«Не надо безопасность превращать в бизнес!» — призывает глава ГБУ «БДД», экс-начальник ГИБДД РТ Рифкат Минниханов. Во второй части интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» он рассуждает о том, почему только жесткими мерами можно привить уважение к правилам дорожного движения и какие рецепты борьбы с пробками еще не исчерпаны в Казани.
Рифкат Минниханов: «Правила дорожного движения кровью написаны!»
«ТОЛЬКО БОЛЬШИЕ ШТРАФЫ И ИНСПЕКТОРЫ ДПС — ДРУГИХ РЫЧАГОВ СЕГОДНЯ НЕТ»
— Рифкат Нургалиевич, со дня вашего назначения на должность директора ГБУ «БДД» прошло чуть более года. Какие-то первые итоги уже можно подвести?
— Год был переходный: какие-то дела мы от коммерческих структур принимали, какие-то — от казенных. Но команда работала, все организационные вопросы решены. У нас сегодня на безопасность дорожного движения работают почти 1,2 тысячи сотрудников, одних постановлений о штрафах нарушителям ПДД в прошлом году отправлено более 4 миллионов.
— А в ГИБДД сколько сотрудников?
— Было 1,8 тысячи плюс 300 вольнонаемных, но прошли сокращения, сегодня численность еще немного сокращается — на 190 человек. ГБУ «БДД» не параллельная ГИБДД структура, а обеспечивающая.
— Дороги не в вашей компетенции, но экспертно ответьте на такой вопрос читателя: «Очень загружена трасса Альметьевск — Чистополь — Казань. Большинство трагических аварий происходит именно на этой двусторонней дороге. Заканчивается строительство односторонней двухполосной дороги между Челнами и Казанью, она стала довольно безопасной и удобной. Между тем участок от Альметьевска до Заинска является издавна односторонним, остается участок от Заинска до аэропорта Бегишево (36 километров), который является двусторонним. Если этот участок достроить (добавив еще две полосы), то получим безопасную одностороннюю дорогу от Альметьевска до Казани. Хотелось бы узнать ваше мнение по этому поводу». (Александр)
— Пока не появится проект Москва – Пекин, точечным ремонтом и строительством нужного эффекта мы не достигнем. С учетом того, что там сегодня предусмотрена серьезная магистраль, федеральный центр денег особо выделять не будет.
— Как считаете, качество дорог значительно изменилось за последние годы?
— Конечно, дороги улучшились. Сами видите, что дорожно-уличная сеть у нас развивается.
— Может быть, это тоже повлияло на уменьшение аварий и смертности на дорогах?
— В 90-х годах начали строить очень много дорог по республике, мы зафиксировали рост аварийности.
— «Летать» по новым дорогам стали?
— «Летать» стали. Сегодня дороги тоже строим, но уже не «летают», потому что приборы стоят. Качество дороги — это комфортность перемещения людей.
«Дороги улучшились. Сами видите, что дорожно-уличная сеть у нас развивается»
— Что нужно сделать для того, чтобы смертности на дорогах вообще не было?
— В стратегии записано: к 2030 году стремиться к нулевой смертности на дорогах. Сделать это очень просто: санкции за нарушения увеличить в разы или ввести балльную систему. Но это никто не возьмет на себя. Почему на Западе этого добились? Потому что там штрафы большие: много баллов набрал за нарушения — тебя в школу идиотов отправляют, правила учить заставляют. Если у нас эту систему запустить, а если еще и дороги безопасные строить, наверняка и у нас будет порядок.
— Какой главный способ утихомирить буйных на дороге, как считаете? Камеры уже везде, штрафы повысили, а ненормальных за рулем по-прежнему много... (Борис)
— Утихомирят только большие штрафы и инспекторы ДПС — других рычагов сегодня нет. Но я считаю, что, чтобы этих буйных было меньше, надо с населением работать, начиная с детских садов, что мы и делаем. Мы с 90-х годов учим правилам дорожного движения в детских садах и школах, ведем большую информационную работу через СМИ. И нарушителей надо показывать. Это комплексная работа.
— Откуда пошла эта практика — создавать «коридоры» для первых лиц и высокопоставленных гостей?
— В законе есть четкий перечень лиц, которых необходимо сопровождать, и мы обязаны обеспечить безопасность их передвижения. Сегодня на себя никто не возьмет лишние действия.
— Понятно, что у первого лица региона время дорогое, ему быстрее надо передвигаться. А кто еще попадает в этот перечень?
