Рустам Минниханов выступил на всероссийском форуме «Молодой гвардии», который в эти дни проходит на Свияжских холмах

«МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО Я ВЫРОС В ЛЕСУ»

Рустам Минниханов и Тина Канделаки встретились на полях всероссийского образовательного форума «Молодой гвардии» как старые друзья и тут же полезли за телефонами — именно телеведущая в свое время открыла президенту Татарстана аккаунт в «Твиттере» и «Инстаграме». На этот раз грузинская красавица научила чиновника снимать сториз (короткие видео). Впрочем, справедливости ради заметим, что у Минниханова уже был такой опыт.

— Это мы, пьем чай, очень умные вещи сказала сейчас наша подруга, — произнес президент в первой своей короткой истории.

— Будете вести этот формат?

— Обязательно буду, — как прилежный ученик, пообещал Минниханов.

В большом просторном зале с огромным экраном на всю сцену почетного гостя уже ждали сотни молодогвардейцев.

— Я встану все-таки, молодежь в зале собралась перспективная, — сделал комплимент Минниханов и на протяжении полутора часов стоя отвечал на разнообразные вопросы.

Не удержавшись, глава республики вспомнил, что в отношениях с МГЕР у республики не всегда все было гладко. «Все начиналось не очень красиво. У нас был момент, когда мы немножко разошлись», — отметил он. По всей видимости, речь о громком скандале с активистом Эдуардом Салахутдиновым, который инсценировал нападение на самого себя как на борца с игровиками, но позже сам был обличен как вымогатель. Федеральный МГЕР поначалу шумно вступился за своего «героя», но в конце концов под грузом доказательств согласился спустить дело на тормозах.

— Главное – искать компромисс, — миролюбиво продолжил Минниханов. — Война — это крайний случай, когда уже нет никаких шансов. Нельзя сразу настраиваться на нее, нужно найти общие точки соприкосновения. У нас, у татар, обычно говорят: и лошадь виновата, и оглобля. Все равно вина бывает обоюдной и в 95 случаях из 100 всегда можно найти компромисс.

Рустам Минниханов и Тина Канделаки встретились как старые друзья и тут же полезли за телефонами

Для начала Рустам Нургалиевич решил рассказать молодежи свою историю успеха — поделиться опытом, который может пригодиться юным карьеристам.  

— В принципе, я родился в лесу, в деревне Новый Арыш, — начал он свое повествование. — Мой отец —  работник лесного хозяйства, работал в разных лесхозах, и мы постоянно перемещались. Можно сказать, что я вырос в лесу.

После школы будущий глава республики поступил в сельскохозяйственный институт. И у него было желание стать инженером-механиком: 

— Я очень любил машины, да и сейчас люблю. Эта болезнь осталась, и для мужиков это нормальная болезнь.

После учебы он вернулся в район, работал инженером технического обслуживания, организовал систему техобслуживания, и «по определенным обстоятельствам» вернулся к себе в поселок, где в течение трех лет работал главным энергетиком. И как-то его товарищ неожиданно пригласил Минниханова в организацию потребкооперации, которая во время СССР имела большой вес. Через какое-то время его делают главой организации в Арском районе, а далее последовала работа на руководящих должностях в районах.

— То есть моя история немного сумбурная, я из одной стези переходил в другую. Через четыре года меня пригласил Минтимер Шарипович [Шаймиев] и сказал: «Слушай, ты все время жалуешься, что минфин денег не дает, ищешь какие-то недостатки. Будешь министром финансов?» Так я стал министром, — пересказал Минниханов знаменитый разговор. — Но недолго я поработал. Через два года наш премьер-министр перешел в парламент, а меня выдвинули на его должность. Вот там я долго проработал. Почти 12 лет я был премьер-министром. Это очень хорошая школа, когда ты уже понимаешь, как все устроено — муниципальный и республиканский уровни. Знаешь, кто такие федеральные структуры... А с 2010 года я возглавляю республику. И что я этим хотел сказать? Пока вы молодые, старайтесь больше учиться. Но все время учиться тоже нельзя, надо работать. Пробуйте себя в разных направлениях.

Дальнейшие откровения оказались еще более личными: 

— Я, когда институт окончил, не думал, что когда-нибудь буду жить в Казани. У меня не было такого желания, — вспомнил Минниханов. — Мне было приятнее уехать к себе в район — работать и жить там. Но так получилось, не все от тебя зависит. История, когда меня бросало с одного места на другое.

