Несмотря на прошедший Кубок конфедераций, казанские отели не смогли увеличить выручку — экономные туристы все чаще предпочитают останавливаться у частников. Об этом говорили сегодня на коллегии госкомитета РТ по туризму. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на мероприятии и выяснил, чего не хватило иностранным футбольным болельщикам в Казани и к чему призывает премьер РТ Алексей Песошин работников театров, музеев и ресторанов для привлечения гостей.
На выставке была представлена линейка товаров с туристическим брендом Visit Tatarstan, часть из которого производится в Татарстане
ТУРПОТОК В ТАТАРСТАН ВЫРОС НА 7%
Казалось бы, чем можно удивить публику на выставке перед коллегией госкомитета РТ по туризму? Однако организаторы постарались. Проходила коллегия в здании финансового университета. У одного стенда была представлена линейка товаров с туристическим брендом Visit Tatarstan, часть из которого производится в Татарстане. По словам девушки, которая завлекала посетителей, большей популярностью у покупателей пользуются чехлы для чемоданов и носки в качестве сувениров. У другого стенда всем прибывшим гостям раздавали оригинальные открытки — также с тематикой Татарстана. У посетителей была возможность заполнить их и положить в расположенный рядом почтовый ящик, чтобы отправить друзьям и родственникам. Люди активно разбирали открытки, однако заполняли их единицы. В век всевозможных мессенджеров и интернета мало кто мог вспомнить почтовый адрес даже близких людей.
Ну и главной приманкой для публики стал стенд с 3D-роликами, которые надо смотреть исключительно в очках виртуальной реальности. В небольших промоклипах можно было пролететь над самыми значимыми историческими объектами республики, увидеть их название, получить представление о туристических событиях и фестивалях, которые тут проходят. Госкомитет заказал четыре ролика: общий по Татарстану и отдельно по Казани, Болгару и Свияжску у молодого стартапа — компании Boxglass, которая базируется в Иннополисе.
«Это не те ролики, которые показывали в прошлом году мэру Парижа Анн Идальго при ее визите в Казань, — объяснил представитель ведомства Роман Кубышкин. — В России мы впервые их презентуем. В основном это промо предназначено для показа на туристических выставках. Недавно, к примеру, их демонстрировали в Финляндии».
Презентационный ролик, с которого началась коллегия, начался со слов, что «2017 год можно смело назвать положительным для Татарстана». По словам руководителя комитета Сергея Иванова, в 2017-м турпоток в республику составил 3,1 млн человек, что на 7% больше показателя 2016 года. Поток иностранных туристов составил 278 тыс. человек, а наибольший рост численности туристов отмечается из Ирана, Объединенных Арабских Эмиратов, Германии, Индии и США.
![](http://img3.business-gazeta.ru/articles/fc/1516722406_ERO_3689.jpg)
Объем оказанных услуг в сфере туризма без учета смежных отраслей по итогам прошлого года прогнозируется на уровне 13,1 млрд рублей, с учетом смежных отраслей с затратами на питание, транспорт, покупки — 20,7 млрд рублей, что почти на 20% больше показателя 2016 года.
В 2017 году бюджет Татарстана получил от сферы туризма с учетом мультипликативного эффекта 4,4 млрд рублей в качестве налоговых поступлений. А всего на развитие сферы туризма в 2017 году из регионального бюджета выделено более 160 млн рублей, что в два раза больше, чем в 2016 году.
По словам Иванова, на российском рынке начались продажи туров по межрегиональному маршруту «Великий Волжский путь», создание которого инициировано госкомитетом. Он вошел в национальную программу развития детского туризма минкультуры РТ и будет включать в себя посещение основных достопримечательностей Татарстана и Марий Эл. Планируется, что в 2018 году по нему проедет более 2 тыс. учащихся из всех регионов России.
Кроме того, в прошлом году госкомитет совместно с коллегами из Санкт-Петербурга разработал межрегиональный маршрут «Дворцы и мечети», который прежде всего рассчитан на иностранных туристов. Он построен на контрасте двух культур и позволяет за одну поездку увидеть знаковые достопримечательности и объекты мирового культурного наследия Северной столицы и Татарстана. Насколько он будет пользоваться спросом, прогнозов пока нет.
![](http://img3.business-gazeta.ru/articles/fc/1516722426_ERO_3703.jpg)
«НАДЕЮСЬ, ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ЦЕН В ЧАСТНЫХ КВАРТИРАХ ВЫЗОВЕТ ИНТЕРЕС У НАЛОГОВОЙ»
Но не все так гладко в нашем туристическом королевстве. Средняя загрузка отелей в Татарстане при общем подъеме турпотока выросла незначительно и составила 57%.
«Неприятным сюрпризом для отелей было падение спроса в апреле, мае, в сентябре и октябре, — сказала президент ассоциации отелей Казани и РТ Гульнара Сафина. — Как правило, для отелей это период пикового сезона. Рост был в феврале, марте, июне, июле, ноябре и декабре. Средняя цена на номер и доходы с номера выросли. Из-за того что в большинство месяцев было падение, только повышение тарифов и Кубок конфедераций позволили отелям выйти в положительную динамику по сравнению с 2016 по выручке и доходности».