— Никто. Да и то не коридор создается, а оказывают содействие. Да, все мы равны и должны ездить одинаково, но спрашивают-то со всех по-разному. Есть разные меры ответственности и уровни принятия решений. Согласитесь, у президента и домохозяйки не одинаковая загруженность. Если ГИБДД может оказать содействие, то почему нет? Я спокойно к этому отношусь. Что касается гостей, то и вы их дома встречаете и знаете, что есть правила гостеприимства. Да и нет сегодня особых проблем с передвижением по городу.
— Читатель Александр спрашивает: «Когда на отдельных трассах установят знаки „110 км“?» Когда челнинскую трассу сделают полностью двухрядной, разве не разрешат увеличить скорость?
— Да, дорогу улучшили до двух рядов, но через разделительные полосы перелетали и перелетают. Для того чтобы разрешить скорость 110 километров, должна быть автомагистраль, к которой есть определенные требования. Правила дорожного движения кровью написаны! Пока не будет все разделено, как на автобане, вопрос о повышении разрешенной скорости стоять не будет. Ничего страшного — выезжайте заранее и не будете опаздывать. Мы же выезжаем. Пусть на эту дорогу вы три часа потратите, а не два, но зато до дома доедете...
— Почему существует задержка в получении информации о штрафе? Сведения на госуслугах о моем нарушении в ноябре появились на сайте госуслуг РТ только в январе. Можно ли обжаловать срок получения, чтобы иметь возможность заплатить только 50 процентов штрафа? (Александр)
— Это не наш вопрос, но могу дать рекомендацию: чтобы быстро получать информацию о штрафе, надо на сайте ГИБДД подписаться на рассылку на свой электронный адрес.
— Почему людям, сообщающим о правонарушении, не выплачивают вознаграждение от уплаченного нарушителем штрафа? Правильно ли на безопасности делать бизнес? (Айрат)
— Не надо безопасность превращать в бизнес! Если человек готов оказывать содействие надзорным органам, он должен делать это бескорыстно. Должна быть гражданская ответственность.
— Вы сами нарушаете правила дорожного движения? (Айрат)
— Когда в 2008 году я два-три раза попал с превышением скорости на 1 километр, решил, что лучше ездить с разрешенной скоростью. С тех пор не нарушаю.
— Как продвинулась тема RFID-идентификации машин?
— С 2010 года мы проводили научно-исследовательскую работу по RFID-меткам, она хорошо себя проявила, но, к сожалению, Москва нас не поддержала в этом вопросе. Я не зря сказал, что выявлено 6 миллионов нарушений, а вынесено постановлений только по 4 миллионам. 2 миллиона — в корзину! А если бы была RFID-идентификация автомобилей, то результат был бы другим. Решались бы и милицейские задачи. Эта тема заглохла, но два года назад я был членом рабочей группы от республики, когда мы готовили заседание по безопасности дорожного движения с участием Владимира Владимировича Путина в Ярославле. И с нашей подачи в протокол поручений Путина этот вопрос все-таки внесли. Поручение президента РФ есть, но у нас стало модным не исполнять поручения...
«В нашей республике автоматические весы есть в Нижнекамске, будущее — за ними, но пока у нас работают пункты весогабаритного контроля»
«ВСЕ ОТКАЗАЛИСЬ, И ПРОБЛЕМА ВЕСОВОГО КОНТРОЛЯ ПОВИСЛА В ВОЗДУХЕ»
— А весовой контроль как в функции ГБУ «БДД» попал?
— С начала двухтысячных годов на уровне Российской Федерации вопросы весового контроля не были четко обозначены: и «Росавтодор» на себя этот вопрос оттягивал, и в какое-то время им занималась ГИБДД. Потом все отказались, и проблема весового контроля повисла в воздухе. На фоне этого бардака в 2002 году в республике было создано бюджетное учреждение «Безопасность дорожного движения», которое на себя замкнуло вопросы весогабаритного контроля. Но не в плане наказания, а для оказания содействия Госавтоинспекции. Владельцы автодорог только на словах имели такую функцию, а на самом деле этим не занимались. Транспортная инспекция, которую позже переименовали в Автодорнадзор, документально на себя весовой контроль приняла, а на самом деле им не занималась. Да и не могла — там работали всего порядка 40 человек, а сегодня и того меньше — человек 30. И тогда было создано наше подразделение. У нас сегодня на пункты весового контроля выставляются 60 человек и порядка 40 сотрудников Госавтоинспекции.
