Владимир Путин заявил, что перераспределять доходы от одних регионов к другим справедливо. Не это ли станет содержанием реформы межбюджетных отношений, которую ждут после президентских выборов? Владимир Путин заявил, что перераспределять доходы от одних регионов к другим справедливо. Не это ли станет содержанием реформы межбюджетных отношений, которую ждут после президентских выборов? Фото: kremlin.ru

«ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ «КУДРИНОМИКА», И МЫ ДО СИХ ПОР В НЕЙ ЖИВЕМ»

Степан Демура — финансовый и биржевой аналитик:

—  Это раскулачивание в чистом виде, когда все потоки контролируются федеральным центром, который сидит на всех финансовых направлениях, на всех налогах, может давить и управлять регионами. Это называется «кудриномика», и мы до сих пор в ней живем. И конечно, при такой политике бедные регионы богаче не станут. Это известное правило — даже если дать халявные деньги бедным, богаче они не станут. Особенно в наших условиях, когда значительная часть помощи регионам просто тупо разворовывается, а потом снова возвращается в Москву и федеральный центр под другим видом.

Вообще, почему у нас всегда чего-то ждут после президентских выборов? Перезагрузок Путина было огромное количество, а воз и ныне там. Что касается объединения регионов против такой политики, то есть такая Республика Татарстан. У вас есть большой начальник Минниханов, он решил выступить, причем не по делу, как говорят в Москве. И что случилось? Татарстан остался без части банковской системы. Все очень просто, много чего можно сделать. Система выстроена таким образом, что снизу она не реформируется, к сожалению.    

Фатих Сибагатуллин — депутат Госдумы РФ:

— Лозунг «Хватит кормить Москву» — он правильный. А вот то, что мы по капельке отдадим бедным регионам, ни к чему не приведет, не поможет. Нужно стимулировать эти бедные регионы не за счет доноров, а в силу того, чтобы они открывали новые производства, повышали урожайность, чтобы все земли обрабатывались — сеялись, пахались, собирался большой урожай с применением удобрений. А так получается, что мы просто обогащаем Москву. И за счет 12 регионов кормить 85 регионов — это не выход, это неправильно. А Москва сорит деньгами налево и направо.

Если Татарстану скажут: «Давай делись от нефтяных доходов», — то я согласен... На армию, вооружение, все остальное, сейчас на детские денежные пособия — вот туда эти нефтяные деньги можно направить. А ведь у нас есть доходы не только от нефти. Регионы-доноры основную часть дохода получают ведь не от нефти. Нужно организовывать новые производства, потому что там, где есть производства, возникает еще один источник бюджета — подоходный налог.

Владислав Жуковский — экономист:

— Давайте сразу скажем, что у нас в стране откровенно такая феодально-крепостническая модель управления государством и бюджетных отношений. Другими словами, регионы находятся под феодальной зависимостью от федерального центра. На них наброшено финансовое ярмо, львиную долю доходов, так или иначе, им необходимо отдавать Москве. По разным оценкам, в зависимости от региона, объем средств, уходящих из субъекта в столицу, варьируется от 63 до 85 процентов. В среднем по стране — 70 процентов. Значит, крупные, самые емкие, лакомые куски налоговой части, будь то налог на добавленную стоимость, те же самые акцизы, экспортные пошлины и прочее-прочее, уходят в федеральный центр. То есть в обмен на лояльность, на обеспечивание нужного, высокого, результата на муниципальных, региональных, федеральных выборах, в Госдуму, в региональные, местные заксобрания либо на президентских выборах регионы хотели бы получать подачки из федерального бюджета. Это механизм удержания местных региональных элит под полным контролем Москвы.

И конечно, то, что мы видели на примере того же Татарстана, когда федеральный центр бьет по рукам и лишает всякой мотивации проводить стимулирующую, контрциклическую, продуктивную, продуманную налогово-бюджетную политику и развивать экономику, это, конечно, вопиюще. Я хорошо помню пример 2015–2016 годов, когда за счет продуманной финансовой политики удается получить дополнительные поступления в региональный бюджет, удается экономику направить на траекторию роста, увеличивать инвестиции, увеличивать фонд оплаты труда, по итогам регион заработал дополнительные 10–12 миллиардов рублей. Вместо того, чтобы пустить эти средства на свое развитие, республика попадает в ситуацию, когда федеральный центр ввязывает ее в еще бóльшую величину межбюджетного трансферта. 