![.](http://img1.business-gazeta.ru/articles/9b/1516722475_ERO_3807.jpg)
Тему высоких цен на отели затронул и Иванов. По его словам, в настоящее время в Татарстане, как и по всей России, отмечается тенденция активной сдачи туристам частных квартир и апартаментов в аренду. Только в Казани подобных объектов около тысячи. Стоимость размещения в них на период проведения чемпионата мира по футболу запредельная.
«Цены в классифицированных гостиницах республики на время чемпионата формируются в соответствии с постановлением правительства РФ, то есть по сути регулируется государством, — напомнил он. — Частные квартиры и апартаменты не имеют отношения к классифицированным гостиничным номерам. Надеюсь, проблема повышения цен в частных квартирах вызовет интерес у проверяющих органов и управления федеральной налоговой службы по Татарстану, поскольку эта сфера может стать неплохим источником дохода для бюджета».
Напомним, о растущих не по дням, а по часам аппетитах казанских арендодаталей, мечтающих поймать удачу во время мундиаля, подробно писал «БИЗНЕС Online». В частности, рекорд цены — 8 млн 459 тыс. рублей, за которые владелец апартаментов «Англия» на улице Сары Садыковой предлагает снять помещение площадью 36 кв. метров. Тема вызвала бурное обсуждение в соцсетях — некоторые казанцы задумываются: не уехать ли им на время из города, сдав жилье богатым туристам?
![.](http://img2.business-gazeta.ru/articles/96/1516722600_ERO_3724.jpg)
«ПРОВЕСТИ В КАЗАНИ ТАКОЙ ЖЕ ФЕСТИВАЛЬ, КАК В МЮНХЕНЕ, — ЭТО НАША МЕЧТА...»
Руководитель АНО «Центр развития туризма Республики Татарстан» Дильбар Садыкова, впервые выступавшая на коллегии в новом для себя качестве, привела любопытную статистику. По ее словам, доля индивидуальных туристов, приезжающих в Татарстан, растет. И в то же время наблюдается снижение их расходов на размещение. К примеру, количество тех, кто снимает частные квартиры, возросло на 10%. Большая часть приезжает на два-три дня. И чем моложе турист, тем короче его визит. Мужчины в Казани тратят больше, чем женщины: средняя сумма потраченных в Казани денег — 26 тыс. рублей у мужчин против 23 тыс. у женщин.
«Мы проанкетировали болельщиков Кубка конфедераций на тему, чего не хватает Казани и что можно устранить к предстоящему футбольному мундиалю, — говорит Садыкова. — Футбольным фанатам не хватило фан-зоны, где можно было бы смотреть матчи, болельщики отметили нехватку материалов о расписании маршрутов. Также не каждый турист мог найти общественные уборные в туристических местах. Есть такая практика, когда в местах общественного питания пускают гостей в туалет совершенно бесплатно. Эту практику мы предлагаем также поддержать во время проведения чемпионата мира».
![](http://img1.business-gazeta.ru/articles/bc/1516722450_ERO_3855.jpg)
По словам Сафиной, для того чтобы сохранить загрузку отелей на хорошем уровне, Казани не хватает крупных мероприятий. Она вспомнила 2010 - 2011 годы, когда кассу отели делали в том числе и во время гастролей цирка дю Солей, фестиваля «Сотворение мира» и даже во время гастролей Элтона Джона.
«Любое шоу или концерт — отличный источник дохода для объекта инфраструктуры, — говорит она. — Во время крупных мероприятий зарабатывают все: и гостиницы, и рестораны, и магазины. В качестве примера мировой практики, использующие событие для привлечения туристов, — бразильские и венецианские карнавалы, парад цветов в Амстердаме в сентябре, праздник вина в Молдове и «Октоберфест в Мюнхене. Последний длится 32 недели, пиво в буквальном смысле льется рекой, гости выпивают 6 миллионов литров этого напитка. Приезжает 6 миллионов туристов и оборот финансовых средства составляет около 450 миллионов евро, и это наша мечта...»
С Сафиной согласился и премьер-министр Татарстана Алексей Песошин. Он также признал, что Казани необходимо как можно больше мероприятий и событий. Плюс ко всему нужно добиться, чтобы рестораны, спортивные объекты музеи и театры работали не по своему графику, а все-таки подстраивались под требования туристов.
«Нас знают многие туристы за пределами республики, но не все жители Татарстана знают наши туристические объекты. Тут есть огромный потенциал, и над этим надо работать», — резюмировал Песошин.
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/370399/137375.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/370399/137373.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/370399/137372.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/370399/137370.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/370399/137369.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/370399/137368.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/370399/137367.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/370399/137365.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/370399/137364.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/370399/137363.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/370399/137362.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/370399/137361.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/370399/137360.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/370399/137359.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/370399/137358.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/370399/137357.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/370399/137356.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/370399/137354.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/370399/137353.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/370399/137351.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/370399/137350.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/370399/137409.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/370399/137407.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/370399/137405.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/370399/137404.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/370399/137403.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/370399/137399.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/370399/137395.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/370399/137390.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/370399/137388.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/370399/137387.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/370399/137386.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/370399/137385.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/370399/137384.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/370399/137383.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/370399/137382.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/370399/137381.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/370399/137378.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/370399/137377.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/370399/137376.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/370399/137374.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/370399/137371.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/370399/137410.jpg)
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 84
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.