ТРЕНЕРСКИЙ ШТАБ РОССИИ УПУСТИЛ ИГРУ

Россия считается фаворитом Олимпиады, как и четыре года назад. В команде собраны лучшие игроки, с этим спорить никто не станет, по индивидуальному мастерству россияне превосходят все составы нынешних Игр. И понятно, что у нас, в Финляндии, тоже были удивлены победой Словакии в первом матче турнира. Удивительно, но на игре России снова сказалась давняя проблема, про которую всегда говорят на крупных соревнованиях: сборная снова была не командой, а собранием отдельных игроков. Мы такое часто видели на чемпионатах мира, но тогда состав был другой, а в этот раз в российской сборной представлены всего три клуба, и такой проблемы не должно было быть.

Уже после 25-й минуты матча при счете 2:2 у России пропало взаимодействие звеньев. Нет, в зоне атаки все было здорово, по большому счету Словакия вообще не вела игру, отдав инициативу сопернику, то есть россияне могли делать многое и пытались разыгрывать, создавать голевые моменты, и вполне успешно. Но в какой-то момент все меньше россиян были задействованы в розыгрышах, шайба перестала ходить из угла в угол, форварды обыгрывались с друг другом на коротке и торопились. Но это было в зоне соперника, а главная проблема присутствовала в средней зоне.

Длинный пас закрытому игроку

В первом периоде россияне много бегали, менялись флангами, раскатывались и успешно переходили синюю линию, командные взаимодействия были очень хорошими. На хоккей России было приятно смотреть, он атакующий, форварды всегда оказывают давление, защитники подключаются глубоко к воротам, промедлений нет. Но два быстрых гола так сильно расслабили сборную, что снова включиться она уже не смогла. В середине матча россияне начали как будто паниковать и стали использовать только длинные передачи, иногда даже не смотря, закрыт адресат или нет. Словакия привыкла к такому стилю и просто отрезала шайбы, во втором периоде они даже не переходили чужую синюю, а просто ждали россиян в центре линией в три человека (защитник – центр – защитник), чтобы накрыть атаку. Схему 2-3 можно обойти и за счет индивидуальных действий, это не 1-4, когда приходится только вбрасывать шайбу в зону. Но для этого нужно играть всей пятеркой, создавать преимущество на малых участках льда, а игроки сборной России шли в одиночку на двоих-троих соперников. Из-за этого было потеряно время и энергия, словаки не тратили много сил, они ждали, терпели, и им повезло с большинством.

Словаки подстроились под игру россиян

Почему Россия стала так играть? Почему команда, где 14 игроков из СКА, вдруг перестала играть в коллективный хоккей? Здесь два ответа: либо игроки растерялись после такого ответа словаков в первом периоде, а тренерский штаб не смог их собрать, либо это было именно тренерское решение, но в обоих случаях вина ложится на тренерский штаб.

В тренировочных матчах сборная России неплохо играла при обороне в средней зоне, она старалась высоко ставить ловушку, почти на синей линии соперника. Но тогда соперником была сборная Беларуси, а вот со словаками уже появились серьезные ошибки. Первый пропущенный гол – это вина не только Василия Кошечкина. Посмотрите, как легко словаки перешли из обороны в атаку – простой длинный пас через всю среднюю зону. И что здесь с расстановкой россиян? Все в разных местах, центр Вадим Шипачев оказался на месте защитника и пропустил себе за спину Петера Олвецки, который и забил. 


Россия играет в хоккей с большими дистанциями между спортсменами, это практически разрывы между линиями, мы видели такое в КХЛ – в финале Кубка Гагарина между СКА и «Металлургом». Даже высокий индивидуальный уровень игроков не спасет от подобных обрезов, и России нужно что-то делать с этой проблемой, потому что если Словакия смогла накрыть россиян, то и все остальные команды будут играть так же.

У КОШЕЧКИНА БУДЕТ СЛОЖНЫЙ ТУРНИР

У Кошечкина будет очень сложный турнир, и не потому что у него получился такой первый матч. Я не согласен с тем, что он виноват в поражении, полностью его шайбой можно назвать только первую. Но дело в том, что он в большинстве матчей будет стоять в своей зоне без работы, основной задачей станет отражение контратак, что самое сложное. Быстрые выпады с бросками из ситуации 2 в 1, 1 в 0, плюс игра в меньшинстве, – это тяжело. Да, два гола после четырех бросков – это плохо, но там и ситуации были критичные.

