Вчера состоялась встреча бизнес-актива Набережных Челнов с вице-президентом ТПП России Дмитрием Курочкиным Вчера состоялась встреча бизнес-актива Набережных Челнов с вице-президентом ТПП России Дмитрием Курочкиным

«ИЛИ МЫ К РОССИИ ПРИСОЕДИНИМСЯ, ИЛИ САНКЦИИ ОТМЕНЯЙТЕ»

Топливо в 2018 году подорожает на 1,5–2,5 рубля, а административная область Италии Пьемонт может присоединиться к России. Об этом среди прочего говорили вчера на встрече бизнес-актива Набережных Челнов с вице-президентом ТПП России Дмитрием Курочкиным.

Началось мероприятие с того, что докладчик рассказал о своей структуре. По его словам, ТПП России объединяет 181 территориальную палату, имеет представительства в 20 странах, в ней работает 34 комитета и совета, плюс 74 деловых совета при ТПП, дочерние организации. В общей сложности в организации состоит 55 тыс. предприятий и организаций, при ТПП зарегистрировано свыше 200 отраслевых объединений. Палата сотрудничает с целым рядом институтов развития, такими как фонд развития промышленности (ФРП). В частности, по словам Курочкина, с весны 2015 года ФРП было одобрено к финансированию 176 проектов. Среди них есть и татарстанские. «Мы приехали сюда из компании „РИАТ“, — сообщил он. — Буквально на днях мы с фондом развития промышленности утвердили их проект к финансированию. Среди других татарстанских проектов можно упомянуть и „ТЭМ-ПО“, и „Таталь“, и „РариТЭК“, и „СафПЭТ“, и другие». Эти компании получили займы на 50–240 млн рублей.

Что касается международного сотрудничества, то существуют так называемые смешанные палаты Что касается международного сотрудничества, то существуют так называемые смешанные палаты

Что касается международного сотрудничества, то существуют так называемые смешанные палаты. В частности, Франко-, Итало-, Германо-российская и т. д. При этом, как заявил Курочкин, данная сфера работы только расширяется, несмотря на санкционные препятствия. «На примере Итало-российской палаты я могу сказать, что мы только в прошлом году запустили четыре совместных производства, — рассказал вице-президент ТПП РФ. — Это именно предприятия, расположенные в разных регионах России. Более того, нас на следующей неделе пригласили в Торгово-промышленную палату Турина... Пьемонт (административная область в Италии прим. ред.), в частности, говорит: „Или мы к России присоединимся, или санкции отменяйте“. То есть предприниматели хотят активно взаимодействовать с Россией. В марте у них выборы. Дай бог, придет то правительство, которое этот вопрос будет ставить еще более активно».

Отдельно Курочкин остановился на теме инвестиций Отдельно Курочкин остановился на теме инвестиций

Отдельно Курочкин остановился на теме инвестиций. В ТПП РФ с 2011 года действует инвестиционно-проводная система, причем как в прямом направлении — когда ищется инвестор под конкретный проект, так и в обратном — когда инвестор ищет, куда бы вложить средства. В 2017 году в эту систему поступило 193 заявки, 76 принято в работу, 38 передано инвесторам. «Это очень высокий показатель, — прокомментировал московский гость. — Даже если бы было 10 процентов, значит, уже система работает нормально». При этом 63% проектов относится к промышленности и производству, еще 15% — к агропрому, то есть основная часть работы направлена в строну реального сектора экономики.

Упомянул докладчик и о новом направлении работы ТПП России — «100 проектов под патронатом президента ТПП РФ». «Мы отобрали 100 компаний, сейчас посещаем их, выявляем проблемы, которые у них есть, пытаемся их совместно решить», — пояснил Курочкин. Но тут не обошлось без конфуза. На экране возник слайд компаний, которые по этому проекту получили финансовую поддержку по фонду развитию промышленности. И первым пунктом значился Новозыбковский машиностроительный завод, к которому крупным красным шрифтом было добавлено: «УБРАТЬ В ДАЛЬНЕЙШЕМ». Но Курочкин не растерялся, пояснил, что презентация — рабочий материал, который подлежит коррекции. «Там проблема с реализацией проекта, — сообщил он. — Уже после того, как Новозыбковский утвердили к финансированию, они решили от этого проекта отказаться». Среди же тех, кто не отказался от проектов и получил-таки одобрение, были названы «Шуйские ситцы», Ковровский электромеханический завод, Новосибирский электровакуумный завод, Курский электроаппаратный завод и т. д.

«Мы знаем, что потребление нефтепродуктов, начиная с 2025-2030 года начнет сокращаться», – напугал Максим Нечаев «Мы знаем, что потребление нефтепродуктов начиная с 2025–2030 годов начнет сокращаться», — напугал Максим Нечаев

«МНОГИЕ СТРАНЫ ОБЪЯВИЛИ, ЧТО ЗАПРЕТЯТ ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ»

Затем слово взял руководитель нефтегазового форума – 2018 Сергей Яценя. Но по большому счету он ограничился только приглашением на свое мероприятие, которое пройдет в «Экспоцентре» на Красной Пресне в Москве. А вот его партнер, бизнес-консультант по нефтегазовой отрасли Максим Нечаев, пустился в пространные рассуждения о дальнейшей судьбе нефтегазовогой сферы рынка.

