О проблеме профессиональных гувернанток в Татарстане, рассуждает доцент института психологии и образования Казанского федерального университета, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин
Совсем недавно прочитал объявление следующего содержания:" Требуется гувернантка-домработница в семью. Дети 12-ти, 9-ти, 5-ти лет. Требования: активная, чистоплотная, желательно с педагогическим образованием и на личном авто. Обязанности: помощь в уборке дома, приготовление еды, помощь детям в приготовлении уроков, другая текущая работа. График работы: 5 дней в неделю с 7.30 до 20.00.
Зарплата: 30 000 рублей в месяц. "
И подумал, неужели найдется такая женщина , которая примет такую трудовую нагрузку.
Затем, почитал, ещё объявления о приглашении гувернанток и понял, что родители-россияне, не могут по-настоящему объективно оценивать роль и труд гувернанток. Если они желают, чтобы она была универсалом, то потеряют многое. Если гувернантка к тому же ещё и кухарка и домохозяйка и.п. , то говорить о том, что она может на достаточном уровне быть домашним педагогом, не приходится.
Для того, чтобы окончательно убедиться в этом, оценим прошлое. Возвратимся на сто лет назад.
Итак, к женской домашней прислуге относились: горничные, камеристки, кухарки, судомойки, няни, кормилицы, экономки, кастелянши; в какой-то мере к домашней прислуге можно было отнести также бонн, гувернанток, компаньонок и приживалок.
Горничные убирали комнаты, подавали на стол (если в доме не было лакеев), помогали хозяйке дома и ее дочерям при одевании (если не было камеристок), открывали двери на звонки, провожали детей в школу и из школы, выполняли всякие поручения за пределами дома, сопутствовали хозяйке в поездках.
Были в доме кухарки. Даже были кухарки высокой квалификации и назывались "кухарки за повара".
Были кастелянши . Кастелянши ведали бельем - столовым и спальным, держали их только в больших богатых домах, в закрытых учебных заведениях (интернатах), гостиницах, больницах....
Гувернантки были воспитательницами и домашними учительницами для детей главным образом дошкольного возраста.
Таким образом, сто лет назад, в России ценили домашний и педагогический труд тех лиц, которые работали в семье. И не смешивали все в одну кучу, как это было прописано в вышеприведенном объявлении.
В частности, необходимо признать, что сейчас в России существует значительный социальный заказ на гувернанток с высоким уровнем педагогического мастерства, который позволял бы развивать интеллектуальные и эмоционально-волевая навыки ребенка, родители которого не справляются с этой проблемой. И нагружать гувернантку хозяйственными проблемами было бы нелепо. В настоящее время назрела острая необходимость в педагогических вузах готовить таких гувернанток, которые бы в совершенстве обладали бы педагогическими технологиями. Речь не идёт о домашнем обучении для детей, которые не способны ходить в школу. Речь идёт о дополнительном развитии детей в домашних условиях. Это домашнее , альтернативное обучение.
Так, например, в США, домашнее обучение является абсолютно законной альтернативой государственному образованию во всех пятидесяти штатах Америки и набирает все больше и больше сторонников. С этим связаны и участившаяся критика системы общешкольного образования, и, разумеется, вопросы безопасности – случаи издевательств над детьми и криминальных перестрелок в учебных заведениях, увы, не редкость. По данным на 2016 год, по всей стране на домашнем обучении находилось более 2,3 миллиона детей, и, согласно статистике, количество таких детей ежегодно увеличивается на 8 процентов.
Обучение на дому, под наблюдением и руководством собственных родителей – это старинная традиционная образовательная практика, которая еще десятилетие назад считалась «альтернативной», а теперь граничит с «мейнстримом» в Америке, - говорится в статье Брайана Рэя, опубликованной в этом году Национальным институтом исследования домашнего обучения. – Возможно, это самая быстрорастущая форма образования в Соединенных Штатах! Количество сторонников домашнего образования также растет во всем мире, например, в Австралии, Канаде, Франции, Венгрии, Японии, Кении, России, Мексике, Южной Корее, Таиланде и Великобритании. По статистике, более 3,4 миллиона ныне взрослых американцев получили образование дома.
А теперь вернёмся в Россию и ещё раз посмотрим на те нелепые объявления, которые зовут к себе гувернанток, которые помимо педагогического процесса должны решать трудоёмкие бытовые и хозяйственные нужды семьи. Социальный заказ на профессиональных гувернанток есть, но эти заказчики ещё должны развиваться для того, чтобы научиться достойно оценивать труд гувернанток, тем более тогда, когда в недалёком будущем их будут готовить российские педагогические вузы. Уважение к этой профессии у заказчиков должно быть!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.