По большому счету Москва дает понять, что сегодняшней офшорной аристократии и феодальным элитам не нужны процветающие, мощные, устойчивые в финансовом плане регионы, которые способны сами себя прокормить и которые могли получить деньги на финансово-ресурсное развитие. Им, наоборот, нужны, финансово-зависимые лояльные субъекты Федерации с местными элитами, которые, что называется, с протянутой рукой ездят в Москву и в обмен на ту или иную политическую лояльность, грубо говоря, в обмен на откаты, распилы, оказывают поддержку федеральному центру.

«НАДО БЫ ВЫСТРАИВАТЬ НАЛОГОВУЮ СИСТЕМУ, НЕ ИСПОЛЬЗУЯ КОЛХОЗНЫЙ, В САМОМ ПЛОХОМ ПОНИМАНИИ ЭТОГО СЛОВА, ПРИНЦИП»

Марат Галеев — заместитель председателя комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ:

— Непонятно, о какой реформе перераспределения доходов идет речь, потому что у нас последние 100 лет перераспределение шло постоянно. Эта норма напоминала такой колхоз под девизом «Все отнять, потом поделить», причем поделить так, как кажется верным отдельным группам людей, без всякого согласования с другими. Как ни странно, у нас есть международные правовые документы, касающиеся распределения ресурсов субъектов Федерации. Есть декларация прав народов, которая была принята в 1966 году, сначала СССР, а потом Россия ее подтвердили. Там есть 1-я и 50-я статьи. И эти две статьи должны рассматриваться вместе, потому что 1-я статья говорит о том, что народы, живущие на той или иной территории, вправе пользоваться, распоряжаться и использовать недра и землю, на которой они живут. А 50-я статья говорит о том, что положение этой 1-й статьи одинаково действует и для федеративных государств. То есть субъекты федеративных государств тоже вправе пользоваться, распоряжаться и иметь собственные права, то есть распоряжаться ресурсами.

Не секрет, что сырьевая составляющая в федеральном бюджете до сих пор занимает очень существенное место. Большая часть ее формируется за счет сырьевых ресурсов, и выключение народов субъектов из права распоряжения и пользования этими ресурсами противоречит международному праву. Это во-первых.

Во-вторых, можно принять тезис о том, что регионы-доноры должны отдавать часть своих ресурсов на регионы-реципиенты. Это во всех странах делается, но в данном случае у нас идет полный произвол: забирается все. Даже на возмещение экологических проблем, связанных с добычей углеводородов или других ресурсов, ничего не оставляется. Просто изымается в виде различных платежей, закрепленных федеральным законодательством. У субъекта-донора даже не спрашивают, куда бы эти деньги, по его мнению, должны быть направлены. Самое главное — убивается мотивация. Надо бы, наверное, выстраивать налоговую систему, не используя колхозный, в самом плохом понимании этого слова, принцип, когда все валится в общий котел и потом перераспределяется по своему усмотрению. Объемы перераспределения ресурсов в Российской Федерации, наверное, самые большие в мире. 

Валентин Катасонов — экономист, профессор кафедры международных финансов МГИМО:

— Я пока не очень могу понять логику распределения. Дело в том, что, когда слушаешь Медведева, Путина, министров, они иногда говорят противоположные вещи. Я пока не видел никакого документа, где бы было черным по белому написано, каковы принципы распределения доходов, поэтому никак не могу прокомментировать. Но могу сказать, что здесь творится какой-то хаос: политический, юридический, исполнительский.

Станет ли вопрос перераспределения доходов регионов основным в реформе межбюджетных отношений? Это вопрос не только экономический, но и политический, потому что предоставление полномочий регионам грозит дезинтеграционными процессами в стране. Это некая такая самостийность. Я думаю, что надо наводить порядок в политике, ужесточать исполнительскую дисциплину. Мы не так давно обсуждали вопрос, почему у нас столько дефицитных регионов. С моей точки зрения, это проявление откровенного казнокрадства. Более того, я разговаривал с некоторыми руководителями регионов, которые не могут возражать по поводу моей версии относительно того, что регионы сознательно создают дефициты своих бюджетов. Поэтому я бы больше наводил порядок в части, касающийся исполнения наших сегодняшних законов, потому что регионам выгодно заключать соглашения с коммерческими банками, которые закрывают дефициты своими кредитами, наживая на этом гигантские деньги. Тот же самый Сбербанк чуть ли не 70 процентов всех кредитов регионам выдает, под 15 процентов годовых. Это очень серьезный стимул для того, чтобы никогда не балансировать свои бюджеты. Тут дело не в экономике, элементарно надо бороться вот с этой региональной преступностью.

