Ренат Мистахов прощается с заводом им. Горького, но лишь для того, чтобы руководить им уже главой корпорации Ренат Мистахов прощается с заводом им. Горького, но лишь для того, чтобы руководить им уже главой корпорации / Фото: «БИЗНЕС Online»

ПРОГУЛОЧНЫЙ «ТРАНСФОРМЕР»

«Планируем, чтобы эти суда ходили от «Ривьеры» на Казанке до Свияжска и дальше», — рассказал «БИЗНЕС Online» генеральный директор АО «Зеленодольский завод им. Горького» Ренат Мистахов.

Что за суда имеются в виду? Это радикально переработанный проект 23020 от АО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» (ЗПКБ). Палубы две: на верхней, прогулочной, предусмотрены барные стойки, проведение дискотек. Идеологию проекта можно назвать трансформером: кораблик может быть вместимостью 50, 150, 200 человек. Возможен и вариант плавучего ресторанного комплекса. Судно сможет причаливать к необорудованному берегу. «Упор сделали на то, чтобы оно могло проходить под Кировской и Ленинской дамбами», — подчеркнул Мистахов.

Отметим, что проект 23020 уже опробован в деле. Он был создан по заказу московской Столичной судоходной компании (ССК) для Москвы-реки. Характеристики: длина — 32,24 м, ширина — 5,9 м, дедвейт — 16 т, водоизмещение — 90 т, осадка — 0,74 м, пассажировместимость — 120 человек, экипаж — три человека.

Для начала Московский судостроительный завод (МССЗ) построил серию, получившую название «Пилигрим»: «Столичный-1», «Столичный-2», самоходный плавучий ресторан «Светоч» (первый в России плавучий ресторан, спроектированный именно как таковой), паромная переправа «Усть-Сысольск» (река Вычегда, Коми, вместимость — 141 человек; дополнительная теплоизоляция, утолщенный ледовый пояс позволяет вести эксплуатацию в мелкобитом льду). Следующая инкарнация проекта получила шифр 23021 и название «Волгарь»: «Брест» ходит по Селигеру, а «Александр Кунахович» — в Зеленодольском районе РТ. Этот грузопассажирский теплоход построен по программе перевооружения ЗПКБ и работает на его экспериментальной базе в Васильево — обслуживает испытания самоходных и радиоуправляемых моделей... Еще один вариант называется 23020А «Астраханец»: по заказу Астраханской области построено три судна.

Отметим, что класс «Волгаря» уже не «Р» (высота волны — до 1,2 м), как у «Пилигрима», а «О» (до 2 м), то есть оно подходит для плавания в более суровых условиях, например, в Камском Устье. Уже тогда в ЗПКБ рассчитывали, что на платформе «Волгаря» создадут семейство пассажирских теплоходов для больших рек. И вот, идея воплощается. Кстати, название для проекта еще не придумано.

По словам Мистахова, новые прогулочные суда изрядно отличаются от прародителя - ПилигримаПо словам Мистахова, новые прогулочные суда изрядно отличаются от прародителя - Пилигрима По словам Мистахова, новые прогулочные суда изрядно отличаются от прародителя - Пилигрима / Фото: zpkb.com

«НА РЕКЕ НИЧЕГО ПУТНОГО НЕТ»

На какие деньги строятся суда? По всей видимости, это будет кредит. «Обсуждаем со Сбербанком строительство большого количества этих судов, а также лизинговые схемы, — рассказал Мистахов. — В частности, чтобы на зимний период сделать для приобретателей каникулы с выплатами, другие способы заинтересовать потенциальных заказчиков». В пятницу же со Сбером будет подписано соответствующее соглашение. К слову, Мистахов будет подписывать его уже в должности руководителя судостроительной корпорации «Ак Барс», а завод им. Горького возглавит другой человек. И еще о кадровом: по нашей информации, в середине апреля врио гендиректора ЗПКБ (напомним, оно тоже войдет в корпорацию) Евгений Жирков был утвержден советом директоров Объединенной судостроительной корпорации генеральным директором бюро. Сегодня-завтра его должны представить коллективу в этой должности.

