«На вопросы прессы отвечала лично гендиректор АО «Агросила» Светлана Барсукова»

«КОГДА МЫ ПРИОБРЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЕ, ОНО БЫЛО ЗАГРУЖЕНО ГОРАЗДО МЕНЬШЕ»

Холдинг «Агросила», вдохновившись примером Нижнекамского молочного комбината, в ноябре показавшего свое обновленное производство, устроил накануне пресс-тур по аналогичному предприятию в автограде. Впервые после летней покупки Набережночелнинского молкомбината (НЧМК) структурами Ильшата Фардиева производство показали СМИ, причем на вопросы прессы отвечала лично гендиректор АО «Агросила» Светлана Барсукова. Фархад Латыпов, гендиректор собственно комбината, доставшегося «Агросиле» в наследство от прежнего собственника, как пояснили на комбинате, сейчас находится на обучении. Судя по всему, гендиректора милосердно оградили от внимания журналистов, учитывая его причастность к самым резонансным уголовным делам автограда: в настоящее время он является фигурантом расследования о перепродаже дорогостоящего участка ЖК Sunrise City с инкриминируемым ущербом бюджету города в размере 136,5 млн рублей.

По маршруту молока — от сырого до готовой продукции — гостей провел главный технолог предприятия Олег Куделькин. Он показал три лаборатории, которые контролируют качество как сырья, так и каждой партии готовой продукции. Чистоту технологий журналистам подчеркнули, упаковав их сразу в две пары бахил и две накидки.

В общих чертах переработка выглядит так: из молоковоза сырье поступает в приемную лабораторию, где оно проверяется на соответствие, тут же стоят фильтры для отсеивания сора. Потом молоко охлаждается и подается в танки аппаратного цеха на первичную переработку. В общей сложности объем емкостей соответствует мощности переработки — хранить в них можно 210 т сырья, в том числе 40 т будущего кефира, 40 т ряженки, 24 т сметаны, около 12 т отведено под йогурты и кисломолочные напитки. За час линия перерабатывает 25 т молока. Куделькин провел делегацию по нескольким цехам, ориентированным на выпуск разных видов продукции, и окончил экскурсию в зале для дегустации, где гендиректор «Агросилы» и провела краткий брифинг на ногах.

Холдингу, по словам Барсуковой, удалось полностью сохранить штат производства, сегодня здесь трудятся 340 человек. За предыдущий квартал «Агросила-Молоко» реализовала продукции на 210 млн рублей, переработав около 6 тыс. т молока, а также 3 тыс. т обезжиренного молока и 3 тыс. т сыворотки. Сейчас в ассортимент переработки входит 102 вида товаров. Молоко на НЧМК доставляется в основном с агрофирм холдинга из Заинского, Тукаевского и Сармановского районов. Стадо КРС «Агросилы» сегодня насчитывает 37 тыс. голов, из которых 13 тыс. — дойное стадо. В месяц свои коровы дают свыше 6 тыс. т молока.

«Всю потребность Набережночелнинского комбината на текущий момент мы закрываем полностью, — отметила Барсукова. — Предприятие работает на 60 процентов мощности (это порядка 125 т сырого молока и 75 т продукции в сутки — прим. ред.), и это правильно. Когда мы его приобрели, оно было загружено гораздо меньше. Мы планируем выйти на проектную мощность к середине 2018 года». Проектная мощность комбината составляет 210 т в сутки по переработке молока и 125 т по выработке готовой продукции. На сегодняшний день холдинг занимает 9% татарстанского молочного рынка.

Пока в производство ничего не вложено, но инвестпрограмма разработана и будет утверждена до 20 декабря. Предполагается, что на следующий год в НЧМК будет вложено около 50 млн рублей, на которые холдинг закупит новое оборудование и расширит ассортимент. Сегодня уже выпускаются молоко, сливочное масло, творог, кисломолочные продукты и йогурты. «Когда мы приобрели завод, мы выпускали узкий сегмент продукции — пастеризованное молоко и кисломолочные продукты. Возможно, ассортимент расширяется не так быстро, как хотелось бы, но с некоторых сторон это оправданно, потому что мы ориентированы на потребность рынка. В планах у нас выпуск творога в новой упаковке, новые линейки сывороточных напитков, молочных коктейлей и десертов, творожных и плавленых сырков. Они выйдут на рынок, если ставить сроки с запасом, к концу следующего года», — рассказала Барсукова.

Через год, когда все новинки окажутся на прилавках, мощность производства должна не только достичь, но и перешагнуть проектную: предполагаемый рост гендиректор «Агросилы» оценила в 30%. В общих чертах инвестиционная программа предполагает как модернизацию оборудования, так и капремонт помещений. Общий процент износа производства на момент покупки Барсукова по просьбе «БИЗНЕС Online» оценила примерно в 35%, если в среднем арифметическом учитывать и состояние здания. Стоит также отметить, что у холдинга есть и консолидированная инвестпрограмма, согласно которой к 2028 году компания планирует нарастить переработку молока до 800 т в сутки и стать лидером в Поволжье.