И если по газу все замечательно — благодаря развитию производства сжиженного природного газа, его потребление только растет, то по нефти уже близится начало конца этого рынка. Причины — развитие альтернативных источников энергии, в первую очередь ветра и солнца, а также рост производства электромобилей. Правда, при этом Нечаев упомянул, что доля последних в мировом автопарке мира всего 0,15%. Впрочем, их число увеличивается на 100% в год.

Владимир Алтухов: «Для чего вы нам говорите про электромобили? Мы понимаем, что нефть и газ – это основа бюджета. Хотелось бы по теме вести разговор» Владимир Алтухов: «Для чего вы нам говорите про электромобили? Мы понимаем, что нефть и газ — это основа бюджета. Хотелось бы по теме вести разговор»

Тут не выдержал гендиректор ООО «Алтиком» Владимир Алтухов. Он перебил бизнес-консультанта: «Для чего вы нам говорите про электромобили? Мы понимаем, что нефть и газ — это основа бюджета. Хотелось бы по теме вести разговор». Но спикер не сошел со своего пути. «Многие компании, такие как Mercedes, BMW, не только запускают целые линейки электромобилей, но и отказываются уже от производства машин на двигателях внутреннего сгорания. И многие страны уже объявили, что с 2030-го, 2035-го, 2040-го запретят эти двигатели. Мы знаем, что потребление нефтепродуктов начиная с 2025–2030 годов начнет сокращаться, — напугал Нечаев. — Надо говорить об этом уже сейчас, потому что требования к топливу в Европе растут огромными темпами. Например, с 2020 года в мире будет запрещено использование для судов мазута с высоким содержанием серы, а наши заводы в основном производят мазут с высоким содержанием серы. И страна не успевает к 2020 году завершить большинство из проектов по обезсериванию мазута».

К электромобилям позже обратился и Яценя, сказав, что, например, в Норвегии уже несколько последних лет самый продаваемый автомобиль — это как раз Tesla, сейчас там уже 30% парка занимают электромобили. «Современные технологии очень сильно давят на нефть, — высказал он свое мнение. — А электромобили — один из примеров таких технологий».

Далее, с подачи предпринимателей, круглый стол углубился в нефтяную тематику. Стали обсуждать себестоимость добычи, транспортировки и переработки нефти Далее с подачи предпринимателей круглый стол углубился в нефтяную тематику. Стали обсуждать себестоимость добычи, транспортировки и переработки нефти

«ЕСЛИ ДАТЬ ВОЛЮ НЕФТЯНИКАМ, ЦЕНА НА ТОПЛИВО ДОЛЖНА БЫТЬ ПЛЮС 5 РУБЛЕЙ ЗА ЛИТР»

Алтухов все же задал прямой вопрос: чего нам ждать от цен на топливо? «Плюс полтора рубля, — не сомневаясь, ответил Яценя. — Но давайте по чесноку: нефтяники на продаже топлива в розницу не зарабатывают. Если дать им возможность, развязать руки, то цена на топливо к литру должна быть плюс 5 рублей. Только тогда они получат возможность зарабатывать. Мы же видим, что в одной аптеке аспирин стоит 100 рублей, а в соседней — 200. Никто же не жалуется. А на продаже топлива сегодня зарабатывает государство. По многим автозаправочным комплексам продажа топлива убыточна».

Спич вызвал бурю эмоций в зале совещаний. «Чем же им, несчастным, помочь?» — вопрошали одни. «Давайте скинемся», — предлагали другие. Но Яценя не отступил от своего направления и продолжил защищать нефтяников. Он признал, что в регионах суррогат нефтепродуктов составляет порядка 20%. «Это политика, которая не позволяет нефтяникам зарабатывать на продаже топлива, — пояснил руководитель форума. — А чтобы заработать, малые компании начинают бодяжить. Теперь по ценам: сейчас будет некая пауза. Владимир Владимирович (Владимир Путин — президент РФ — прим. ред.) разыгрывает сценарий перед выборами, может быть, даже будет небольшой откат. Но в целом по году все эксперты, аналитики считают, что, по самым скромным прогнозам, к текущей цене еще полтора рубля „приклеится“. Это прогноз минимум, прогноз максимум — 2–2,5 рубля. Есть безумцы, которые кричат о 5 рублях, но государство не позволит этого сделать. Все в рамках инфляции».

Далее с подачи предпринимателей круглый стол углубился в нефтяную тематику. Стали обсуждать себестоимость добычи, транспортировки и переработки нефти; порядок проведения выставки «Нефтегаз-2018» в Москве, освоение Арктики и Дальнего Востока в плане добычи черного золота и т. д. Этот крен вызвал недовольство еще одного участника круглого стола, уже не представившегося. «А мы не уходим куда-то в сторону? — взвился он. — Хотелось бы что-нибудь конкретное услышать. Мы производственники, хотим говорить о своих проблемах». Яценя попытался его остепенить, заявив, что обязан ответить на вопрос человека, задавшего его, и призвал смутьяна «уважать спикера, приехавшего в Челны за свой счет». Это вызвало смешки в зале и фразу: «Может быть». Руководитель нефтегазового форума – 2018 пресек: «Не может быть, а за свой счет».

Дальше уже вопросы пошли по узкому формату — представители компаний спрашивали о том, что интересует только их. Дошло до рассуждений о том, по какому пути мы сейчас двигаемся: строим все-таки социалистическое государство или капиталистическое. Спорить об этом можно было долго, вот только однозначный ответ ни на встрече в ТПП Набережных Челнов, ни на региональном уровне, ни на федеральном получить вряд ли можно. Шел третий час круглого стола...