КАК ФСБ И СК ЗАДЕРЖАЛИ «РЕШАЛУ» ПО ЗАЯВЛЕНИЮ ГАБДЕЛХАКОВА

Как стало известно «БИЗНЕС Online», история о мошенничестве при реализации грузовиков «КАМАЗ» челнинской компанией ООО «РенБизнесАвто» под руководством отца и сына Рафиля и Рената Габделхаковых получила продолжение. Накануне рано утром в Верховном суде РТ рассматривалась апелляционная жалоба от адвоката одного весьма предприимчивого коммерсанта Ирека Маннанова. Он два дня назад угодил в следственный изолятор по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 291.1 УК РФ («Посредничество во взяточничестве»).

По версии следствия, близкий к Габделхаковым предприниматель был задержан при передаче взятки. Деликатная операция не пропала в тени благодаря заявлению, которое в правоохранительные органы подал один из Габделхаковых. Источник в правоохранительных органах, близкий к делу, рассказал корреспонденту «БИЗНЕC Online», что Маннанову из предыдущей статьи нашего издания стало известно о возбуждении следственным комитетом уголовного дела в отношении руководителя «РенБизнесАвто» Рафиля Габделхакова и о том, что в рамках следствия суд наложил арест на его имущество. В список арестованного имущества попали и грузовики, которыми торговала компания.

Узнав об этом, Маннанов обратился с деловым предложением к руководству некоего ООО «РТС-Групп», которое было покупателем техники РБА. Те в это время ожидали поставки из Набережных Челнов 7 грузовиков, которые оказались под арестом. Как утверждает наш собеседник, Маннанов предложил руководству «РТС-Групп» решить их проблемы: закрыть дело и снять обременение с арестованных грузовиков, в которых так сильно нуждалась компания. За свои услуги «решала» запросил 100 млн рублей. 

Ознакомившись с условиями Маннанова, руководство «РТС-Групп» сообщило подмосковной компании «Концерн Блок», что уголовное дело может быть прекращено. Какова роль «Концерн Блока» в сделке, наш собеседник не уточняет. Далее гендиректор «Концерн Блока» Олег Сягин сообщил об этом генеральному директору челнинского ООО «Возавто». Эта компания была ликвидирована в январе 2017 года, а ее директором и собственницей была Розалия Сахапова,. По данным нашего источника, именно она довела информацию о предложении Маннанова до бенефициаров РБА, после чего один из Габделхаковых и обратился в управление ФСБ. 

После этого судьба Маннанова была фактически предрешена. Следственный комитет возбудил уголовное дело 23 октября, а 15 ноября предприниматель, обещавший «решить все проблемы» с грузовиками, якобы получил первый транш в 13 млн рублей. Перевод состоялся под контролем сотрудников ФСБ. 17 ноября Маннанов был заключен под стражу до 23 декабря. Именно эта жалоба на помещение в СИЗО и рассматривалась накануне в апелляционной инстанции в Верховном суде РТ.

Ирек Маннанов (справа) признал вину в мошенничестве, но не взяточничестве и попросился на свободу из клетки СИЗО Фото: Максим Кирилов

«ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК УЖЕ СЧИТАЕТ СЕБЯ ВИНОВНЫМ, ТО НА КОГО ОН ДОЛЖЕН ОКАЗЫВАТЬ ДАВЛЕНИЕ?»

Перед началом заседания под руководством судьи Луизы Абдрахмановой корреспондент «БИЗНЕC Online» заметил в коридоре суда адвоката задержанного Руслана Мадифурова, известного, в частности, по делу бывшего начальника шестого отдела УВД Набережных Челнов Даниля Закирова. Комментировать что-либо защитник отказался, сославшись на неразглашение, но заметил, что представит свою позицию на заседании.

Через некоторое время все стороны процесса были приглашены в зал. Маннанов присутствовал виртуально, по видео-конференц-связи из камеры СИЗО. Подозреваемый был одет в простую черную куртку и серую кофту и рассказывал суду о том, что до задержания работал коммерческим директором, образование у него юридическое, женат, но детей нет и ранее не был судим. Абдрахманова в ответ сообщила, что Маннанов был задержан по решению суда 16 ноября по подозрению в совершении преступления по ч. 1 ст. 291.1 УК РФ на 1 месяц и 7 дней, то есть до 23 декабря. «Считаю, что мера пресечения в виде заключения под стражу...» — начал было говорить Маннанов, но его вдруг оборвала судья: мол, рано еще до прений и последнего слова.

Из озвученных в суде материалов стало ясно, что дело ведет старший следователь 3-го отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по РТ Шакирьянов. Именно он и обратился с ходатайством, чтобы упрятать на время следствия Маннанова в изолятор. Однако обжаловавший это Мадифуров, напротив, заметил, что оснований держать его клиента в клетке, когда можно ограничиться домашним арестом, нет. А вслед за этим он и вовсе иначе квалифицировал действия подозреваемого. 

