НЕРЕНТАБЕЛЬНЫ 70% ОТДЕЛЕНИЙ ПОЧТЫ НА СЕЛЕ

Наконец стали известны итоги подписной кампании в республике. Общий подписной тираж в Татарстане на первое полугодие 2018 года по сравнению с первым полугодием 2017-го – за год – снизился на 5,2%. Это больше, чем в предыдущий период. Например, во втором полугодии 2017-го по сравнению со вторым полугодием 2016 года тираж снизился на 3,7%.

Всего в первом полугодии 2018-го тираж с учетом принятой подписки альтернативными структурами составил 1 169 019 экземпляра, в том числе по центральной и республиканской печати – 1 001 212 экземпляров и по районной печати – 167 807 экземпляров. Такие данные в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» предоставили в министерстве информатизации и связи РТ. УФПС «Татарстан почтасы» данные в ответ на запрос нашей газеты не представило. 

Отметим, что о значительном падении подписных тиражей изданий Татарстана за последние 5 лет спад сообщил в конце января на расширенном заседании республиканского агентства «Татмедиа» его глава Айрат Зарипов. Падение составило целых 30%. По словам руководителя агентства, в условиях падения тиражей Татарстан активно реализует альтернативную подписку, которую организуют сами редакции. При этом спикер сообщил, что положительную динамику за год показал выпуск журнальной продукции – плюс 44%.

Айрат Зарипов Айрат Зарипов

Если изучить все данные в разрезе изданий, выяснится, что лишь у двух из 15 СМИ (обычно было 16, но в этом году из списка исчез «Труд»), которые традиционно отображаются для статистики, тираж за год вырос. У всех остальных снизился.

==table1914==

Почти на 4% выросли тиражи только у газет «Вечерняя Казань» и «Шахри Казан». Практически не упал за год журнал «Татарстан» (-0,2%), газеты «Республика Татарстан» и «Казанские ведомости». Из местных изданий серьезнее всего просел тираж «МК в Татарстане» (почти 50%) и «Ватаным Татарстан» (15%).

Проседание местных изданий на днях обсуждалось на заседании комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам, где был рассмотрен в том числе вопрос о деятельности редакций газет «Ватаным Татарстан» и «Республика Татарстан». По заявлению заместителя директора УФПС «Татарстан почтасы» Светланы Гришиной, около 70% отделений почтовой связи в селах республики нерентабельны. Всего в сети отделений почтовой связи РТ трудятся 8,5 тыс. работников. Главный редактор «Ватаным Татарстан» Минназыйм Сепперов снижение подписки на газету в два раза в Атнинском районе республики объяснил проблемой с почтальонами. «Если бы такая ситуация была только в Атнинском районе, можно было бы найти выход. Но это уже становится нормой по всей республике», – бил тревогу он.

Что касается центральной печати, больше всего падение тиража у «Известий» (почти 24%) и «Комсомольской правды» (почти 15%). Лучше всего себя чувствует «Российская газета» – падение всего на 2,7%.

ИЗДАНИЯ «ТАТМЕДИА» ПОТЕРЯЛИ 10%

Если подписные тиражи по СМИ в целом потеряли около 5% за год, то издания АО «Татмедиа» упали больше – почти на 10%. Так, за год подписной тираж снизился с 257,7 тыс. экземпляров в первом полугодии 2017 года до 232 тыс. в первом полугодии 2018-го. Цифры по тиражам «Татмедиа» в этом году появились в «Открытом Татарстане» в самом конце января – так долго пришлось высчитывать потери. На более ранние запросы газеты реакции от Зарипова и гендиректора АО «Татмедиа» Андрея Кузьмина не последовало.

==table1915==

Согласно открытым данным по подписной кампании, районные и городские газеты АО «Татмедиа» потеряли в тиражах в первом полугодии 2018-го почти 10% – тираж снизился со 174,4 тыс. экземпляров до 157 тысяч. Из этой категории изданий больше всего снизился тираж газеты «Нижнекамское время» (-46,6%) и «Нижнекамская правда» (-38,6%), а также у издания «Знамя труда» (-25%). Плюс показала газета «Челнинские известия» – тираж вырос почти на 3%.


==table1916==

Республиканские газеты потеряли за год 5,3% – с 33,7 тыс. экземпляров падение до 31,19 тысячи. Сильнее всего снизился тираж газет «Халкым минем» (-30%) и «Сувар» (-25%). У остальных изданий минус незначительный, а некоторые даже показали рост тиража – это «Комеш кынгырау» (+6%), «Туганайлар» (+1%) и «Шэхри Казан» (+1%).

==table1917==

Наконец, журналы АО «Татмедиа» потеряли по подписке 13% – тиражи с 49,4 тыс. экземпляров в первом полугодии 2017-го упали до 42,9 тыс. в первом полугодии 2018-го. Сильнее всего снизился тираж журнала «Казан утлары» – более чем на 28%, а также «Мэгариф» – на 30% и «Сабантуй» – 21%. Некоторые издания показали символический рост тиражей – «Татарстан» (+1,8%), «Идель» (+0,5%), «Ялкын» (+1,2%), а некоторые журналы вполне заметный рост – «Сэхнэ» (+35%), «Чын мирас» (+11,7%), «Мэйдан» (+9%).