— В настоящее время на дорогах в стране, да и в республике, сложилась патовая ситуация. «Весовой контроль», выявив перегруз, выписывает штраф и вынужден отпустить транспортное средство. То есть негативное воздействие на дорогу продолжается, что приводит к колейности и разрушению дорожного полотна. Не лучше ли было бы законодательно закрепить норму, при которой движение дальше было бы возможно только после устранения перегруза (выгрузить часть груза, перераспределить нагрузку на оси и т. д.)? А то получается: «Заплати и дальше разрушай». (Александр)
— Это касается автоматического весогабаритного контроля, который есть во многих регионах. Нарушение там автоматически фиксируется, выписывается штраф, но машина не задерживается. В нашей республике автоматические весы есть в Нижнекамске, будущее — за ними, но пока у нас работают пункты весогабаритного контроля, где мы проводим задержание транспортных средств. У нас в 2017 году Госавтоинспекцией составлено 12,5 тысяч протоколов, более 8 тысяч машин на стоянку поставлено.
— И до каких пор машина стоит?
— Пока не приведет груз в соответствие и не получит разрешение. Если груз делимый, его перераспределяют на другие машины. Если неделимый, получает разрешение.
— Кто выдает разрешение?
— По региональным дорогам разрешение выдает ГБУ «БДД», по федеральным — ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» (Казань, улица Шуртыгина, 15). У нас на сайте есть электронный форум для предоставления этой услуги, но быстрее получить разрешение в нашем офисе. Водитель берет такси и едет...
— Автоматические весы в Татарстане еще будут устанавливаться?
— Да, в этом году на региональных дорогах установим еще четыре, федералы тоже планируют их установку на федеральных трассах. Но автоматические весы в любом случае подразумевают наличие передвижных пунктов.
— За качество дорог ГБУ «БДД» отвечает или контролирует его? Наказывать можете за плохое состояние? Дорожные знаки вы определяете и ставите? Если нет, то кто? (Аркадий Смолин)
— Мы за качество дорог не отвечаем, но имеем отношение к тому, чтобы на дорогах не было колеи. За безопасность на дорогах мы напрямую не отвечаем, но работаем на то, чтобы участники дорожного движения не превышали скоростной режим и т. д. Если о видеофиксации говорить, то сегодня 72 процента всех выявленных нарушений ПДД выявляют камеры, а вот всю работу по техническому обеспечению весового контроля проводит ГБУ «БДД», инспектор ГИБДД в этом процессе — лицо, принимающее решение.
— В 2012 году мы, жители села Белое Безводное, просили вас навести порядок на дороге, проходящей по селу. Вы нам обещали помочь, но это осталось на словах. Пять лет нас водят за нос своими обещаниями, мы продолжаем рисковать своими жизнями, проходя по этой трассе! В деятельность вашего учреждения входит решение этого вопроса? (Альфрит Исмагилов)
— В 2012 году жители села Белое Безводное просили сделать освещение и искусственные неровности на дороге («лежачий полицейский» — прим. ред.), установить знак «40». После письма мы сделали предписание соответствующим ведомствам — знак установили, освещение и искусственные неровности сделали. Позже пошел следующий вопрос — сделать видеофиксацию. Им ответили, что ГИБДД будет решать этот вопрос. А вообще, там, где есть искусственные неровности и освещение, видеофиксацию мы редко ставим, если только это действительно аварийный участок. Здесь же в последние годы совершалось по одному ДТП с пострадавшими. Я уже сказал, что у нас даже в некоторых районных центрах нет ни одного прибора. Вам, уважаемый Альфрит Исмагилов, большое спасибо за активность в привлечении внимания властей к обеспечению безопасности дорожного движения.
— Через село Мокрые Курнали Алексеевского района проходит дорога с большой интенсивностью движения автомобилей. Дорога не освещается. Утром животноводы идут на работу в темное время суток. Автомашины проезжают с большой скоростью. Часто бывают ДТП. Один раз — со смертельным исходом: погибла животновод нашего хозяйства. Мы обращались к руководству района неоднократно, чтобы сделали освещение, но вопрос пока не решен. Мы считаем, что необходимо установить стационарные видеофиксаторы скорости движения. Посредством этого можно снизить угрозу жизни. (Фермер Гумеров Ильшат Нургалиевич)
— В этой деревне освещения нет, знака «40» нет, искусственной неровности нет. Самое быстрое сегодня — это поставить прибор видеофиксации, и мы данный вопрос рассмотрим.