Айрат Фаррахов — депутат Госдумы РФ, бывший замминистра финансов РФ:

— Ваш вопрос очень актуальный. Скажу следующее: на мой взгляд, президент не имел в виду то, что вы подразумеваете в этом вопросе. В целом, я думаю, будет дан старт новой налоговой системе, главной задачей этой налоговой системы станет новая экономическая политика (НЭП). Что очень важно в условиях НЭПа? Очень важно, чтобы те субъекты, которые имеют колоссальный [бюджетный] долг, имели новую, достаточную налоговую базу, чтобы исполнять эти полномочия. Абсолютно всем понятно, что те 13, по разным оценкам, 20 субъектов, которые сегодня имеют дополнительные доходы, благодаря правильной, выверенной в течение многих лет экономической политике не должны пострадать, потому что главным условием является сохранение стимулов для роста. Поэтому, я думаю, никто не допустит дополнительного перераспределения доходной базы. На сегодняшний день она и так уже достаточно высока, значительный объем доходов, например, Республики Татарстан и других доноров уходит в целом в федеральный центр.

Что вы подразумеваете под Москвой: регион или федеральный центр? Потому что Москва — это тоже субъект Федерации, к ней очень много вопросов. Бюджет Москвы — 2,5 триллиона рублей — это достаточно большой доход. В условиях формирования НЭПа я допускаю существенные изменения в налоговой политике, достаточно большие изменения и в страховых взносах от фонда оплаты труда. Но я все-таки не соглашусь, я считаю, что не дойдет до дополнительного перераспределения доходов субъектов-доноров.

«ХВАТИТ КОРМИТЬ...» — ЭТО ЖЕ ТАКОЙ УЛИЧНЫЙ, ПРИМИТИВНЫЙ СЛОГАН»

Шамиль Агеев — председатель правления ТПП РТ:

— Нужно от чего-то оттолкнуться и все-таки стимулировать регионы от прироста доходов, от темпов работы, от прочего. Поэтому данную тему я еще обдумываю, четкой точки зрения у меня на это нет. Ничего хорошего от центра я не жду, потому что пока нет планирования и еще надо думать, каким оно должно быть. Очень большую роль играет субъективный фактор, многое зависит от профессионализма кадров как в центре, так и в регионах. Я имею в виду тех, кто принимает решения. Налоговики — только инструмент, что им скажут, то они и делают. И нам надо отойти от стандартов, что заявляется одно, а делается другое. По бизнесу проблема очень сложная — не развивается питательная среда для бизнеса, поэтому ничего хорошего пока не ждем. Если говорить коротко, то перераспределение не совсем объективно. Но в нашей жизни ничего объективного не бывает.

Ильдар Аблаев — экономист:

— Бюджетная политика должна иметь свои разумные пределы. Здравым было бы оставлять регионам 66 процентов доходов, оставшиеся 34 процента отдавать федеральному центру, потому что есть еще и муниципальный уровень, есть республиканский. На муниципальном можно оставлять 30 процентов, 36 процентов — республике, 34 — Москве. Это самая правильная пропорция бюджетной политики. Повторю, регионы для своих нужд должны оставлять 66 процентов, потому что богатство России — это богатство регионов, и наоборот. А когда идет дикая централизация, это наносит ущерб региональному развитию, никто от этого не выигрывает.

Конечно, вопрос перераспределения доходов регионов — один из самых важных в бюджетной политике государства. Регионы должны иметь большую финансовую самостоятельность для решения своих задач. Если Москва будет собирать все деньги себе, а потом мы на свои же деньги будем ехать и просить их обратно, это основа для коррупции. И помогать надо не бедным, а богатым. Бедный должен подняться и сам развивать свой регион. Если же он ждет, когда сверху упадут деньги, это плохой регион, он никому не нужен. Татарстан же всегда был донором федерального центра. В ельцинский период соотношение было примерно 50 на 50, сейчас — примерно 55 на 45, а если посчитать все прямые и косвенные налоги, то 75 на 25: 75 процентов отдаем Москве, 25 процентов оставляем себе. Это очень неправильная пропорция.