Вратарь должен был останавливать первую шайбу, но в такой ситуации ты одновременно должен следить за дальней штангой, потому что словаки отрезали всю пятерку россиян и «вывалились» 2 в 1. И Олвецки смотрел на партнера, он собирался делать передачу до последнего, Кошечкин это видел и начал даже двигаться, переложил корпус, чуть сложил ноги и в этот момент получил шайбу «в домик». Ошибка грубая, допускать было нельзя, но момент объяснимый.

Второй гол – еще одна позиционная ошибка россиян. Это классический выход 2 в 1 с догоняющим, который сборная уровня России вряд ли должна допускать. Но к вратарю здесь вопросов меньше, потому что, во-первых, он не может закрывать только ближнюю штангу, потому что справа есть угроза, во-вторых, защитник Никита Нестеров подставил клюшку под бросок и срезал шайбу в «девятку». В НХЛ полевых просят так не делать, там важнее убрать крюк, если не может заблокировать бросок наверняка. Когда я играл, всегда говорил своим партнерам: «Подставляйте хоть конек, хоть шайбу, бросок нужно блокировать любыми способами». Потому что если уж залетит, то залетит, но какое-то подставление в последний момент может увезти шайбу куда-нибудь в заградительную сетку и голевого момента не будет.

По третьей шайбе сомневаюсь что-то сказать, ситуация 50 на 50. Вроде бы подставлений не было, бросок прямой, в ближний угол, но все получилось очень быстро. Кошечкин в лучшей своей форме такое бы не пропустил.

РОССИЯ УСЛОЖНЯЕТ БОЛЬШИНСТВО

Много говорят о проблеме сборной с большинством, и в первую очередь я это связываю с эмоциями. Россия снимала все вопросы еще в первом периоде, но после счета 2:0 игроки успокоились и на первую реализацию лишнего вышли вальяжными, мало двигались, в основном пытались просто бросить после одной передачи. Потом уже словаки стали бороться и намного активнее прессинговали игроков с шайбой, россияне как будто не были к такому готовы. И мне не очень нравится розыгрыш большинства с двумя игроками за воротами. Как вратарю мне было намного удобнее, когда в поле оставалось всего три хоккеиста, способных опасно бросить, к тому же они играли против моей четверки меньшинства. Те два хоккеиста за воротами не могут мне серьезно угрожать, поэтому о них даже не думаешь. Да, схема опасная, потому что, если все получается, бросок с любой точки не остановить вообще, но это не самый прагматичный способ розыгрыша большинства. Я бы в следующем матче упростил схему и использовал более традиционные способы. В поле у России есть Шипачев, Павел Дацюк, Илья Ковальчук, Никита Гусев, это все нужно использовать максимально угрожающе для соперника.

ТКАЧЕВ МОГ БЫТЬ ЗВЕЗДОЙ ЭТОЙ СБОРНОЙ

Можно сказать, что поражение в первом матче Олимпиады – это даже плюс. Для России хорошо, что оно случилось сейчас, а не в плей-офф. Настораживает, что команда не перестроилась по ходу игры, но, возможно, в следующих матчах это и не будет нужно – если россияне не будут сбавлять темп после быстрых шайб, они задавят соперника мастерством. Только заигрываться не нужно – мы видели, как в паре моментов в оборону у России бежали только защитники. Здесь можно вспомнить Владимира Ткачева, которого не взяли в сборную, возможно, из-за проблем с игрой в защите. Мне кажется, он бы здорово выглядел в этой команде, и, судя по первому матчу, неотрабатывание в защиту ценится у Олега Знарка. Но дело скорее в том, что от Ткачева неизвестно чего ожидать. Он мог стать суперзвездой этого турнира, а мог стать главным провалом. В «Ак Барсе» он может набрать 15 очков за 8 матчей, а может 10 игр кататься с «нулями» и показателем полезности -7. В этом причина невызова – он нестабильный, непрогнозируемый, и рассчитывать на него сложно. К тому же мастерства в сборной и так много, а спокойствия за свою зону пока не очень, поэтому Илья Каблуков был безопасным вариантом для тренеров. 

Мика Норонен