Главной новостью встречи с Эльдаром Тимергалиевым стало известие о том, что на уровне республики Челны уже согласовали снижение инвестиционного порога для потенциальных резидентов ТОСЭР Главной новостью встречи с Эльдаром Тимергалиевым стало известие о том, что на уровне республики Челны уже согласовали снижение инвестиционного порога для потенциальных резидентов ТОСЭРа Фото: Олег Спиридонов

ТОСЭР ЧЕЛНОВ РАССЧИТЫВАЕТ НА СНИЖЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОРОГА В 2,5 РАЗА

Третий год резиденты ТОСЭР «Набережные Челны» показывают положительную динамику выручки, занимая все большую долю в общегородском объеме отгруженной продукции. Организовав интернет-конференцию с заместителем руководителя исполкома Челнов по вопросам развития ТОСЭРа Эльдаром Тимергалиевым, «БИЗНЕС Online» узнал много интересной статистики «налогового рая» и внимательнее вник в идеологию особых экономических зон.

Говоря о поступательном развитии ТОСЭРа, Тимергалиев предложил следующие цифры: в 2017 году общий объем отгруженной челнинскими предприятиями продукции составил 280 млрд рублей, из них резиденты ТОСЭРа дали порядка 12 млрд рублей, а градообразующее предприятие, зависимость от которого ТОСЭР должен снизить, — 130 млрд рублей. Таким образом, общая доля КАМАЗа в городской отгруженной продукции составила 47,7%, а доля ТОСЭРа — 4,3%. Между тем за два первых месяца текущего года (более актуальную статистику пока не показал КАМАЗ) доля ТОСЭРа выросла уже до 7%. Конечно, автогигант в начале года уходит в корпоративный отпуск, январь и февраль для него традиционно характеризуются снижением продаж, на что указывает и уменьшение доли до 37,7%. Однако тенденция роста доли ТОСЭРа все равно налицо: в 2016 году резиденты отгрузили продукции на 4,3 млрд рублей, дав 1,8% городского объема, в 2017-м процентовка выросла в 2,5 раза, в начале этого года — еще в полтора раза. К концу 2018 года муниципалитет рассчитывает выйти на общий оборот резидентов на уровне 27 млрд рублей. «Это, конечно, только прогнозный план, — уточняет Тимералиев. — Но у нас из 21 резидента 8 еще в процессе подготовки производства, а значит, остается и потенциал».

Главной же новостью встречи стало известие о том, что на уровне республики Челны уже согласовали снижение инвестиционного порога для потенциальных резидентов ТОСЭРа. Сейчас, напомним, параметры таковы: заявляясь в ТОСЭР, компания должна обеспечить 30 новых рабочих мест и вложить в производство 50 млн рублей. За это она получает, став резидентом, 7,6% страховых взносов вместо 30%; налог на прибыль выплачивается в размере 5% в первые 5 лет, причем отсчет пятилетки начинается после выхода на прибыль или по истечении трех налоговых периодов, на вторую пятилетку размер выплат остается на уровне 10%; налоги на имущество и на землю обнуляются.

Как рассказал Тимергалиев, республика согласна снизить требования для Челнов до 15 рабочих мест и 20 млн рублей инвестиций — в этом случае условия сравняются, к примеру, с критериями ТОСЭР «Нижнекамск». Правда, окончательно вопрос будет решаться на федеральном уровне — снижение планок должно утвердить минэкономразвития РФ. По словам замруководителя исполкома Челнов по вопросам развития ТОСЭРа, в идеале городу хотелось бы довести инвестиционный порог до 10 млн рублей.

В 2017 году общий объем отгруженной челнинскими предприятиями продукции составил 280 млрд. рублей В 2017 году общий объем отгруженной челнинскими предприятиями продукции составил 280 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

КОМПАНИИ НУЖНО 10 СОТРУДНИКОВ, ТОСЭРУ — 30. ЗНАЧИТ, ПРИДЕТСЯ НАНЯТЬ 20 ДВОРНИКОВ...

Размер необходимых инвестиций — не единственный фактор, сдерживающий скорейшее наполнение зоны резидентами. Неоднократно отмечалось, что в ТОСЭР легко заходит крупный бизнес, а для малых предприятий дверь туговата, причем, как выяснилось, не только из-за денег.

«Малый бизнес у нас присутствует, но условия территории накладывают свой отпечаток, — пояснил Тимергалиев. — Давайте рассмотрим пример семейной немецкой компании „Полихим Системс“. Они говорят: „Нам для производства нужно 10 сотрудников, из них трое встанут на линию, семеро — лаборанты и администрация. Значит, нам придется нанять, условно говоря, 20 дворников“. Я общался еще с несколькими немецкими компаниями — им всем надо по 10 рабочих мест. Мне кажется, мы должны идти навстречу таким компаниям — они приносят нам высокие технологии, ведут НИОКР, обучают наших людей. Нужно самим растить активный малый бизнес до среднего и крупного. Тот же „Полихим Системс“ уже сегодня готов утроить свои инвестиции».