А закончился спич немного грустно — как и во время пресс-конференции в марте, Минниханов дал понять, что госслужба ему не совсем по нутру:

— Вы молодые и перспективные. Начальниками вы всегда станете и не всегда будете довольны тем, что стали начальниками. Как у нас говорят: кто не видел, хочет увидеть, кто увидел, тот хочет бежать. Я по своему характеру бизнесмен. Вот зачем мне нужно было оставаться в государственной власти? Ну сейчас уже поздно, конечно. Пробуйте себя, определитесь, куда надо двигаться.

Как и во время пресс-конференции в марте, Минниханов дал понять, что госслужба ему не совсем по нутру

«СКАЗАТЬ, ЧТО Я ЧИСТО ПОЛИТИК, НАВЕРНОЕ, БУДЕТ НЕПРАВИЛЬНО»

Продолжая тему, Влад из Норильска поинтересовался у Рустама Нургалиевича, каково это — быть президентом. На что Минниханов ответил, что это не только политическая работа:

— Ведь по большому счету от президентов зависит жизнедеятельность и состояние экономики, социальной сферы, хозяйства, которое есть на вверенной территории. И если я, как лидер, буду заниматься политическими вопросами, эти разговоры ничего не дадут. Сказать, что я чисто политик, наверное, будет неправильно. У каждого есть свои недостатки, и нужно постараться их исправить. Если ты будешь оправдываться, что тут так вот получилось, — это тоже неправильно. Поэтому у нас появилась система «Народный контроль»... Или я публикую фотографию в «Инстаграме», а под ней комментарии про мусоросжигательный завод, другие острые вопросы... Это, наверное, не совсем приятно, когда есть возможности обидеть начальника, но такова жизнь, нужно с этим считаться.

Парень из Грозного напомнил, что Рамзан Кадыров называет Татарстан старшим братом и что республика будет равняться на РТ в плане экономики и развития.

— Каково у вас мнение на этот счет?

— Я дорожу нашими отношениями. Они начались еще с Ахмада Кадырова и Минтимера Шаймиева. Даже наши флаги очень похожи. И я несколько раз посещал Чеченскую Республику, Рамзан Ахматович очень много делает для того, чтобы жить там было комфортно. И это показательно не только для Кавказа, а в целом для России. Мы тоже принимаем очень много того, что делается в Чечне.

Молодой человек из Саратова поинтересовался у президента республики, использует ли он в своей работе политтехнологии. Рустам Нургалиевич дал понять, что нет, и что лучше любых технологий решение реальных проблем. Затем Минниханов начал на несколько минут рассказ о достигнутом, отметив также, что до конца года в каждом районе будет как минимум по бассейну, завершится 100-процентный ремонт всех поликлиник в республике и на эти цели было потрачено 7,5 млрд рублей.

— Но как мы поняли, настроение людей от здания или оборудования не меняется. Надо поменять тех работников старой формации, которые есть на местах сегодня, — заметил президент. Для этого в Татарстане введен мониторинг многих учреждений, по которым выставляется рейтинг.

— Если вы хотите быть лидерами, вы должны быть требовательными к себе и требовательными к подчиненным, — резюмировал Минниханов.

Молодогвардейцы собрались в Казани, в частности, чтобы их поднатаскали на том, как успешно преодолеть партийный праймериз и стать кандидатом в местные депутаты

«НОРМАЛЬНЫЕ УВЛЕЧЕНИЯ, КАК У ВСЕХ»

Один из молодых людей (он подписан в соцсетях на Рустама Минниханова) заметил, что иногда завидует татарстанскому президенту, когда видит его «фоточки с рыбалки».

— Какую рыбную ловлю предпочитаете и каким был самый большой ваш улов?

— Я должен быть честен, и я не рыбак. Но не воспользоваться возможностью побыть побольше вместе с сыном — тем более на зимней рыбалке очень чистый воздух и красота вокруг — я не могу. Самым большим уловом, наверное, стала щука в 7 килограммов, которую мы поймали совсем недавно. Я больше люблю технические виды. Снегоходы, джипы. Раньше занимался гонками, сейчас времени нет. Мотоциклы, водные технические средства — все меня это интересует. Нормальные увлечения, как у всех.

Продолжая тему спорта, одна из девушек поинтересовалась, станет ли «Ак Барс» обладателем кубка Гагарина.  

— Победит сильнейший. Конечно, я болею за «Ак Барс». Но мои близкие друзья болеют за ЦСКА. Мы за красивый спорт и за то, чтобы победил сильнейший. Конечно, мы молимся за свою команду.