ПРИСУТСТВИЕ В РЕГИОНАХ ПОКА ОГРАНИЧЕНО БРЕНДАМИ «АШАНА»

Сегодня продукция компании «Агросила-Молоко» представлена во всех федеральных сетях, присутствующих в РТ, не считая собственной сети из 50 фирменных магазинов. Так, на «Ашан» и «Атак» (входит в группу «Auchan Retail Россия», скоро будет переформатирован в «Ашан») приходится около 1 тыс. т продаваемой продукции в месяц — она уходит в Москву, Санкт-Петербург, Самару, Челябинск, Екатеринбург. Еще 0,9 тыс. т челнинской молочки продает АО «Тандер» (бренд «Магнит»).

Интересно, что «Ашан» продает молоко НЧМК под собственными брендами «Лакомо» и «Каждый день». Соответствующие годовые договоры «Агросила» заключила с «Ашаном» летом, сразу после покупки комбината. «Мы производим для них продукт, на текущий момент нам это интересно. Требования к качеству продуктов этих брендов аналогичные, что и к продуктам „Просто молоко“», — пояснила Барсукова. Она также заявила о текущих переговорах по поводу аналогичной формы партнерства и с некоторыми другими сетями, но со временем компания намерена выйти в другие регионы и под своими брендами, ориентируясь на крупные города.

Напомним, что в августе, став собственником НЧМК, «Агросила» решила выкупить у компании Марата Муратова «Симпл Милк» заодно и бренд «Просто молоко» — прежде им пользовались все молочные заводы, оставшиеся от «Вамина», теперь права только у группы Фардиева и его челнинского комбината. Сумму сделки Барсукова так и не раскрыла, заявив «БИЗНЕС Online», что цена была «рыночной». Между тем новые продукты выйдут на рынок не только как «Просто молоко» — холдинг разрабатывает новую торговую марку. «Вероятнее всего, это будет фитнес-линейка, тренд здорового питания, который пока не заявлен на рынке молочной продукции», — поделилась Барсукова.

Еще один нюанс в позиционировании молочных продуктов «Агросилы» связан с актуальным спором между ними и ижевским холдингом «Комос Групп», который приобрел самый мощный из бывших ваминовских молкомбинатов — казанский. «Аргосила» предъявила «Комосу» претензии по упаковке — мол, их «Молочная речка» в синих пакетиках и коробочках слишком похожа на привычное местному потребителю «Просто молоко». По словам Барсуковой, встреча с руководством «Комоса» состоялась и принесла определенные договоренности. «Мы решили, что будет создана рабочая группа, которая разработает определенные правила для обеих сторон. По ним мы и будем работать в дальнейшем», — отметила она.

НАСЛЕДСТВО МИНГАЗОВА ПОДЕЛИЛИ, ОСТАЛОСЬ ПОДЕЛИТЬ РЫНОК

Напомним, холдинг «Агросила» позиционируется как крупнейший татарстанский производитель молока, но сельскохозяйственный бизнес Фардиева не ограничивается молочкой — в группу входят растениеводческие предприятия, производство мяса птицы, сахара. «Челны-Бройлер» занимает 65% рынка птичьего мяса в РТ, «Заинский сахар» — 51% сахарного рынка. Семенной завод обеспечивает семенами местные агрофирмы, а комбикормовый снабжает мясные и молочные производства. Как отметила Барсукова, холдинг всегда нуждался в мощностях по переработке молока, чтобы замкнуть производственную цепочку. «Агросила» даже вынашивала планы по строительству нового завода в Заинске на территории промышленной площадки «Заман», однако, как отметила гендиректор, удачная возможность приобрести готовое производство если не закрыла эти планы окончательно, то отодвинула вопрос как минимум на три года. Сумму сделки Барсукова сохранила в секрете, поэтому оперировать пока приходится лишь экспертными и инсайдерскими оценками. Если эксперты оценивают рыночную стоимость челнинского молкомбината примерно в 1 млрд рублей, то, по сведениям собственных источников «БИЗНЕС Online», Фардиеву он достался примерно за 500–600 млн рублей.

Покупка НЧМК «Агросилой» стала первой в распродаже молочных активов обанкротившейся империи Вагиза Мингазова «Вамин», причем самой бескровной. В отличие от аналогичных производств в Казани и Нижнекамске в автограде завод не простаивал ни дня. Холдинг, у которого в Закамье сконцентрированы основные сельскохозяйственные мощности, плавно подхватил производство без прерывания рабочего процесса.