«С февраля текущего года проводим эксперимент по использованию такси в пригороде. Считаю, использование такси для служебных целей — это перспективное направление»
«В 80 ПРОЦЕНТАХ МАШИН — ОДИН ЧЕЛОВЕК»
— Как считаете, проблема пробок в Казани решена после Универсиады?
— Порядка 155 проблемных участков перед Универсиадой было разрулено. Дополнительные средства нужны были для реализации правого поворота. Для города это перспективное направление. Развязок больше не станет, расширять дороги невозможно, адаптивная система уже сделана. Отмена левого поворота, одностороннее движение — все это мы уже использовали, ресурс почти исчерпан. Но есть еще один рычаг — использовать вызывные светофоры для пешеходов. Сегодня есть 30–40 таких мест, а можно больше. Вы, наверное, обращали внимание: ни одного пешехода нет, но для автомобилей горит красный цвет, и все стоят. Можно также рассмотреть вариант одностороннего движения из центра и в центр города.
— Количество автомобилей все увеличивается, и есть прогноз, что года через три Казань опять встанет. Какие кардинальные меры могут быть? Например, ограничить поток автомобилей в центр?
— Проводили исследования на предмет того, сколько человек в машине, въезжающей в Казань. Могу ошибаться, но цифры примерно такие: в 60–70 процентах — один человек. Когда по городу ездят, в 80 процентах один человек. В Европе сегодня тенденция отказа от использования личного автомобиля в пределах города. Даже молодежь права не получает. Можно и так: приехал на работу, а свой автомобиль отдал в аренду до вечера, она не занимает на стоянке места.
Что касается чиновников, то перспектива за такси. По поручению президента РТ в прошлом году ГБУ «БДД» проводило эксперимент в рамках Казани: экономия средств в несколько раз. С февраля текущего года проводим эксперимент по использованию такси в пригороде. Считаю, что использование такси для служебных целей — это перспективное направление. В разговоре с одним руководителем я сказал, что в интересах бюджета готов отказаться от своего служебного автомобиля, а он мне говорит: «Как вы себе это представляете — подъехать к кабинету министров на такси?!» Нормально отношусь! Если еще пассажирский транспорт будет нормально ходить, то отказ от личных и служебных машин — это хороший резерв для борьбы с пробками. Что касается въезда в город, то грузовикам днем здесь точно делать нечего, сегодня технически это ограничение обеспечивается просто — есть система фотовидеофиксации.
— Кто-то думает над тем, что через три-четыре года город опять может встать в пробках?
— На велосипеде будем ездить, пешком ходить...
— Спасибо за интересный и содержательный разговор!
Минниханов Рифкат Нургалиевич родился 1 июня 1955 года в селе Новый Арыш Рыбно-Слободского района Татарской АССР. Окончил Казанское высшее военное инженерное училище, квалификация — военный инженер-электрик (1977). Доктор технических наук (2000), профессор (2004), член-корреспондент Академии наук РТ (2016).
1977–1978 — старший оператор отдельного ракетного дивизиона гвардейской бригады.
1978–1982 — начальник стартового отделения стартовой батареи отдельного ракетного дивизиона гвардейской бригады.
1982–1984 — старший помощник начальника специального отделения Казанского высшего военного командно-инженерного училища имени маршала М.Н. Чистякова.
1984–1986 — старший помощник начальника учебного отдела Казанского высшего военного командно-инженерного училища имени маршала М.Н. Чистякова.
1986–1989 — адъюнкт очной адъюнктуры Казанского высшего военного командно-инженерного училища имени маршала М.Н. Чистякова.
1989–1992 — преподаватель кафедры электроснабжения Казанского высшего военного командно-инженерного училища имени маршала М.Н. Чистякова.
1992–1993 — заместитель начальника отдела ГАИ МВД Республики Татарстан.
1993–1997 — заместитель начальника управления ГАИ МВД Республики Татарстан.
1997–1999 — начальник управления ГАИ МВД Республики Татарстан.
1999–2011 — начальник управления ГИБДД МВД Республики Татарстан.
2011–2016 — начальник управления ГИБДД МВД по Республике Татарстан.
С 23 ноября 2016 года — директор государственного бюджетного учреждения «Безопасность дорожного движения».
Читайте также:
Рифкат Минниханов: «У нас еще есть резерв для повышения штрафов» Часть 1-я
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 76
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.