Социологи, близкие к Казанскому Кремлю, замерили пульс республики после выборов президента РФ — в КФУ накануне были озвучены свежие данные соцопросов Андрей Большаков (слева): «Все эти политические силы оказались проигравшими по сравнению с действующим президентом, поэтому эти цифры не удивительны»

17% ТАТАРСТАНЦЕВ НЕДОВОЛЬНЫ ИТОГАМИ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА РФ

Заседание экспертного совета по общественно-политическим и этноконфессиональным вопросам при КФУ накануне было посвящено свежим замерам самочувствия татарстанцев, переживших недавно выборы президента РФ и первый этап битвы за обязательное изучение родного языка. По традиции его посетили известные социологи и политологи, общественные и религиозные деятели, включая председателя Общественной палаты Анатолия Фомина и замруководителя департамента президента РТ по вопросам внутренней политики Романа Белякова (не секрет, что именно казанский Кремль и является основным заказчиком социсследований).

Председательствовавший завкафедрой конфликтологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ Андрей Большаков начал с минутки политинформации. Он озвучил хорошо известные всем итоги президентской кампании, из которых самый важный один — за Владимира Путина проголосовали 82,09% избирателей республики.

«Впервые за все президентские кампании за действующего президента Путина проголосовали более половины от всех возможных участников избирательной кампании, этого никогда не было», — сделал акцент политолог.

Большаков не исключил, что после инаугурации и перетряски правительства страны могут произойти важные политические перемены и в РТ. «Президент Республики Татарстан, в свою очередь, обещал определенные и структурные, и человеческие изменения здесь, в регионе», — загадочно намекнул Большаков.

Не обошел стороной Большаков оборотную сторону выборов — оценку их итогов оппозиционно настроенным населением республики. Таковых набралось 17% (из 1,5 тыс. татарстанцев, опрошенных фондом «Общественное мнение — Татарстан»). Эти люди заявили, что не следует доверять результатам выборов. Интересно при этом, что среди оппозиции отношение к ним неоднозначное. Так, недовольны итогами выборов президента РФ 72% электората Ксении Собчак, 50% «яблочников» и только 35–36% жириновцев и грудининцев.

«Но все эти политические силы оказались проигравшими по сравнению с действующим президентом, поэтому эти цифры не удивительны», — комментировал Большаков.

Вместе с тем свыше 80% опрошенных склонны доверять итогам прошедших выборов. Эта цифра получилась при сложении голосов 57% опрошенных татарстанцев, заявившие, что «результаты выборов достоверны и соответствуют волеизъявлению избирателей», и 26% тех, кто отметил отдельные нарушения, которые, по их мнению, не повлияли на общие итоги голосования.

На что же должен быть ориентирован курс будущего правительства России? 70% опрошенных ждет социальной справедливости, которая видится как сочетание двух факторов: поддержка малоимущих слоев при повышении налогов для богатых На что же должен быть ориентирован курс будущего правительства России? 70% опрошенных ждут социальной справедливости, которая видится как сочетание двух факторов: поддержка малоимущих слоев при повышении налогов для богатых

«ТЕХ, КТО ДОВОЛЕН ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИЕЙ, В РАЗЫ БОЛЬШЕ ТЕХ, КТО ЭТОЙ СИТУАЦИИ НЕДОВОЛЕН»

Если говорить о том, как себя ощущает население республики в этот переломный политический момент, то, по данным соцопросам, 73% татарстанцев довольны текущим моментом, недовольных набралось 25%. 51% опрошенных видят, что ситуация в республике становится лучше, ухудшение ощущают лишь 10% респондентов. При этом показатели практически не меняются с конца 2016 года, хотя ранее были довольно заметные взлеты и падения.

«Тех, кто доволен текущей ситуацией, в разы больше тех, кто этой ситуации недоволен или скорее не доволен», — заключает политолог.

На что же должен быть ориентирован курс будущего правительства России? 70% опрошенных ждет социальной справедливости, которая видится как сочетание двух факторов: поддержка малоимущих слоев при повышении налогов для богатых.