В 2014–2015 годах долги «Вамина» на сумму 8,5 млрд рублей у банков выкупило министерство земельных и имущественных отношений РТ через свое АО «Татагролизинг». С 2013 года 7 ваминовских молзаводов арендовала УК «Просто молоко» — под этим брендом Муратов выпускал продукцию в Казани, Челнах, Мамадыше, Нижнекамске, Бугульме, Новошешминске и Муслюмово. К истечению срока аренды «Просто молоко» занимало половину рынка в Татарстане, 5% — в ПФО, около 4% — по России. На выкуп молочных комбинатов у Муратова денег не хватило, в итоге ему остались только Мамадышский маслодельно-сыродельный комбинат и Кукморский маслодельно-молочный комбинат (любопытно, что на рынок твердых сыров «Агросила» сегодня заходить не намерена — Барсукова охарактеризовала его как насыщенный). Бывший владелец Мингазов выкупил молкомбинаты в Балтасях и Арске, а в Казань и Нижнекамск пришли варяги после того, как в июне этого года арендатор свернулся и производства остановились.

КАЗАНЬ — 100 ТОНН, НИЖНЕКАМСК — 20 ТОНН, ЧЕЛНЫ — 125 ТОНН

Переходный период три крупнейших завода пережили с разными потерями. Как известно, в Казани на Муратова посыпались судебные иски от сокращенных сотрудников — из всех комбинатов Казанский молочный комбинат (КМК) остается самым мощным, здесь работали 600 сотрудников. Вопросы с сокращенными были улажены, а спустя две недели простоя подоспел и новый собственник. По некоторым данным, крупному удмуртскому агрохолдингу «Комос Групп» Андрея Осколкова и Андрея Шутова «Татагролизинг» предлагал выкуп за 1,1 млрд рублей — такова была реальная продажная цена КМК, но, сколько удмурты заплатили на деле, осталось секретом. Динамику реанимации КМК его гендиректор Александр Габдрахимов сегодня оценивает высоко.

«Мы в кратчайшие сроки запустили на рынок новый бренд — „Казанский молочный комбинат Молочная речка“, заключили контракты со всеми торговыми сетями, с оптовиками — школами, больницами, департаментом продовольственного питания, ежемесячно прибавляем объемы производства, — описал текущую ситуацию Габдрахимов в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“. — Уже практически заключили контракты с федеральными торговыми сетями, поставляем продукцию не только по Татарстану, но и во многие другие регионы». В обновлении производства ижевцы обгоняют как Челны, так и Нижнекамск — по словам Габдрахимова, оборудование уже в пути, что-то даже монтируется. К началу декабря КМК вышел по объемам переработки на 100 т молока в сутки, причем гендиректор надеется, что до конца года им удастся добавить еще 30–40 тонн. Бизнес-план на будущий год предполагает рост мощностей до 500 т молока в сутки, но это потолок, до которого за год можно и не допрыгнуть.

Нижнекамский завод был перезапущен в сентябре одним из отраслевых лидеров Поволжья, самарским холдингом «Далимо» Игоря Никулина. По сравнению с Казанью и Челнами его показатели довольно скромны. Для сравнения отметим, что в столице нефтехимии под новым брендом «Домашкино» варяги пока перерабатывают по 15–20 т молока в сутки, выпуская 15 т готовой продукции в 33 наименованиях. Процент «усушки» сырья у них, как видим, гораздо ниже — не более 25% массы молока теряется при переработке, хотя ассортимент, пусть и втрое меньше, включает те же йогурты, масло, кисломолочные продукты.

Свою инвестпрограмму самарцы пока не просчитали, но в перспективе они надеются перерабатывать по 100–150 т молока в сутки при проектной мощности завода на уровне 50 тонн. «Вамин» перерабатывал в Нижнекамске по 75 т в день. Для выхода на желаемые мощности самарцам придется заменить около трети всего оборудования, как рассказывал «БИЗНЕС Online» гендиректор Нижнекамского молкомбината Сергей Игнатьев. Сейчас «Домашкино» продается через региональные сети, но в скором времени нижнекамское молоко начнет толкаться на полках с челнинским — в том же «Магните», например. Если в Татарстане знакомый бренд «Просто молоко» даст челнинцам фору перед Нижнекамском и Казанью, то в регионах этот номер не пройдет.

Политику продвижения товара в условиях столь жесткой конкуренции Барсукова раскрывать не стала, обойдясь дежурной фразой о важности здоровой конкуренции как таковой. На просьбу «БИЗНЕС Online» сравнить динамику производства относительно прошлого года, когда здесь работал другой собственник, она ответила отказом, сославшись на то, что отвечать за объемы чужого юрлица не может. «Мы приобретали имущественный комплекс, а не бизнес — мы не покупали юрлицо, чтобы я могла ответить на подобного рода вопросы», — отметила гендиректор «Агросилы».