Недовольство Талгата Абдуллина срывом графика сдачи домов прорвалось исками. Только-только ПСО «Казань» завершило работы на двух высотках и анонсировало скорую готовность оставшихся трех, как стороны строительства стали перекидываться миллиардными судебными претензиями. Контраргумент у компании весомый — разрешение на строительство было выдано лишь через 222 дня после срока начала работ по договору.
В качестве нерасторопного подрядчика, из-за которого началась порка, оказался ПСО «Казань» Равиля Зиганшина
КАК В СКАЗКЕ ПРО РЕПКУ: ГЖФ ВЧИНИЛ ИСК КАЗАНСКОМУ УКС, А УКС СКРЕСТИЛ «АРБИТРАЖНЫЕ ШПАГИ» С ПСО
Желание Госжилфонда ускорить ход сдачи домов в «Салават Купере» привело к неожиданным и огромным искам к структуре исполкома Казани. В качестве нерасторопного подрядчика, из-за которого началась порка, оказался ПСО «Казань» Равиля Зиганшина.
Как известно, ПСО «Казань» возводит в «Салават Купере» 11-й квартал, состоящий из пяти многоэтажных домов. Как прозвучало в ходе заседания в Арбитражном суде РТ, два дома уже введены в эксплуатацию в конце 2017 года. А остальные, как сообщали в СМИ, находятся в высокой степени готовности: три дома — 11.1 , 11.3 и 11.5 застройщика ПСО «Казань» — планируется сдать до конца мая. Об этом в марте сообщил замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ильшат Гимаев. По его словам, первым на очереди стоит дом 11.3 — здесь уже подано тепло, завершение строительно-монтажных работ ожидается к концу марта, а затем начнется процедура ввода в эксплуатацию. На доме 11.5 также уже подано тепло, дом 11.1 — на очереди. «Ожидаем, что до конца апреля строймонтаж будет завершен. И до конца мая 2018 года мы завершим первую очередь», — прогнозировал Гимаев.
Впрочем, первоначальные сроки были намного более оптимистичными. Это следует из некоторых судебных документов. Так, еще в 2016 году ПСО «Казань» требовал изменить сроки по крайней мере по трем домам (11-1,11-2 и 11-3). Договорами был установлен срок завершения работ и ввода объектов в эксплуатацию аж на 15 октября 2015 года. ПСО требовал перенести их на более мягкую дату — на первое декабря 2016 года... Позиция подрядчика заключалась в том, что разрешение на строительство было выдано только в июле 2015 года, то есть «через 222 дня после начала срока выполнения работ». Кроме того, структурой исполкома не были своевременно исполнены обязательства по предоставлению строительной площадки и передаче проектно-сметной документации. Арбитраж тогда в иске отказал, но отметил, что подрядчик может защищать свои права, ссылаясь на другие нормы права, — видимо, путем подачи иных исков.
Впрочем, даже тот срок, на который хотел перенести сдачу ПСО «Казань», уже давно прошел. Это, по всей видимости, и заставило ГЖФ обратиться в суд с такими существенными претензиями. Тем более что сам глава ГЖФ Талгат Абдуллин не исключал такой возможности, заявляя о вероятных исках в общении с прессой. При этом в качестве ответчика на 1,3 млрд рублей Абдуллин избрал не подрядчика, а управление капитального строительства и реконструкции исполкома Казани. Управление выполняет роль технического заказчика на объектах 11-го квартала «Салават Купере».
Впрочем, и сама структура исполкома не осталось в долгу — и вчинила ПСО «Казань» вдвое более крупный иск. Он связан с невыполнением сроков по строительству 11-го квартала в «Салават Купере». Отметим, что примерно по такой же схеме ГЖФ и раньше инициировал процессы против нерадивых подрядчиков, например «Камгэсэнергостроя», но суммы были существенно скромнее. Вот и получается самая настоящая сказка: бабка за дедку, дедка за репку... осталось лишь эту самую репку вытянуть.
Даже тот срок, на который хотел перенести сдачу ПСО «Казань», уже давно прошел. Это, по всей видимости, и заставило Талгата Абдуллина обратиться в суд с такими существенными претензиями
Впрочем, справедливости ради отметим, что все иски вполне могут относиться к серии «замах на рубль, удар на копейку». Так, если смотреть в картотеке арбитражей, то обнаружим схожий иск того же УКСиР к тому же ПСО «Казань» о взыскании неустойки в размере 474 млн рублей за нарушение сроков при реконструкции существующего участка Ленинской дамбы и моста через реку Казанку.
Спор начал рассматривать в середине 2016 года. Вскоре исполком снизил свои требования до 52 млн рублей. Потом суд отметил, что в части требований уже пропущен срок исковой давности — и присудил взыскать неустойку в 5 млн рублей. Буквально два месяца назад кассация подтвердила законность такого решения. В таком случае можно порадоваться за рачительность исполкома: подадут на два миллиарда, выиграют 20 млн рублей – хорошо, приятное пополнение городского бюджета плюс отсутствие претензий со стороны контролирующих органов. Тем более что поток транспорта через дамбу исправно катит со времен Универсиады.
