Драго Милованов В суде Драго Милованов рассказал, что частично дома (крышу и обшивку) они разобрали сами до прихода техники, и пожаловался, что часть материалов исполнители без спроса вывезли на свалку

«В РЕШЕНИИ СУДА УКАЗАН ТОЛЬКО СНОС ДОМОВ»

Сегодня в Зеленодольском районном суде не в пользу цыган завершились первые слушания о взыскании расходов исполкома района на снос самовольных построек табора, жившего в поселке Айша на протяжении не менее 15 лет. Из около 20 домов, в которых, по разным данным, проживали около 200 человек, только четыре были оформлены законно, остальные постройки суд посчитал самостроями. За каждый домик исполком запрашивает 337,4 тыс. рублей, из которых 180 - 190 тыс. рублей составляют расходы на земляные работы. Суммарно снос табора обошелся казне Зеленодольского района в 1,5 - 1,8 млн рублей.

Напомним, что противостояние между главой Зеленодольского района Александром Тыгиным и диаспорой цыган началось минувшей зимой, когда власти Айши потребовали в судебном порядке снести постройки. «Если покажете мне хотя бы одного цыгана, который честно заработал свои деньги, то это будет приятно. В музей поставим. Единственный в городе за всю историю», — говорил Тыгин, затем его экспрессивный комментарий даже стал поводом для прокурорской проверки. По решению суда цыганская община самостоятельно начала снос домов 1 августа, но через два дня в Айшу съехались спецназ, ОМОН, полиция и спецтехника, оставив после себя только четыре законные постройки, в которых продолжают проживать цыгане.

Представители цыган с предъявленной суммой не согласны. «Исполком включил в смету технику, которая не применялась, работы, которые не были предусмотрены договором и не были необходимы для проведения по решению суда, — озвучил „БИЗНЕС Online“ позицию общины адвокат Андрей Сучков. — В решении суда указан только снос домов. Кроме того, по договору исполкома с подрядчиком оговорены только снос и разборка. Земельные работы не оговаривались. Исполком пытается взыскать денежные средства фактически за неоказанные услуги и обогатиться за счет этих семей».

Сучков представляет интересы собственников участков по ул. Кооперативной, 5 и 19, на той же улице есть участки с аналогичной историей, но с номерами два и три. Сегодня суд рассмотрел первое дело в отношении собственника участка по ул. Кооперативной, 19 — 38-летнего цыгана Драго Милованова (на его участке было четыре незаконных строения). В суде Милованов сообщил, что частично дома (крышу и обшивку) они разобрали сами до прихода техники, и пожаловался, что часть материалов исполнители без спроса вывезли на свалку.


«Вопрос о возмещении затрат решается в порядке искового производства в соответствии с действующим гражданским процессуальным законодательством. У нас существуют определенные нормы, зафиксированные в своде законов, и сейчас в соответствии с этими нормами я и действую», — исчерпывающе пояснила нам юрист исполнительного комитета Айшинского сельского поселения по телефону.

Андрей Сучков Андрей Сучков: «Исполком включил в смету технику, которая не применялась, работы, которые не были предусмотрены. Исполком пытается обогатиться за счет этих семей»

«ВСЕ УКАЗЫВАЕТ НА ЗАВЫШЕНИЕ ЦЕНЫ»

«Получается так, что истец и МУП заранее договорились о сумме, потому что проживающим на тех участках заранее заявили, что им придется заплатить 1,8 миллиона рублей», — заявил на суде Сучков. По его мнению, все указывает на завышение цены. В частности, в смете указывается, что на месте использовали отбойные молотки и компрессорные станции, хотя дома не имели фундамента.

Представитель зеленодольского МУП «Коммунальное хозяйство» Рисхат Фатихов пояснил, что проход на участок спецтехники затруднял воздушный газопровод, для чего пришлось делать подкоп, а местами и долбить землю. 

