«Это очень большая ответственность — руководить избирательным штабом действующего президента»Фото: kremlin.ru

«ПРЕДЛОЖЕНИЕ БЫЛО АБСОЛЮТНО НЕОЖИДАННЫМ»

— Совсем недавно, когда мы в этой же студии подводили итоги года для компании «КАМАЗ», как говорится, ничто не предвещало, что следующие несколько месяцев вы будете заняты активной политической деятельностью. Вы тогда еще не знали, что такое предложение вам готовится?

— Даже не догадывался.

— Насколько неожиданным оно для вас стало и почему вы решили его принять?

— Предложение было абсолютно неожиданным — меня пригласили в центральный избирательный штаб, и там я узнал, что вот сегодня встреча с президентом и будет сделано такое предложение. И я догадываюсь, что не очень большая разница была среди остальных сопредседателей — может, отличалось тем, что я просто был в отъезде, меня не было в Москве. Почему я принял это предложение? Наверное, я уже взрослый человек, и я никогда не был равнодушен к судьбе нашей страны. Очевидно, что это очень большая ответственность — руководить избирательным штабом действующего президента. И, конечно, я согласился.

— Как это повлияет на график работы, на вашу жизнь в ближайшие месяцы?

— Пока трудно сказать.

— Что-то уже должно измениться — избирательная кампания уже идет.

— На избирательную кампанию уходит основная часть моего времени. Это достаточно много мероприятий. Мне сейчас трудно четко сказать, что и как — начальный период сбора подписей был очень трудоемкий: 2,5 тысячи волонтеров, 625 точек сбора подписей. Надо еще учитывать, что вот этот крен был сделан — это не организация собирает, это волонтеры собирают среди населения в торговых центрах, в общественных местах. Это решение было правильным, но оно очень трудоемкое с точки зрения сбора подписей. Это занимало достаточно много времени — координация этих действий, оценка....

... «Мне достался сбор подписей — трудоемкая работа, но мы очень удовлетворены результатом»
Фото: «БИЗНЕС Online»

— А вы-то что делали — конкретно вы? Вы координировали волонтеров? Но вы никогда этим не занимались.

— Мы никогда этим не занимались, но волей-неволей это приходилось делать. Организационный этап сбора подписей, формирование списков доверенных лиц, работа по подготовке сайта — мы между собой это разделили, три сопредседателя. Каждый занимался своей частью, мне достался сбор подписей — трудоемкая работа, но мы очень удовлетворены результатом.

— Как принималось решение сначала продлить время сбора подписей, а сейчас его прекратить, после того как цифра достигла 1,5 миллионов?

— Дальше нет смысла заниматься этим, просто потому что население уже выразило свое мнение. Активность была очень большая — на утро пятницы собрали 1 миллион 537 тысяч подписей, это в 5 раз выше, чем нужно. Штаб собрался в пятницу утром, обсудил ситуацию и решил, что нужно останавливать, потому что в противном случае нужно опять вести административную работу по координации действий — даже банально кончились подписные листы.

— Больше тратить на них средства не было смысла.

— Не было смысла тратить средства. Мы очень благодарны нашим гражданам, которые очень активно провели подписную кампанию. Семьями люди приходили в торговые центры — семья приходит и подписывает. Выстраивались очереди — даже такое было.

— Вы отказались от поквартирного обхода — подписи принимались только в общественных местах.

— Наверное, когда это решение было принято, мы могли опасаться. Но решение было правильным — не было смысла ходить по квартирам, общественных мест оказалось достаточно. Важно было охватить всю территорию страны, что у нас получилось. Важную роль сыграла организация «Волонтеры Победы» — ребята с активной жизненной позицией, видно, как они неравнодушны к заданной задаче. Работу проделали просто блестяще.

— Вы сказали, что не было больше смысла тратить силы и средства для сбора подписей. А средства приходится экономить? Есть какие-то финансовые ограничения? Насколько у вас большой бюджет?

— Предельный размер фонда — 400 миллионов. Он был наполнен достаточно быстро. Средства продолжали поступать и после его формирования — они возвращались обратно пожертвователям. По нашим расчетам, этих средств вполне хватает на все необходимые расходы по проведению избирательной кампании.

«Елена Владимировна [Шмелева] взяла на себя контроль за формированием сайта, взаимодействие со специалистами по этой части»Фото: kremlin.ru

«ПОЕДЕМ ПО СТРАНЕ ОБЩАТЬСЯ С ЛЮДЬМИ»

— Как вы выстраиваете ваши коллегиальные отношения с другими сопредседателями штаба — с академиком Румянцевым и руководителем образовательного центра «Сириус» Еленой Шмелевой.

