. Рустам Минниханов наградил Дмитрия Рогозина медалью «За доблестный труд»

ЧЕГО СТРАНА ЖДЕТ ОТ КОРАБЕЛОВ ТАТАРСТАНА

Похвалить коллектив завода им. Горького за достойный труд сегодня приехали вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин и заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов. Повод — закладка шестого патрульного корабля проекта 22160.

«Стало доброй традицией присутствовать в Зеленодольске при закладке нового боевого корабля, и делаем мы это в последнее время все регулярнее и регулярнее, — обратился к заводчанам Рогозин. — И, несмотря на то, что наша страна любит праздники (а сегодня – Старый Новый Год), такова уж традиция зеленодольцев — работать и в праздники, и в выходные. И это правильно: страна ждет сегодня от корабелов, от корабелов Татарстана особых усилий, чтобы чувствовать себя еще более защищенной. Это уникальный, маневренный и очень зубастый корабль».

Насчет «зубастый» Дмитрий Олегович, кажется, несколько погорячился. Патрульный корабль проекта 22160 (проектант — питерское Северное проектно-конструкторское бюро) предназначен для охраны территориальных вод, пресечения контрабанды и пиратства, поиска и оказания помощи пострадавшим при морских катастрофах, для охраны кораблей и судов, военно-морских баз и водных районов. Предполагаемые характеристики: водоизмещение — 1300 т, автономность — 60 суток, скорость — до 30 узлов, экипаж — 80 человек. Предусмотрен вертолет типа Ка-27. Базовое вооружение артиллерийское. Словом, нанести сокрушительный удар или отбиться от серьезного противника патруль не сможет. Его дело — продемонстрировать Андреевский флаг там, где это потребуется. Эксперты указывают, что руководство страны начало понимать: ВМФ как государственный инструмент способен помочь в решении политических задач стратегического масштаба, поэтому 22160 заточены под плавание в любой точке Мирового океана. Из чисто практических задач — замена в операциях мирного времени (например антипиратских) более мощных и хорошо вооруженных кораблей, что позволит последним экономить ресурс.

. Патрульный корабль предназначен для охраны территориальных вод, пресечения контрабанды и пиратства, поиска и оказания помощи пострадавшим при морских катастрофах

Проекту 22160 уделяется повышенное внимание и с технической точки зрения. Прежде всего потому, что у российского ВМФ до сих пор не было специализированных патрульных кораблей. К тому же это первый российский корабль, создаваемый по модульному принципу: для каждого построенного корабля создается несколько быстро заменяемых модулей под конкретную боевую задачу — ударный, ПВО, противолодочный, спасательный. И вот тут заявка Рогозина на «зубастость» вполне может реализоваться. Учитывая модульность, то есть перспективу установки зенитно-ракетного комплекса «Штиль» и ракетного комплекса «Калибр-НК», возможности 22160 выглядят серьезными. С присутствием таких кораблей нельзя будет не считаться.

Сегодня Борисов сообщил, что такой корабль будет на каждом флоте. Ну а первый, как уже известно, пойдет на Черноморский — в Новороссийске уже сформирован экипаж. Головной корабль («Василий Быков») заложили 26 февраля 2014 года и летом спустили на воду. Первый серийный («Дмитрий Рогачев») заложен 25 июля 2014-го. Второй («Павел Державин») — 18 февраля 2016 года. Третий («Сергей Котов») — 8 мая 2016-го. Четвертый («Виктор Великий») — 25 ноября 2016 года. Пятый («Николай Сипягин») — сегодня.

Ранее головной корабль планировалось сдать в 2017 году, но теперь срок передвинут на 2018-й (в этом же году сдадут и «Дмитрия Рогачева»). Дело в том, что из-за санкций немецкая компания Man отказалась поставлять двигатели и редукторы, теперь все это будет делаться в Коломне.

Добавим, что сегодня на закладке, пожалуй, впервые публично были отмечены заслуги генерального директора завода им. Горького Рената Мистахова. «Важно, кто управляет предприятием, стоит во главе этого большого и сложного хозяйства, — подчеркнул Рогозин. — Если человек болеет за свое дело, переживает за каждого рабочего, технолога, инженера, думает о перспективе, зарплате, заказах, жилье, то и отдача от коллектива будет такая, какую мы ожидаем». Вице-премьер вручил Мистахову от имени военно-промышленной комиссии часы.