==table1918==

«ЕСЛИ У НАС ПАЧКА ГАЗЕТ ДОХОДИТ ДО ЧИТАТЕЛЯ К КОНЦУ НЕДЕЛИ, О КАКОЙ ОПЕРАТИВНОСТИ ПРЕССЫ МОЖНО ГОВОРИТЬ»?

Александр Латышев – главный редактор газеты «Республика Татарстан»:

– В первом полугодии 2018-го у нас тиражи чуть ниже, чем в 2017 году, примерно на 4 процента. Сейчас радоваться от полугодия к полугодию нечему, потому что давление со стороны электронных СМИ на печатные очень велико и приходится прикладывать очень большие усилия для того, чтобы сохранить тиражи.

Мы развиваем электронную версию газеты. Более того, наш сайт занял первое место в России среди аналогичных изданий – мы получили статуэтку богини почты. Есть стоимостная оценка сайта, которую дают независимые агентства. У нас среди аналогичных изданий по России сайт стоит больше всех – более 3 миллионов рублей. На втором месте – свердловская областная газета. Мы этим гордимся, стараемся развиваться. Задумок очень много: планируем переходить на круглосуточный режим работы, планируем создать внутри коллектива отдельную редакцию для сайта из 8–10 человек, создать новое приложение, работать в соцсетях и так далее.

Проблема с доставкой газет почтой была, есть и будет, особенно в селах. Мы всегда завидуем нашим западным коллегам, той же Финляндии. Наша коллега Венера Якупова (главный редактор газеты «Казанские ведомости» – прим. ред.) туда ездила, смотрела – там реально печатные издания приходят к утреннему кофе или чаю. Это реально. Если у нас пачка газет доходит в лучшем случае к концу недели, то о какой оперативности можно вести речь? Получается, что журналисты работают, выдают на-гора новости, типография печатает газеты, и в итоге все это превращается в макулатуру. Кому нужно старье?

Профессия почтальона сейчас переживает очень серьезный кризис. И это связано не только с печатными изданиями, у них очень маленькая зарплата. Почтальон – это некий социальный институт на селе, выполняющий очень важную роль: сельчане сверяют по почтальону вообще всю свою жизнь, рабочий день. С ним можно поговорить, обсудить новости. Хотя сейчас почтальоны уже превратились в продавцов – у них в тележке товар начиная с туалетной бумаги и заканчивая мылом. Их нужно поддерживать, иначе почтальоны на селе вообще исчезнут.

Мы стараемся не конфликтовать с почтой. На заседании комитета Госсовета я предложил совместно с Почтой России и читателями, журналистами провести рейд – снять информацию, как доставляется пресса, в том числе до отдаленных населенных пунктов. Может быть, тогда сложится объективная картина, потому что Почта России постоянно просит нас предоставить конкретные факты опозданий доставки газет. Но какие могут быть конкретные факты, если это происходит повсеместно... Какой-то выход надо искать. Мы связываем его и с новым руководством в Москве. Недавно открыли логистический центр федерального уровня, и, может, и с доставкой периодики что-то получится. Будем надеяться.

Ильфат Файзрахманов – главный редактор общественно-политической газеты «Безнен гэжит» («Наша газета»):

– По сравнению с прошлым годом наш общий тираж уменьшился. Сейчас общий тираж – около 15 тысяч экземпляров, а в первом полугодии 2017 года был около 17 тысяч.

Подписная кампания из года в год проходит все тяжелее и тяжелее, потому что цены другие, услуги типографии дорожают. Парадокс в том, что доллар растет, бумага, краска, расходы растут, доллар падает – расходы снова растут. Почта России постоянно повышает оплату за свои услуги. Но мы поднять цену не можем, потому что возможности населения ограничены. Печатным изданиям работать тяжело, поэтому я уже давно хочу ориентировать на интернет, но пока не хватает возможностей, и я еще не нашел специалиста по созданию суперсайта.

С почтовой доставкой – одни нервы. Мы звоним почтальонам в села, проверяем поступающие от читателей жалобы. Парадокс: работают плохо и еще говорят, что газета не пришла, потому что редакция ее не выпустила. Мы можем привести много примеров: люди звонят и говорят нам, что не будут подписываться, так как газету все равно не доставляют. Такое происходит не только в Татарстане, но и по всей России. Много аналогичных жалоб в Башкортостане, Чувашии, других регионах, где почтальоны копят все газеты и приносят скопом в конце месяца.

Наша задача – бороться. Мы проверяем каждую жалобу. После нашего звонка почтальоны находят «затерявшиеся» газеты. Мы выдаем цеху экспедирования даже больший тираж, чем нужно. Таких случаев много, и это – главная причина всех бед. Но и почтальонов можно понять: их оклад – 2–5 тысячи рублей, и они еще должны продавать втридорога какую-то дополнительную продукцию, которая в магазинах стоит дешевле, выполнять какие-то планы. Из-за всего этого в деревнях на местах желающих работать почтальонами не хватает, впрочем, в городах тоже, а руководитель в Москве получает премию в сотни миллионов рублей... И еще одно: кажется, что читающий народ стране не нужен, а иначе ситуацию давно начали бы менять.