«Социальные приоритеты далеко впереди, это часть нашей ментальности, мы всегда так мыслили и будем продолжать мыслить, причем здесь нет сильных различий между представителями старшего возраста, среднего возраста или молодежи», — говорит Большаков.

«Либерально настроенными» выглядят, по мнению исследователя, 14% опрошенных — у них сформирован запрос на расширение возможностей для занятия бизнесом и снижение налоговой нагрузки.

18% опрошенных татарстанцев в конце 2017 года отмечали, что обстановка «стабильная, но напряженность начинает расти», в этом году их число сократилось до 15% 18% опрошенных татарстанцев в конце 2017 года отмечали, что обстановка «стабильная, но напряженность начинает расти», в этом году их число сократилось до 15%

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ «ОПТИМИСТОВ» СТАЛО МЕНЬШЕ

В сфере межнациональных отношений в конце прошлого года отмечен небольшой провал. Количество людей, которые считают ситуацию «спокойной и стабильной», резко сократилось в конце 2017 года: 77% в четвертом квартале против 83% — в третьем. При этом в первом квартале 2018 года количество «оптимистов» вновь подросло до 81%.

18% опрошенных татарстанцев в конце 2017 года отмечали, что обстановка «стабильная, но напряженность начинает расти», в этом году их число сократилось до 15%.

Доля «пессимистов», то есть людей, которые считают, что межнациональная и межконфессиональная обстановка в РТ «напряженная, конфликтная», в четвертом квартале выросло с 1% до 3%, но в начале 2018 года она снизилась до паритетных 2%.

«Это связано в том числе с обсуждением языковой проблемы. Ее обсуждение в Татарстане развивалось стремительно. И многие были ошеломлены тем, что делалось в последние месяцы. Поэтому „спокойные и стабильные“ результаты просели, и чуть-чуть выросли результаты, констатирующие, что напряженность начинает расти», — прокомментировал Большаков.

Улучшение показателей по «оптимистам» в начале 2018 года Большаков объяснил тем, что население одобрило выработанное на тот момент решение «языкового вопроса». Нужно отметить, что опрос проводился в первом квартале 2018 года до появления в Госдуме РФ резонансного законопроекта о факультативном преподавании родных языков в средней школе.

После окончания совета корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался у Андрея Георгиевича, как может повести себя «межнациональная» кривая во втором квартале 2018 года. «Думаю, что существенного роста (числа „пессимистов“ — прим. ред.) не произойдет, думаю, колебания будут в рамках 2–3 процентов», — считает Большаков. Он уверен, что речь идет не о «поствыборной усталости», способствует росту пессимистических настроений также внешняя и внутренняя политика — Сирия, Кемерово и проч. 

Спрашиваем, почему проблематика изучения татарского языка, судя по данным соцопроса, волнует не так уж много жителей Татарстана. Ученый полагает, что депутаты Госсовета концентрированно отражают мнение национальной элиты. «По данным исследований, [языковая проблема] стоит на седьмом-восьмом месте (в рейтинге проблем, которые больше всего волнуют жителей РТ,прим. ред..) с 7–8 процентами. Это много, но это не решающая цифра, поскольку вопросы экономики волнуют гораздо больше», — отмечает Большаков. «У нас очень многие завязаны на программы, фестивали, они понимают, что если сейчас татарский язык уйдет, то чем они будут зарабатывать? Это кусок хлеба в том числе», — рассуждает ученый.

В целом ученый не видит поводов для беспокойства за межнациональный и межконфессиональный мир в республике и говорит, что за все последние годы данные опросов очень стабильные. «На позитив настроены большинство наших сограждан — более трех четвертей. Многие субъекты Федерации Татарстану в стабильности могут позавидовать, — считает ученый. — За все годы у нас у нас был только „черный ноябрь“ в 2013 году, а дальше положение очень стабильное».

Что касается оценок населением ситуации в религиозной сфере Татарстана, то по данным опроса имеется «рост позитива» — 88% опрошенных считают, что ситуация в этой сфере стабильная. Напряженной ее видят 3% татарстанцев, 6% оценивают ситуацию как спокойную, но с тенденцией к ухудшению.