. Юрий Борисов: «Год для вас начинается очень хорошо — с закладки корабля. Значит, будут зарплаты, будут развиваться Зеленодольск и Татарстан, а мы всегда будем способствовать»

ЗЕЛЕНОДОЛЬСК ОТПРАВЯТ В АРКТИКУ?

Но очевидно, что закладка не самого важного по классу для флота очередного патрульного корабля не могла стать причиной визита столь важных персон, как Рогозин и Борисов.

«Руководитель предприятия доложил руководству страны о наших планах. Важно, чтобы завод был обеспечен заказами, и у нас огромные планы», — порадовал сегодня корабелов президент РТ Рустам Минниханов. Эстафету по обозначению перспектив у него принял Борисов: «Мы очень довольны вашей работой. Вы начали с противодиверсионных катеров „Грачонок“, а сейчас вышли на рынок создания кораблей ближней морской зоны, которые стали гордостью российского флота. Корабли, построенные здесь, отлично проявили себя в Сирии. Они хоть и маленькие, но очень зубастые. Огромное вам спасибо!.. Год для вас начинается очень хорошо — с закладки корабля. Значит, будут зарплаты, будут развиваться Зеленодольск и Татарстан, а мы всегда будем способствовать. Верховный главнокомандующий в конце прошлого года подписал новую госпрограмму вооружений (до 2027 годаприм. ред.), и в ней достойное место занимает вооружение для флота, и, конечно, для вас найдется работа на все 10 лет».

Далее, общаясь с журналистами, Борисов несколько уточнил виды минобороны на завод: «Он вышел на рынок с кораблями ближней морской зоны и, думаю, продолжит строительство таких кораблей и в ближайшие 10 лет, потому что нужда в них у ВМФ сохраняется. Но с приобретением новых активов открывается еще ниша — по строительству кораблей вспомогательного флота. И вот сейчас на презентации нам докладывал директор, что у них есть серьезные проработки вместе с Зеленодольским проектно-конструкторским бюро (ЗПКБ) по кораблям арктического плана, которые тоже нам очень интересны».

В словах Борисова прежде всего обращает на себя внимание фрагмент о «приобретении новых активов». Его, по всей видимости, надо понимать как то, что вопрос с передачей заводу окончательно решен. А вспомогательный флот — один из коньков ЗПКБ: совсем недавно там спроектировали гражданское обстановочное судно, а для военных — футуристического плана малый танкер.


Еще один важный момент в словах Борисова — о «кораблях арктического плана». Они означают, что в жизнь наконец-то может пойти давняя разработка ЗПКБ — суда с аутригерами (САР) тримаранного типа. В перспективе это пассажирские теплоходы, научные суда или корветы, более простые по сравнению с их традиционными собратьями в строительстве и обслуживании, с высокими характеристиками и необычайным комфортом для экипажа.

Дело в том, что уже еще в 70-х годах было ясно: комплексно решить такие проблемы, как мореходность, энерговооруженность, безопасность, обитаемость, на основе традиционной однокорпусной схемы судов невозможно. Увеличение размеров не выход: как показывает практика, оно не поспевает за стремлением напичкать корабль техникой и грузами. Предположительно, тримаран от ЗПКБ решает эту проблему. Идея в том, чтобы вынести энергетическую установку и обеспечивающие ее системы в боковые модули-аутригеры. Тогда приоритетным становится расположение полезной нагрузки и людей. Исчезает традиционная корабельная теснота, экипаж размещается в каютах в средней части корпуса с минимальным влиянием качки. Становится возможным принять на корабль в 1,5 - 2 раза больше полезной нагрузки без увеличения его размеров.

ЗПКБ уже разработало концептуальный проект скоростного высокомореходного комфортабельного грузопассажирского тримарана (шифр — «Россиянка-1»). А для освоения Арктики и континентального шельфа предложило многоцелевую платформу с аутригерами тримаранного типа.

Напомним, Мистахов в случае объединения двух предприятий (что весьма желаемо для завода и его материнского холдинга «АК Барс) обещал коллективу бюро достойную загрузку и всяческое продвижение проектов ЗПКБ. Посмотрим, как выполняются обещания.