— Прекрасно. У нас общие задачи.

— У них было так же, как у вас: все собрались в одно время в одном месте и для них это была такая же неожиданность?

— Мы не очень обсуждали этот вопрос — кому как поступило предложение, потому что это настолько вторично. Важно, что оно поступило, каждый из нас решил его принять. Распределение работы идет в основном по тем направлениям, которые мы обсудили, распределили межу собой обязанности на первой встрече. Этим мы и занимались. Моя часть была — контролировать и поддерживать организационные мероприятия по сбору подписей, академик Румянцев взял на себя формирование списков по доверенным лицам, руководитель образовательного центра Елена Владимировна взяла на себя контроль за формированием сайта, взаимодействие со специалистами по этой части. Вот, собственно говоря, и все. Мы собираемся каждый раз, когда мы в штабе, обсуждаем вопросы, совместно выходим в СМИ, чтобы сделать каждый свое сообщение по общему делу. В принципе, очень хорошая коллегиальная работа.

— В чем будет заключаться ваша дальнейшая функция после того, как собраны подписи? Вы уже знаете?

— Сделаем перераспределение обязанностей. Когда мы приступим к работе уже на местах, я уверен, что мы будем посещать региональные штабы, будем обсуждать на местах организационные вопросы. Будет работать общественная приемная — в Москве она центральная, на Арбате, то же сделано во всех регионах. Мы поедем по стране общаться с людьми.

— Уже знаете, в какие регионы?

— Нет, но решим в понедельник.

— Из каких соображений будет приниматься решение: где вас ждут больше всего, где труднее всего или где можно показать результаты успешной работы президента в предыдущие годы?

— Мы проведем телеконференции с руководителями региональных штабов, потому что еще не все закончено — осталось несколько регионов, где до конца формирование штабов не завершено. Соответственно, после того будем принимать решение, кто куда уезжает для работы в региональных штабах.

«Академик Румянцев взял на себя формирование списков по доверенным лицам»Фото: kremlin.ru

«Я БУДУ ЧУВСТВОВАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЛЕДУЮЩИЕ 6 ЛЕТ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ НАКАЗОВ»

— Возвращаясь к вашим коллегам — сопредседателям избирательного штаба. То, что в качестве представителей президента и его основной команды выбраны промышленник, врач и представитель российского образования, — это какой-то сигнал обществу? И почему их три в этот раз? В предыдущей кампании это был режиссер Станислав Говорухин.

— Почему три? С моей точки зрения, наиболее значимые сферы нашей жизни — это здоровье, образование и то, что касается экономики, — конечно, без реального производства ничего произойти не может. Как сказал президент, он остановил свой выбор на тех людях, которых он хорошо знает лично и по делам. Мы приняли это предложение. Я могу сказать, что мои коллеги — не был с ними знаком раньше, но начал в избирательной кампании — мне понравились как очень состоявшиеся личности со своей активной жизненной позицией и своим взглядом на жизнь, который не нужно сегодня трансформировать. Каждый из них на своем месте сделал очень хорошее дело — важное и нужное для нашей страны.

— Если вы представляете экономический срез, промышленный срез нашего общества и, по сути, являетесь выразителем мнений, чаяний и надежд этой части электората для президента — вы будете давать какие-то рекомендации, что вот на эти вопросы хорошо бы дать ответы во время избирательной кампании?

— В принципе, то, что делать относительно реального сектора нашей экономики — достаточно понятно. Это и законодательные инициативы — у нас на первой неделе февраля состоится съезд РСПП, где мы будем обсуждать достаточно много серьезных вопросов. Надо только четко понимать, что сейчас, кроме просто развития экономики, стоит очень серьезный вызов для всех для нас, потому что идет трансформация экономики в цифровую — крайне болезненный и сложный вопрос будет для нас. Это совершенно другое. Та революция платформ, которая произошла, всерьез меняет экономическую жизнь, и нельзя сегодня не учитывать то, что будет в ближайшее время. Я бы сказал, что цифровая революция не происходит — она уже произошла. В реальном производстве мы это хорошо представляем и адаптируемся к этим движениям — это то направление, которое потребует довольно серьезной работы государства в части нормативного обеспечения. И об этом мы будем обязательно говорить.

— Как часто вы встречаетесь с президентом теперь? Сколько у вас возможностей донести?

— Пока была одна встреча. Думаю, что дальше это будет чаще. Мы выполняем оргработу штаба — по оргвопросам мы все оговорили и идем в соответствии с теми договоренностями и пожеланиями, которые высказал кандидат.