Кто заказчик прогулочного теплохода? По словам Мистахова, им станет одно из подразделений корпорации — ООО «ВолгаТатСудоремонт». «Пока ведем переговоры с потенциальными заказчиками и эксплуатантами, но мы эксплуатантом точно не будем», — уточнил он.

Сколько будет стоить судно? От ответа на этот вопрос Мистахов уклонился, но пообещал, что «будет недорогое, поскольку мы хотим, чтобы оно пошло по всему Поволжью, ведь на реке ничего путного нет». В связи с этим напомним, что «Столичный-1» стоил 45 млн рублей, «Столичный-2» — 47 млн, а «Волгарь» — 60 миллионов. При этом все необходимые комплектующие для постройки этих судов в России есть.

Источник «БИЗНЕС Online» в судостроении полагает, что теплоход нового проекта будет стоить не менее 150 миллионов. Лизинговая схема может получиться очень дорогой для собственника судна. Но если она окажется жизнеспособной, это будет своего рода революцией. Ведь не раз отмечалось, что у судоходных, проектировочных и судостроительных компаний нет денег на создание и покупку судов. К тому же судовладельцы, как правило, говорят: сначала покажите реальный пароход, а потом посмотрим. Показывать же нечего — денег на строительство нет. Порочный круг, пока никем не разорванный.

Но Мистахов уверен в успехе. Он подчеркнул, что проект прошел через 7 обсуждений в минпромторге РТ, на сегодня защищен бизнес-проект. Оба судна должны быть сданы в мае 2019 года.

На заводе им. Горького заждались массовых гражданских заказов На заводе им. Горького заждались массовых гражданских заказов

МОСКВА И ПЕТЕРБУРГ НЕ КОНКУРЕНТЫ, НО...

Насколько завод им. Горького и ЗПКБ сильны в гражданских проектах (ведь мы больше знаем их как военных корабелов)? Насколько актуален проект прогулочного теплохода? Найдет ли он спрос в России в целом?

«Да, ЗПКБ сильно в гражданской тематике, — заверил в беседе с „БИЗНЕС Online“ эксперт в области судостроения Владимир Леонов. — Речные прогулочные суда достаточно глубоко прорабатывались зеленодольскими конструкторами еще в 1991, 1997 и 2002 годах. Сам по себе проект был разработан и реализован в трех вариантах (включая плавучий ресторан). Все это в совокупности обеспечивает необходимые компетенции Зеленодольского ПКБ. Завод имени Горького может качественно построить любое гражданское судно, которое разместится в стапельных цехах.  Но для него проблема обеспечить конкурентную себестоимость и цену при постройке таких небольших судов. Ситуация с высокой себестоимостью речного судостроения и судоремонта на этом предприятии известна давно. Для решения этой задачи и создано специальное структурное подразделение с отдельным  ценообразованием услуг — „ВолгаТатСудоремонт“.

Проекты подобного типа (для экскурсий, прогулок выходного дня) были и будут актуальны всегда, особенно в южных регионах. Технический облик таких судов примерно одинаков во всем мире: максимум обзора, бар, санузлы, защита от осадков. Теплоходы, конечно, найдут спрос, особенно на Доне и в Нижнем Поволжье. Вот только другие регионы очень быстро создадут пиратские копии и будут сами производить похожие суда, поскольку здесь отсутствуют „ноу-хау“ и техническая сложность. А сегодня судов, подобных зеленодольским, в России не строят. Те, что строятся в Московской области, — это специфически московский продукт, отличающийся  очень высокой себестоимостью. То, что строится для Петербурга, — это катера с малой надводной высотой — для плавания по питерским каналам в течение пары часов, и они не конкуренты зеленодольским теплоходам.

Основная проблема — экономическая эффективность подобных судов. Один час „бюджетной“ поездки должен стоить не менее 350 рублей. Но готов ли массовый российский турист платить такие деньги?»