясняет гендиректор. Первый — общий отпуск в августе, но, увы, это лишь увеличение затрат. Второй — уход на четырехдневку в четвертом квартале, но он невозможен из-за планирующихся в конце года новых заказов. В итоге остановились на третьем квартале: лето, отпуска, подготовка к школе. Как пояснили в пресс-службе, зарплата сотрудников на время четырехдневки уменьшится пропорционально их рабочему времени.

«А в целом считаю необходимой мобилизацию коллектива на тотальное снижение затрат, ведь цель — сохранение позиций КВЗ на рынке вертолетов», — завершает свое обращение призывом Пустовгаров.