Рустам Курчаков — обозреватель, экономист:

— Вопрос сложный, его нельзя так линейно решать по принципу «или-или». Суть в том, что надо дать всем хозяйствующим субъектам, в том числе и регионам, возможность зарабатывать и стимулы для этого, а не просто отбирать средства. В этом случае, конечно, не должно быть раскулачивания, поэтому стимулы должны быть, но при нынешней бюджетной системе таких стимулов мало. Вот в этом весь вопрос, поскольку администрирование победило экономические стимулы, экономическую заинтересованность. Такая тенденция всегда в России и в Советском Союзе существовала — там нарастала бюрократия, нарастали фискальные методы собирания средств в центре, а потом через некоторое время они требовали пересмотра. Пока мы скользим в сторону администрирования, раскулачивания и т. д.

А что касается лозунга «Хватит кормить Москву», это уже зависит от количества мозгов в головах, на глупые лозунги, как говорится, много ума не надо. Понимаете, вот такими вопросами мы опускаем все ниже плинтуса. Ну потому что «Хватит кормить...» — это же такой уличный, примитивный слоган. Он не думать заставляет, а бежать кричать, драться, пинаться и т. д. Не нужно массовое сознание опускать ниже плинтуса.

«НАДО, ЧТОБЫ ФЕДЕРАЛЫ ДАВАЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ УПРАВЛЕНЦАМ ИЗ ПЕРЕДОВОГО РЕГИОНА ВХОДИТЬ В ОТСТАЮЩИЙ И ХОЗЯЙНИЧАТЬ ТАМ»

Михаил Скоблионок — президент еврейской национально-культурной автономии РТ:

— Если начнут раскулачивать богатые субъекты Федерации, то получат Каталонию. Никто не хочет, чтобы кто-то за его счет жил. Бедные — это те, кто не хочет работать. В любом месте можно зарабатывать деньги. Южные районы могут выращивать зерно, фрукты, овощи, а северные — на нефти, газе, центральные регионы должны развивать промышленность. Какие могут быть реформы после президентских выборов? Президентские выборы ведь уже прошли, после того как Путин объявил, что он идет на третий срок. Они просто дождутся войны, народ начнет возмущаться...

Нужно не реформировать межбюджетные отношения, а менять руководителей регионов, которые умеют болтать языком, а не заниматься делом. Что касается денег, их просто-напросто разворуют, как это делается сейчас. Потом мне не нравится слово «донор» — это ведь человек, добровольно отдающий свою кровь, а тут отдача денег будет добровольной или принудительной. Слово «донор» неправильное, когда у тебя отнимают деньги. Они дождутся, что богатые регионы будут проводить референдумы и отделятся. Мы же имеем примеры за рубежом и показываем их по телевидению как учебное пособие.

Фаузия Байрамова — общественный деятель, писательница:

— Речи о справедливости не идет, это повторение событий 100-летней давности. Тогда разграбили богатых и отдали их имущество бедным. Зачем повторять ошибки, распределять доходы регионов-доноров бедным регионам. От этого все пострадают. У доноров не будет стимула работать, раз все равно их разграбят, а у бедных тоже нет стимула трудиться, раз все равно им отдадут. Уравниловка ни к чему хорошему не приводила. Вообще, встреча Путина с журналистами — это театр одного актера, показуха, какая-то предвыборная агитация с его стороны. Он хотел сказать бедным регионам, которых большинство, мол, не волнуйтесь, вам поможем. Отберем у Татарстана, ХМАО или Москвы деньги и передадим вам, обрадуем народ.

Я ни одному его слову не верю. Да, Путин заявил, что укрупнения регионов не будет, так ведь он и по «языковому вопросу» говорил лет 15 назад, что никто не будет препятствовать преподаванию национальных языков, а сейчас что? Он сказал, что никого не будем заставлять объединяться, просто не продолжил предложение: они сами будут это делать. 

Искандер Зигангараев — директор ГК «КЖК Логистик»:

— Бедные регионы живут плохо из-за того, что там слабый менеджмент управленческий, хотя у них были равные условия с соседним регионом-донором. Надо, чтобы федералы давали возможность управленцам из передового региона входить в отстающий и хозяйничать там. Просто надо к региону-донору прицепить регион – не донор, сделать его побратимом.  Я считаю, что регион не станет богаче от того, что донор будет туда перечислять деньги. Он может стать иждивенцем. Сейчас народу все по барабану — кормит он Москву или не кормит. В последние 10 лет уровень заработных плат не растет, но зато мы идем вперед. Это ощущается в инфраструктуре прежде всего, а в доходах населения не ощутилось. Вот когда доходы населения начнут падать, они ощутят.