«Я бы хотел обратить внимание, что причастность к посредничеству в даче взятки, на наш взгляд, не обоснована и не содержательна. Причастность к мошенническим действиям? Да. Но говорить о том, что он будет оказывать на кого-то давление... Если человек уже считает себя виновным, то на кого он должен оказывать давление?» — заявил Мадифуров, заменив своими словами «взяточную» статью на более мягкую — «мошенническую». В прениях он также добавил, что задержан его подзащитный был только спустя месяц после возбуждения уголовного дела. В качестве аргумента в защиту Маннанова адвокат назвал то обстоятельство, что за это время он никуда не сбегал и даже не помышлял об этом. «В этой части корректнее было бы говорить о причастности моего подзащитного все-таки к мошеннической деятельности. Если он признает свою вину полностью, то, на наш взгляд, применима такая мера пресечения, как домашний арест», — подчеркнул защитник.

Маннанов речь Мадифурова поддержал. По его словам, он никогда не был замешан ни в чем криминальном, женат, работает и «нет необходимости держать его в СИЗО». Однако суд рассудил иначе, оставив подозреваемого в следственном изоляторе.

Позднее источник «БИЗНЕС Online» рассказал нашему изданию, что многомиллионных взяток в деле нет: якобы инкриминируется Маннанову лишь то, что он получил 1 млн «помеченных» рублей, из-за которых его и «приняли» сотрудники ФСБ. Логика в этой позиции действительно есть: зачем «РТС-Групп» кому-то платить 100 млн рублей за несколько «КАМАЗов», стоимость которых значительно ниже этой суммы. Сейчас следствие выясняет, кому Маннанов должен был отдать деньги в обмен на снятие ареста с грузовиков. 

Сам предприниматель не отрицает своей вины, однако утверждает, что в посредничестве во взятке он не виновен — только в мошенничестве. Ст. 291 УК РФ относится к преступлениям особо тяжким, в отличие от ст. 159. Соответственно, наказание за мошенничество куда мягче, нежели за дачу взятки. Если дело не будет переквалифицировано, то Маннанову по 291-й может светить от 7 до 12 лет тюрьмы со многомиллионным штрафом. 

СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС И ПАРТНЕРСТВО С ЭРДОГАНОМ 

По данным справочного сервиса «Контур.Фокус», Маннанов фигурирует как учредитель или генеральный директор в 15 фирмах, две из которых находятся в стадии ликвидации, а шесть уже прекратили работу. По обороту самая крупная из действующих компаний — ООО «ПКФ»Антарес». Маннанов в одном лице руководитель и владелец общества, зарегистрированного в январе 2013 года в Казани на ул. Симонова, 16. На балансе фирмы — 97,2 млн рублей, выручка по итогам 2016 года — 49,7 млн, чистая прибыль — 308 тыс. рублей. Впрочем, директором фирмы Ирек Илдарович стал только 28 октября 2015 года, до него эти функции выполнял некто Илдар Маннанов, предположительно, отец предпринимателя. Он также возглавлял еще четыре юрлица, включая ИП, правда, зарегистрированы они все в Тукаевском районе и уже не действуют. Большая часть из них — ООО «Круглопольский Бумажный Комбинат» и ООО «Тукаевский базар» — были «похоронены» самим Илдаром Маннановым, который выступал в них в роли председателя ликвидационной комиссии. ООО «Бумажная фабрика „Комфорт“», которым владел и управлял Маннанов, закрылось в 2014 году, ИП Маннанов, специализировавшийся на торговле зерном, прекратил работу и того раньше — в 2004 году.

География интересов Маннанова-младшего гораздо разнообразнее. К примеру, ликвидируемое сейчас ООО «Альтернатива» прописано в пгт Кукмор. Маннанов в фирме с прошлогодней выручкой в 34,9 млн рублей — 100-процентный собственник. Постоянным партнером задержанного является бизнесмен с турецкой фамилией Токуч Эрдоган. Они оба бывшие или настоящие учредители ООО «ПКФ „Титан“», ООО «Талапро», ООО «ТММ Инвестмент», ООО «Тримекс-Казань», ООО «Тримэкс» и зарегистрированных в Москве ООО ТД «Тримэкс» и ООО «ГрандСтрой». Самым крупным активом самого Эрдогана является казанское ООО «ТСК Профиль», где он совмещает пост директора и учредителя. По данным на 2016 год, баланс составлял 64,4 млн рублей, выручка — 56,8 млн, чистая прибыль — 389 тыс. рублей. 