Кто-то из студентов узнал, что в Высокогорском районе есть большой автодром, и поинтересовался у Минниханова, как ему в голову пришла мысль его построить.

— Я вырос на селе, и у меня всегда была тяга к автомобильному спорту, но тогда я не знал разницу. Что такое автокросс, ралли-кросс, шоссейно-кольцевые гонки. Я тогда работал главой администрации муниципалитета. Ко мне пришли работники одного из автосалонов и предложили сделать автодром. А у меня была такая мечта. Нашли брошенный карьер рядом с городом, нашел я людей, которые нам помогли, и все завертелось. И понимания, какой трасса должна быть, было ноль. Но благодаря этому автодрому в Татарстане автоспорт поднялся.

Мне было интересно выступать. Сначала я был организатором, потом переквалифицировался в спортсмена. У меня сейчас времени нет в соревнованиях участвовать, раньше мы на чемпионат Европы ездили. Я иногда могу одну-две гонки проехать, но уже мастерство не то, потому что все время необходимо тренироваться. Но на среднем уровне я проеду, если так сложится.


«
МЫ СЧИТАЛИ, ЧТО ДОГОВОР МОЖНО ПОДПИСАТЬ, НАШИ КОЛЛЕГИ В МОСКВЕ — ЧТО НЕТ»

Наконец, пошли и политические вопросы — одна девушка спросила об идее объединения регионов.

— Смотря кого с кем объединять, — заметил Минниханов, чем вызвал легкий смех в зале. — Я честно говорю. Что касается Татарстана, то я считаю, что наша республика — это самодостаточный компактный и эффективный регион, и такой необходимости нет. Но в целом я считаю, что есть регионы, которые не имеют достаточный потенциал, наверное, есть процедура, когда население принимает решение, это, пожалуй, возможно. Нас это не касается, поэтому я в эти вопросы не вмешиваюсь.

Андрей Соловей, приехавший из Воронежской области, затронул животрепещущую тему отношений с федеральным центром — что мешает подписать новый договор о разграничении полномочий?

— Было время, когда страна формировалась, и было много разных стилей и подходов, разночтений. Первый договор был подписан в 1994 году, следующий в 2007. Я считаю, что, конечно, второй договор не носил ни экономических, ни других преференций. Обе стороны должны прийти к единому мнению. Мы считали, что можно подписать, наши коллеги в Москве — что нет. Второй договор все свои задачи решил, с чем мы согласились.

На встрече прозвучало сразу два вопроса из Крыма. Молодой человек благодарил за то, что Татарстан оказывает поддержку бахчисарайскому муниципалитету и поинтересовался дальнейшими планами в этом направлении.

Минниханов признался, что очень внимательно следит за теми процессами, которые происходят в Крыму. Он подписан на главу республики Сергея Аксенова в «Инстаграме», и общение идет постоянно. Татарстан готовит для Крыма специалистов, и сегодня уже существует несколько инвестиционных проектов.

Второй вопрос задавала крымская татарка из Севастополя — как сохранить свою аутентичность и традиции?

— Все зависит от вас. Крымские татары очень организованные и сильные люди. Это нация прошла очень тяжелый и жесткий путь. Украина ничего не сделала для крымских татар. Когда мы с Владимиром Владимировичем обсуждали, я поставил вопрос сделать крымскотатарский язык на полуострове вторым государственным. Россия тем и сильна, что у нее есть Чечня, и Башкортостан, и Удмуртия. Каждой регион — это другие обычаи, другая кухня. Мы все разные. Не надо быть одинаковыми. У каждого своя религия, свой Бог, свои дети. Если мы это сохраним, мы будем сильны.

Молодогвардейцы собрались в Казани, в частности, для того, чтобы их поднатаскали на том, как успешно преодолеть партийный праймериз и стать кандидатом в местные депутаты. Поэтому один из молодогвардейцев поинтересовался: какими качествами должен обладать депутат?

— Я вас разочарую, и у меня есть свое мнение по этому поводу. Я считаю, что прежде чем стать депутатом, нужно себя где-то проявить. Взять на себя какой-нибудь участок и проявить там лидерские качества, получить навыки, как быть депутатом. Я не возражаю, если есть желающие стать народными избранниками. Но на вашем месте не стал бы этого делать, а занимался бы более конкретными делами.

Напоследок молодогвардейцы подарили Минниханову куртку, которую он с удовольствием надел, скинув пиджак.

Фото: president.tatar.ru