ДВА ДОМА МЫ СДАЛИ!
На суде управление капитального строительства заявило, что с предъявленным им иском на 1,3 млрд рублей они не согласны. Хотя бы потому, что эту неустойку ГЖФ пытается начислить за период, за который УКСиР не отвечают. «Это вина подрядчика, что не вовремя сдан объект. Подрядчик — это ПСО „Казань“, третье лицо. Мы лишь отвечаем за срок передачи по акту реализации готового, уже введенного в эксплуатацию жилого дома инвестору-застройщику. И для этого предоставлен срок 30 дней».
Более того, представитель управления Наиля Алимбек обратила внимание, что «инвестор сам поручил нам заключить договор именно с этим подрядчиком, о чем свидетельствует письмо», в начале заседания врученное судье.
Судья Мансур Камалетдинов уточнил, действительно ли инвестор сам определил подрядчика. На это юрист управления снова утвердительно кивнула: «Да, подрядчика определяет фонд. То есть истец».
Неустойка начисляется по 18 января 2017 года по всем объектам. Однако не надо забывать, что на данный момент два дома уже введены в эксплуатацию в конце 2017 года
Далее выступил представитель ПСО «Казань», подтвердив, что по договорам управление капитального строительства несет неустойку только в ограниченном случае: «То есть просрочка начинается когда? Получили разрешение на ввод, 30 дней прошло, если они этого не сделали, с 31-го дня начинается у них просрочка».
Своей вины в срыве сроков ПСО «Казань» тоже не видит. Представитель подрядчика Станислав Захаров заявил, что по данным пяти домам 11-го квартала в «Салават Купере» у них уже были два суда с управлением капитального строительства. «Мы просили изменить сроки выполнения работ по этим объектам, с первого по пятый дом. Суд отказал. Однако суды отметили, что обстоятельства, на которые мы ссылались, — это просрочка по передаче проектно-сметной документации, просрочка по передаче разрешения на строительство, актов строительной площадки, — все эти обстоятельства признаны обоснованными. Но при этом это является защитой прав подрядчика по статьям 719 и 716 ГК, как применение норм о вине, соответственно, заказчика».
Также ПСО «Казань» обратило внимание: неустойка начисляется по 18 января 2017 года по всем объектам. Однако не надо забывать, что на данный момент два дома уже введены в эксплуатацию в конце 2017 года.
После этого представитель ПСО снова, по сути, выступил с доводами, защищающими исполком, и в принципе и себя, так как проигрыш муниципалитета им здесь также не выгоден. «Я хочу сказать, что по аналогичному спору есть судебный акт между ГЖФ и УКСом, где „Камгэсэнергострой“ является подрядчиком, и там кассация очень хорошо расписала, ФАС ПО, за что отвечает УКС по договору инвестирования». Причем конкретные доводы так и не были произнесены, но, судя по тону юриста, они были весьма весомыми и обеляли УКС.
Суд уточнил: «Это по другим домам, что ли?»
Исполком подтвердил, что условия полностью аналогичные. «Просто здесь 11-й квартал, а там был 12-й квартал микрорайона „Салават Купере“», — пояснил представитель исполкома.
Разрешение на строительство было выдано только в июле 2015 года, то есть «через 222 дня после начала срока выполнения работ»
«ТОГДА ЗАЧЕМ ОБРАТИЛИСЬ С В СУД? ВЫ ХОТИТЕ ТАКИМ ОБРАЗОМ ПОДПИНУТЬ ИХ?»
Внимание судьи перешло к ГЖФ: «Тогда зачем обратились в суд? Если такой же договор, вас обязывают судиться, что ли? Прокуратура проверила, обязывают или что там?»
В ответ юрист Халиль Гилязов сразу раскрыл причины терзания инвестора. «Ваша честь, объекты не сдаются. Вот они ссылаются...»
Судья прервал начавшуюся было речь, пытаясь продолжить разговор по существу: «Вы хотите таким образом подпинуть их?»
Но ГЖФ уже перешло на привычный юридический язык. «Есть определенные сроки — мы же свои доводы описали в исковом заявлении...» А далее представитель фонда раскрыл причины подачи претензий к УКСу: «А кому же предъявлять? Если у нас прямые договорные отношения с техническим заказчиком». Также ГЖФ указало и на второй иск: «Они сами подали на два с половиной миллиарда, претензии именно по срокам».
Тут ПСО запротестовало: «Там без движения оставили, из-за госпошлины. Там будет спор между заказчиком и подрядчиком. Другой предмет спора совершенно!»
Но убедить юриста ГЖФ не удалось: «Те же объекты, они (УКС — прим. ред.) же тоже по срокам предъявили». Более того, уже сам фонд стал апеллировать к другим прошлым спорам: «Были и иные судебные акты, где мы взыскали неустойки, касающиеся аналогичных по форме договоров и предмета спора. Решение по ним было вынесено и устояло».
В итоге основное судебное заседание назначено на 23 мая 2018 года. «БИЗНЕС Online» предложил сторонам — исполкому, Госжилфонду и ПСО «Казань» — прокомментировать каскад взаимных претензий, однако участники дела предпочли воздержаться от комментариев.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 64
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.