Казалось бы, раз зашли, значит, все устраивает. Однако Тимергалиев отмечает, что подобная профанация трудоустройства невыгодна как резиденту, так и городу, если заглянуть в будущее. Статус ТОСЭРа не вечный — кончатся льготы, резиденты избавятся от избыточного штата. «Поэтому мы на всех уровнях пытаемся убедить, что большой город с крупным бизнесом все равно должен делать акцент на МСБ и корректировать требования под его возможности», — говорит замруководителя исполкома Челнов по вопросам развития ТОСЭРа. Он добавляет, что речь идет не только о привлечении отечественного малого бизнеса, но и зарубежного, который, несмотря на скромные показатели, оперирует высокими технологиями и готов везти их в Россию. В частности, на конференции в Берлине в этом году идеолог челнинского ТОСЭРа наблюдал горячее желание немецких предприятий работать в России. Но они жалуются на те же заградительные требования, что и местный МСБ: мол, зеленый свет только для крупных инвесторов. «Мы видим здесь шанс для себя: почему бы Челнам не стать неким мостиком для немецкого малого бизнеса в Россию? Мы ведь уже успешно работаем с их компаниями, которые опять же дают хороший фидбэк за границей», — делится мыслями Тимергалиев.

В ходе интернет-конференции была затронута и горячая для автограда тема финансового состояния и выживаемости одного из крупнейших резидентов ТОСЭРа — «Кама Кристалл Технолоджи» (ККТ). Напомним, компания не смогла выйти на рентабельность с проектом производства искусственных сапфиров для оптоэлектроники и теперь пытается перепрофилироваться на выпуск и продажу сырья — особо чистого оксида алюминия, имея долг перед поставщиком в размере 320 млн рублей и кредит во Внешэконобанке на 2,96 млрд рублей, из которых 2,56 млрд уже получено и освоено.

«Продукция „Кама Кристалл Технолоджи“ очень интересная, почти вся экспортная, — напомнил Тимергалиев. — Но цены на сапфиры упали, и теперь они готовят новое производство. Вопрос закрытия завода не рассматривается. Перспективы станут конкретнее после майского кредитного комитета во Внешэкономбанке, а мы сделаем все, чтобы как минимум оксид алюминия производился». Спикер пояснил, что смена профиля не должна вызвать негативной реакции в Москве — ни у инвестора, ни у кураторов ТОСЭРа, поскольку регламент не нарушается: производство оксида алюминия входило в бизнес-план изначально — как второй этап. При сохранении одного из заявленных направлений требования к резиденту выдерживаются. В настоящее время в республике собрана межведомственная рабочая группа, которая проанализирует все проблемные вопросы резидентов, после чего и перспективы ККТ станут яснее.

В РАБОТЕ 24 ЗАЯВКИ НА 2,4 МЛРД РУБЛЕЙ

«На данный момент у нас на разных стадиях 24 заявки, — поделился Тимергалиев планами на текущий год. — С кем-то мы сходимся в разных вопросах, с кем-то — пока нет, но вообще по этим 24 потенциальным резидентам объем инвестиций достигает 2,4 миллиарда рублей, запланировано создание 1,2 тысячи рабочих мест. На ближайшую перспективу рассматривается 5–6 заявок с объемом инвестиций 500 миллионов на 300 рабочих мест. Мы планируем, что они поэтапно зайдут в ТОСЭР к июню-июлю».

Конкретные инвесторы или специфика ожидаемых производств пока не раскрываются, однако один проект спикер обозначил — возможно, уже следующим резидентом станет производитель твердой эпоксидной смолы. Тимергалиев называет продукт стратегическим для России и потому особо желанным в Челнах.

«Эта смола не производится в стране, а между тем она является связующим материалом в производстве многих компонентов. Она нужна для лакокрасочных изделий, для герметиков, которые, к примеру, используются на строительстве „Силы Сибири“. Ее можно использовать и в производстве хоккейных клюшек, что имеет особое значение для нас, учитывая фабрику „Заряд“», — обрисовал спикер перспективы кооперации производств в рамках ТОСЭРа.

На сегодня фонд оплаты труда в целом по ТОСЭРу составляет порядка 1,75 млрд с учетом налогов, средний уровень зарплаты у резидентов — 37 тыс. рублей. Одним из самых щедрых работодателей остается китайская компания Haier, предлагая в среднем по 42–43 тысячи. В бюджеты же челнинский ТОСЭР отдал уже 1 млрд рублей, ежегодно отчисления растут. Если в 2016 году выплаченные налоги перевалили за 100 млн рублей, то год спустя по нарастающему итогу цифра достигла 800 млн рублей, за первый квартал этого года — миллиарда. При этом экономия на льготах за тот же период составила около 320 млн рублей. «Минэкономики оценивает бюджетную эффективность в первую очередь. Каждый проект должен отчислять больше, чем выигрывать на льготах», — раскрывает спикер один из главных принципов отбора проектов.

В рамках интернет-конференции Тимергалиев рассказал еще о многом: о том, как город намерен выстраивать кадровую политику, об участии КАМАЗа в становлении челнинского ТОСЭРа, о месте обделенных налоговыми льготами районов на экономической карте Татарстана... С полной стенограммой беседы читатели «БИЗНЕС Online» смогут ознакомиться в ближайшее время.

Генеральный партнер проекта

Генеральным информационным спонсором проекта «Интернет-конференция „БИЗНЕС Online Закамье“ с деловым сообществом» является Акибанк. Редакция благодарит банк за участие в данном проекте, способствующем открытости бизнеса и власти региона.