«Есть ли польза от НКО? — задается вопросом Андрей Тузиков и сам на него отвечает, — подавляющее большинство (37,7%) затруднились ответить, а считающих, что пользы нет, и что польза есть, — примерно поровну разделились!» «Есть ли польза от НКО? — задается вопросом Андрей Тузиков и сам на него отвечает. — Подавляющее большинство (37,7%) затруднились ответить, а считающих, что пользы нет и что польза есть, примерно поровну!»

НКО: МНОГО ШУМА... И НИЧЕГО?

Завкафедрой КНИТУ и глава татарстанского отделения Изборского клуба Андрей Тузиков поделился итогами масштабного исследования татарстанских НКО, в ходе которого были опрошены 1 тыс. респондентов. Выводы оказались несколько неожиданными: только 19,5% вообще знают, что такое НКО. Лично имели опыт взаимодействия с ними только 7,6% опрошенных.

«Есть ли польза от НКО? Ведь считается, что НКО создается для решения проблем, — задается вопросом Тузиков и сам на него отвечает. — Подавляющее большинство (37,7%) затруднились ответить, а считающих, что пользы нет и что польза есть, примерно поровну!»

Интересно, что 2,9% опрошенных имели негативный опыт взаимодействия с НКО. При этом больше всего недовольных обнаружилось в Казани. Странный результат, ведь в основном это сугубо «богоугодные проекты». А на их поддержку в последние годы тратится все больше и больше государственных средств. Так, на поддержку только из республиканского бюджета на НКО в этом году будет потрачено 20 млн рублей. Еще 20 млн татарстанские энкэошники получили по программе грантов от президента РФ в августе прошлого года, а сейчас идет дележ очередного транша.

Исследователи решили выяснить: а может быть, НКО не отвечают тем задачам, которые ставят перед ними общество? Грубо говоря, занимаются не тем, что нужно обществу? Такие «грантоеды для себя»? Авторы исследования сравнили топ-лист проблем, которые больше всего волнуют жителей республики, с приоритетными направлениями работы НКО.

Выяснилось, что татарстанцев в первую очередь волнуют такие проблемы, как рост цен на товары потребления и ЖКУ, низкие зарплаты и пенсии, безработица, дороговизна жилья, плохое медицинское обслуживание, алкоголизм и т. д.

Выяснилось, что татарстанцев, в первую очередь, волнуют такие проблемы, как рост цен на товары потребления и ЖКУ, низкие зарплаты и пенсии, безработица, дороговизна жилья, плохое медицинское обслуживание, алкоголизм и т.д. Выяснилось, что татарстанцев в первую очередь волнуют такие проблемы, как рост цен на товары потребления и ЖКУ, низкие зарплаты и пенсии, безработица, дороговизна жилья, плохое медицинское обслуживание, алкоголизм и т. д.

«Не в первую очередь» жителей РТ волнует недостаточный уровень развития благотворительности, низкое качество социально-психологической помощи населению, защита памятников истории, проблема мигрантов, угроза терроризма, высокий уровень преступности, кризис в духовной сфере и проч.

«НКО призваны решать именно эти проблемы, а не проблемы зарплаты или высоких цен. Но эти сугубо энкэошные проблемы граждан не волнуют в первую очередь, — приходит к выводу Тузиков. — Грубо говоря, женщина хочет новое платье, а мужчина ей предлагает сходить в кино — вот в чем противоречие».

Действительно, стоит вспомнить тематику работы татарстанских НКО, которые претендуют на очередной президентский грант. Как уже писал «БИЗНЕС Online», традиционно самым популярным направлением стала «охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни», за ним следуют проекты в области науки, образования, просвещения, далее идет «поддержка проектов в области культуры и искусства», «поддержка семьи, материнства, отцовства и детства», «охрана окружающей среды и защиту животных» и проч. 

Не удивительно при этом, что, по данным соцопроса, большинство жителей (более 55%) уверены, что решить их насущные проблемы могут только государственные и муниципальные власти и мало кто (4,6%) ждет в решении наболевших проблем помощи от НКО. Более того, люди не верят, что эти организации могут решить такие проблемы, как развитие образования, художественное творчество, межнациональное сотрудничество и охрана здоровья.