До конца этого года «ТатарКино» планирует снять 16-серийный «татарский «Ералаш». Стоимость — 1,2 млн рублей. Деньги, конечно, небольшие, и, скорее всего, тем, кто выиграет конкурс, придется искать спонсоров, полагает директор «ТатарКино» Миляуша Айтуганова. Эксперты «БИЗНЕС Online» оценивают перспективы проекта.
«О ТОМ, КТО БУДЕТ ЗАНИМАТЬСЯ ПРОИЗВОДСТВОМ, ПОКА ГОВОРИТЬ РАНО»
В Татарстане планируют снять цикл детских игровых короткометражек на татарском языке. Министерство культуры РТ выделило «ТатарКино» субсидию на создание «татарского „Ералаша“» — соответствующая информация появилась на сайте госзакупок. «Все мини-фильмы должны быть созданы для детской аудитории школьного возраста, с учетом психологических особенностей детей и восприятия детской аудиторией. Сюжеты фильмов должны иметь дидактический характер, отражать традиционные духовно-нравственные ценности», — указано в техзадании. Цикл игровых фильмов из 16 мини-серий должен быть готов до 15 декабря 2018 года. Средства на съемки выделяются из бюджета РТ по программе господдержки российского кино.
Эту информацию «БИЗНЕС Online» подтвердила директор «ТатарКино» Миляуша Айтуганова: «В прошлом году в тематическом плане на субсидии минкульта была номинация „игровые короткометражные фильмы для детей“. Цикл трех-пятиминутных фильмов на русском языке уже в конце апреля должны быть представлен на конференцию качества. Идея создания подобных фильмов на татарском языке была высказана на одном из совещаний при президенте РТ». Интересно, что инициатива, судя по всему, совпала по времени с «языковым кризисом» в республике. Съемки «татарского „Ералаша“» должны быть завершены к концу этого года. «В настоящее время объявлена процедура аукциона. О том, кто будет заниматься производством, пока говорить рано. Жанр очень сложный, поэтому мы прописали детальное техническое задание», — добавляет Айтуганова. По ее словам, размещение готовых фильмов планируется на интернет-ресурсах. Будут ли «татарский „Ералаш“» показывать на детском татарском телеканале «Шаян», который в тестовом режиме запустил бывший шеф Айтугановой Ильшат Аминов, пока непонятно.
В задачи исполнителя помимо съемок самого «Ералаша» также входит необходимость совместно с союзом писателей РТ отобрать литературные произведения, пригодные для переработки в кинематографические сценарии, подготовить сценарии по голливудскому стандарту, провести кастинг детей, владеющих литературным татарским. В дальнейшем необходимо обеспечить трансляцию фильмов на российских телеканалах, в соцсетях и YouTube-каналах.
Как рассказал «БИЗНЕС Online» заместитель председателя союза писателей РТ Рамис Аймет, сейчас идет поиск литературной основы проекта. «Будут снимать фильмы на татарском языке наподобие „Ералаша“. Мы сейчас ищем короткие рассказы для детей — заняты формированием произведений». Основной критерий необходимых рассказов, по словам Аймета, — краткость, познавательность, а также воспитательная функция. При этом на сайте госзакупок указано, что альманах короткометражных фильмов на татарском языке с русскими субтитрами будет снят по оригинальным рассказам и юморескам татарстанских писателей, членов союза писателей РТ Алмаза Гимадиева, Ильшата Сайфуллина, Рустема Галиуллина и Лилии Закировой. По словам Аймета, среди претендентов есть и другие писатели. Также, сообщил зампред союза, могут появиться новые рассказы, отвечающие требованиям «татарского „Ералаша“», поскольку то, что представлено сейчас, было написано давно, когда никто не предполагал, что по этим произведениям будет сниматься цикл кинофильмов.
Миляуша Айтуганова: «Жанр очень сложный, поэтому мы прописали детальное техническое задание»
«МАЛО КТО СЕЙЧАС ПИШЕТ НА ДЕТСКИЕ ТЕМЫ, ДАЖЕ У РУССКИХ ИХ МОЖНО ПО ПАЛЬЦАМ ПЕРЕСЧИТАТЬ»
«Я более 20 лет пишу для детей, мое направление — короткие сатирические рассказы для детей, их более 100 вышло в Татарском книжном издательстве, — рассказал „БИЗНЕС Online“ Гимадеев. — Мало кто сейчас пишет на детские темы, даже у российских писателей их можно по пальцам пересчитать. Снимаются фильмы наподобие „Приключения Дениса Кораблева“, есть такой сильный сценарист Степанов, но их очень мало. У татар можно назвать Рустема Галиуллина, Лилию Закирову, был Ильшат Сайфуллин, но он умер, а работал милиционером. Его „Җиденче көн“ выходил в Татарском книжном издательстве, также как и „Яшерен мәхәббәт“ Закировой. Ко мне лично поступило предложение от министерства культуры. Я в первую очередь в своих рассказах делаю акцент на воспитательный эффект; во-вторых, должно быть смешно. В последние годы я стараюсь писать на современные темы, скоро в журнале „Идель“ должен выйти рассказа „Полгода без интернета“. Идея съемок „татарского „Ералаша“ давно витала в воздухе, были даже предложения, но они не осуществились. Я передал им около 10 своих произведений, сколько из них выберут, не знаю».