— Во время предвыборных кампаний существует практика сбора социальных наказов от населения, когда люди звонят на горячую линию, это будет происходить и во время ваших встреч в регионах. Какие вопросы, на ваш взгляд, необходимо собрать и донести как срочные до президента?

— Именно для этого мы и сформировали общественные приемные, чтобы организовать горячие линии, — вал писем, обращений очень большой. Конечно, это значительный объем работы, на это точно ресурсов в штабе не хватало — это сложный вопрос. Мы здесь также рассчитываем, что на обработку привлечем общественников в виде волонтеров, чтобы они помогли нам разобрать этот вал писем.

— А вы чувствуете ответственность за то, чтобы эти предвыборные обещания были выполнены?

— Поскольку я дал согласие работать в штабе, то очевидно, что это наложит отпечаток на мою жизнь.

— И на вашу репутацию...

— ...и на мою репутацию тоже. Конечно. Я буду чувствовать ответственность следующие 6 лет по выполнению избирательных наказов или обещаний, которые будут даны, и постараюсь этой своей частью работы, которая касается меня лично, сделать все, чтобы они были выполнены.


«ПОЛИТИКА — ЭТО НА ВРЕМЯ, А ЭКОНОМИКА — НАВСЕГДА»

— Все эти годы вы были и остаетесь рядовым избирателем. Как вы можете оценить качество выполненных предвыборных обещаний в прошлые годы?

— Время слишком быстро меняется, но я же человек, рожденный в Советском Союзе, и формировался как личность на переломном моменте...

— И переломный момент не проходит, да?

— Так уж случилось, что я много чего увидел в своей жизни. И для меня крайне важно, что Россия из страны размытой, несформированной стала настоящей страной, с которой считаются в мире и мы можем о себе заявлять. Экономика совершенно другая. Непонятно, куда идти и что делать, — это 90-е. А сейчас в течение всего этого времени начиная с начала 2000-х годов я работаю на одном месте — на КАМАЗе. И у меня никогда не было ощущения, что я не понимаю, что делать, даже в период кризиса.

По поводу позиции России в мире. Очевидно, что интерес к этим выборам в мире большой и есть вероятность информационных провокаций, в том числе и на самом высоком цифровом высокотехнологическом уровне — я имею в виду хакерские атаки. Мы все наблюдали за предвыборной кампанией в США, более того, если верить западным источникам, активно в ней участвовали, помогали выбирать американского президента. Вы получали какие-то специальные инструкции по информационной безопасности на случай, если такое же активное участие в российской избирательной кампании захочет принять кто-то другой?

— Если говорить о цифровом переходе, который необходим, один из серьезнейших разделов этой темы — это кибербезопасность. Уровень моего образования достаточен, чтобы я сам понимал, что делать. Но вероятность такая существует, на данном этапе я не вижу резких шагов по информационным провокациям. Но это возможно, особенно критичной будет последняя фаза избирательной кампании. Я рассчитываю на здравый смысл наших граждан, потому что полностью защититься от киберпровокаций вряд ли возможно. Даже те меры, которые мы должны в обычной жизни принимать (не открывать фейковые сообщения с адресов, которые кажутся тебе подозрительными, или те, откуда не должно было прийти письмо), здесь эти меры явно будут недостаточны, потому что в основном будут использованы соцсети. Это площадка, где люди себя чувствуют очень свободно в общении и фейковые новости будут распространяться. Но я с большим уважением отношусь к нашим гражданам, потому что считаю, что здравый смысл в наших головах победит.

«Здравый смысл в наших головах победит»Фото: «БИЗНЕС Online»

— А провокации, связанные с возможными компроматами, разоблачениями и прочее, — здесь тоже есть риски? И насколько они распространяются на руководителя избирательного штаба?

— Мы должны сами думать о своей безопасности. В этом смысле надо быть осторожным в высказываниях, действиях. Я не думаю, что мне нужно как-то менять свою жизнь, потому что с точки зрения взвешенных шагов в публичном пространстве я уже давно все соблюдаю.

— Поскольку вы поддерживаете президента Владимира Путина, вы рискуете привлечь на себя гнев внешних партнеров, ваших бизнес-партнеров, может, даже попасть под санкции. Такой риск учитывается?

— Бизнес-партнеры достаточно трезво относятся к политическим событиям не только в нашей стране, но и во всем мире. Если бы мы старались реагировать на все, что происходит в отдельно взятой стране, а нам приходится работать в десятках стран с разными политическими ситуациями, в том числе с непростыми режимами, но мы с этой темой как-то справляемся, понимая, что политика — это на время, а экономика — это навсегда, поэтому напряжения с нашими партнерами никакого нет.

— Желаем вам, чтобы так было и дальше. Благодарим вас за разговор и желаем успехов.