Что касается других фирм, упоминаемых в контексте истории «РенБизнесАвто», то, по данным справочного сервиса «Контур.Фокус», из 34 компаний, содержащих в названии слова «РТС Групп», только одно общество специализируется на торговле автотранспортными средствами. Зарегистрировано оно в Москве на ул. Куликовской, 12. Генеральный директор и 100-процентный учредитель «РТС Групп» — Руслан Пыненков. В прошлом году выручка фирмы составила 133,2 млн рублей, чистая прибыль — 326 тыс. рублей.

ООО «Концерн Блок», которое также занимается торговлей автотранспортными средствами, зарегистрировано в Подмосковье, в городе Электросталь. Генеральным директором и соучредителем общества действительно является Сягин. Еще 50% фирмы принадлежит Игорю Языкову. В прошлом году предприятие выручило на торговле автомобилями 44,2 млн рублей с чистой прибылью в 1,2 млн рублей. Отметим, ранее учредителями фирмы были Сергей Григорьев и Алексей Сарафанов, совладельцы зарегистрированного в Ханты-Мансийском автономном округе АО НТЦ «Эврика-Трейд». Общество также занимается торговлей автотранспортными средствами, но зарабатывает оно не в пример больше упомянутых компаний. При балансе в 1,4 млрд рублей в прошлом году «Эврика-Трейд» получило выручку в 2,7 млрд рублей и прибыль — 19,8 миллиона.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» попытался связаться с гендиректором ООО «РТС Групп» Пыненковым. Телефонный номер, находящийся в открытом доступе, оказался недоступен. Также журналист предпринял попытку связаться с генеральным директором ООО «Концерн Блок» Сягиным. Звонок оборвался через несколько гудков. В самой компании сотрудник, поднявший трубку, сообщил, что Сягин сейчас в командировке и «на все вопросы может ответить только он».

ПОКУПАТЕЛИ ЗНАЛИ, ЧТО БЕРУТ

Напомним, махинацию с продажей «КАМАЗов», оснащенных двигателями ныне запрещенного экологического класса «Евро-2», выявило следственное управление СК РФ по Кировской области, руководят которым выходцы из Татарстана — Айрат Ахметшин и его заместитель Марат Галиханов. В октябре следователи при содействии кировских УФСБ и ОРЧ СБ УМВД провели обыск и выемку в офисе РБА в Челнах.

Согласно материалам основного уголовного дела, возбужденного в Кирове, грузовики продавались компанией Габделхаковых под видом «Евро-4». Для того чтобы выправить документы, в частности, ПТС на автомобили с отметкой об утилизационном сборе, они пользовались связями в кировском ГИБДД. Подозреваемыми по делу о создании и участии в ОПС (ч. 1 и ч. 2 ст. 210 УК РФ) стал наряду с Габделхаковыми и их партнер, собственник ООО «ТД „Авто“» Ильдар Саитов. Если владельцы РБА задержаны, то Саитов был объявлен в федеральный розыск и на сегодня остается в бегах. Лицо, ответственное за фальсификацию документов в ГИБДД, пока не установлено.

Схема мошенничества в целом такова. РБА закупало у завода «Ремдизель» сборочные комплекты деталей — фактически готовые грузовики класса «Евро-2», предназначенные для ремонта клиентской техники. «ТД „Авто» закупало те же «Евро-2» у ВТК «КАМАЗ» — эти грузовики должны были пойти на экспорт в страны третьего мира. Машины регистрировались в ГИБДД Кировской области и Удмуртии на компании Габделхаковых, прописанные за пределами Татарстана, при этом машины реально не выезжали из Челнов до момента продажи.

Как рассказывал «БИЗНЕС Online», ущерб от действий РБА и «ТД „Авто“» на данном этапе оценивается следствием в 1 млрд рублей государственному утилизационному фонду и еще в 837 млн рублей — покупателям 279 грузовиков, которые были зарегистрированы только в Кировской области. Поскольку эти машины продавались по всей стране, и клиентский ущерб, и количество машин со временем могут вырасти.

Впрочем, потери покупателей грузовиков «Евро-2» формальны — можно с уверенностью полагать, что никто из них не обманывался в качестве автомобилей. Уже после того как ситуация стала публичной, директор одного из официальных дилеров КАМАЗа «Барнаульского автоцентра КАМАЗ» Александр Лисицын заявил в СМИ, что в Алтайском крае автомобили с двигателями стандарта «Евро-2» продавали сразу несколько компаний. По словам Лисицына, покупатели были осведомлены о подлоге, но, даже жертвуя гарантийными обязательствами поставщика, предпочитали «Евро-2», так как машины в среднем на 300 тыс. рублей дешевле «Евро-4». Кроме того, как пояснял «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев, для пользователей ряда регионов «Евро-2» выгоден использованием дешевого некачественного топлива, на котором техника «Евро-4» не работает. Профессионалу не трудно отличить двигатель «Евро-2» от двигателей высших классов, подчеркивал Афанасьев.