Судя по информации, размещенной на сайте госзакупок, съемка 16 мини-фильмов обойдется бюджету республики в 1,2 млн рублей. Жанры, на выбор исполнителя, могут быть разными: юмор, комедия, мелодрама, детектив или мистика. Стоимость создания одной серии продолжительностью 5−7 минут — 76 тыс. рублей. Отмечается, что съемки должны проходить в Казани и на территории Татарстана. Однако, по словам режиссеров, с которыми побеседовал «БИЗНЕС Online», сумма эта более чем скромная.
«Говоря о стоимости... Для Казани это нормально, для Москвы — не нормально. Все зависит от сценария, если рассматривается одна-две локации и один съемочный день, то да, сумма адекватная. А если это сценарий, который размазывают сезонно, то этого, конечно, мало. Если это 16 серий, то можно работать месяц и посадить людей на зарплату, то есть не сменно платить, как это обычно делается, а соорганизовать работу на месяц беспрерывно и заплатить людям не за смену, а за месяц, то тогда вполне себе хороший продукт можно получить, — говорит режиссер Ильшат Рахимбай. — Но если в эту сумму входит и написание сценария, проведение кастинга, продвижение и т. д., то 70 тысяч — это маловато. То, что заявлено в тендере, это большой объем работы. Надо все-таки думать о чем-то одном — либо о продвижении, либо о производстве. За эту цену и хорошо снять, и написать сценарий, и продвинуть вряд ли получится. Получится утка: вроде птица, а летать не умеет, летает, но не так, как орел, бегает, но не так, как заяц. Поэтому есть шансы получить вещь среднего качества».
Ильшат Рахимбай: «Если в эту сумму входит и написание сценария, проведение кастинга, продвижение и т. д., то 70 тысяч — это маловато»
«ТЕМ, КТО ВЫИГРАЕТ КОНКУРС, ПРИДЕТСЯ ИСКАТЬ СПОНСОРОВ»
О том, что и сценарием, и всем остальным придется заняться все же одной команде, подтверждают и заместитель председателя союза писателей РТ, и директор «ТатарКино». «Кто может, сам свой рассказ переделывает в киносценарий, кто не может, то этим займется одна фирма. Они должны выбрать произведение, которое считают достойным, по нему и будут делать сценарий», — сказал Аймет нашему корреспонденту.
«Сумма, конечно, небольшая. Скорее всего, тем, кто выиграет конкурс, придется искать спонсоров», — добавляет Айтуганова. При этом, по ее словам, название цикла будет оригинальное, не «Ералаш». Между тем само слово «ералаш» (беспорядок, сумятица, путаница, беспорядочная смесь чего-либо) — тюркского происхождения (от слова «аралаш» — смесь, мешанина). В самом татарском языке тоже есть такое слово.
«А вообще, „татарский Ералаш“ — это одна из капель в идентификацию народа, если мы говорим, чтобы у нас был и театр, и хорошая музыка, и юмор, и произведения для детей. Можно найти талантливого одержимого человека, который во все это поверит и все сделает. Будет такой патриот-молодец! Возможно, есть такие. Возможно, даже мы могли бы этим заняться. Все зависит от смены, от локаций, от количества актеров, от качества используемой аппаратуры. У нас съемочный день укладывается в 76 тысяч без монтажа, без графики, без музыки. 50–70 [тысяч] — это нормальное качество хорошей киношной съемочной смены», — добавляет Рахимбай.
А вот другой режиссер, у которого уже есть опыт создания короткометражек по заказу минкульта, автор «Татарометражек» Салават Юзеев, говорит, что вряд ли примет участие в тендере. «Судя по тому, что это детский фильм, надо снимать детей. А это, вообще, очень трудно. Самое трудное в кинематографе — снимать детей и животных. Естественно, названная сумма — это, конечно, мало на эти цели, но, с другой стороны, так как у нас не Москва, а региональный кинематограф, народ уже привык к небольшим суммам и будет довольствоваться малым. Сам я не планирую участвовать в проекте, для этого нужно иметь особый опыт, на самом деле это очень трудно. Потому что „Ералаш“, который был в Москве, — там же такая большая команда работала, они нарабатывали опыт, чтобы снимать детей, какие кастинги там были. Это была очень серьезная вещь. Может ли что-то из этого получиться? Очень трудно сказать, вероятность небольшая, что там может что-то получиться, но дело в том, что кино — это искусство, а в искусстве бывают чудеса».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 32
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.