— Минут 15 - 20 работал, — сказал Фатихов.

— Но газопровод не является частью участка Милованова, лишь прилегает к нему! — заявил Сучков, однако Фатихов настаивал на том, что газопровод заходит на его территорию.

— Погрузочные работы с погрузкой вручную, а ниже написано, что земляные работы выполнены механизированным способом. Это разве одно и то же? — подключилась судья Анита Панфилова.

Фатихов сообщил, что вручную собирали щепу и мелкий мусор, и в качестве доказательства представил фото. Тогда Сучков попросил уточнить, откуда на участке более 300 тонн перемещенной земли и 453 кубометра строительного мусора. По мнению адвоката, мусора там было не более 10 «кубов».

— Что все-таки значат земляные работы? — спросила судья у главы МУПа, который пояснил, что это планировка территории.

— Неужели она может стоить 180 тысяч? — спросила судья.

— Так программа считает! Значит так, — пожал плечами Фатихов и сказал, что Милованов сам был на месте, на что ответчик заявил, что это не так. — Может, и не было, вы же все похожи! — ответил Фатихов.

Представитель исполкома в ходе прений попросила удовлетворить иск в полном объеме, что и сделал суд, несмотря на возражения ответчика. Сам Милованов заявил, что будет обжаловать решение суда, также он уже подал встречный иск, в котором не соглашается со стоимостью выполненных работ.

Роман Кальдарос Роман Кальдарос: «Конечно, платить не будем. У нас нет таких денег. Откуда их взять?»

«БЫЛО ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ ДОМА СЛОМАТЬ, ВЫСЕЛИТЬ НАС, ПУСТИТЬ НАС ПО МИРУ!»

В цыганском поселке, вокруг которого кипят судебные страсти, побывал корреспондент «БИЗНЕС Online». На улице Школьной поселка Айша — крепкие кирпичные или деревянные дома с ухоженными огородами. За одним из них, прямо перед оврагом, улица поворачивает направо и упирается в раскатанный колесами автомобилей пустырь. По его огороженным забором из профнастила краям стоят два дома. Один — деревянная развалюшка, готовая, судя по виду, рухнуть в любой момент. Другой — солидный дом из красного кирпича, принадлежащий, по словам местных жителей, цыганскому барону. Еще один кирпичный дом с участком остался за забором. Только эти три дома на ранее проданных цыганам двух земельных участках оказались зарегистрированными, поэтому их и не тронули в августе этого года.

Как утверждают соседи цыган, с приездом последних в эти места лет 15 назад жизнь живописного тупичка рядом с красивым оврагом разительно изменилась. Все пространство было натурально загажено, а некогда похожий на часть леса овраг превратили в свалку. Судя по всему, именно желание местных избавиться от специфического соседства и осуществилось в конце этого лета, когда незаконно построенные дома на двух соседних участках были снесены.

«Тут было такое небольшое озерцо, в него вода текла из колонки. Один местный мальчик туда постоянно рыбок приносил. Потом вырос, у него появились свои дети, а рыбок так и продолжал приносить в это озерцо. Мы, когда шли по улице, их видели, было красиво», — рассказывает проживающая в одном из домов Хатуна.

С приездом цыган все вокруг превратилось в большую помойку, включая и этот, теперь уже заросший мутной ряской, маленький водоем. Не радовали и цыганские дети. У каждого проходящего они что-нибудь просили — хоть конфету, хоть копеечку, а просто проходящих мимо «без дани» оскорбляли.


«Случалось, что и камни в спину бросали», — признается нам местная жительницы Флера, с 12-летним внуком которой именно таким образом решила пообщаться одна девочка из табора.

Пробираясь через грязную площадку, на которой ранее стояли снесенные постройки, подходим к дому цыганского барона. На стук в дверь никто не открывает, зато вскоре справа из-за строения выходит молодой человек лет 16 и представляется Гумаром, сыном лидера общины Яноша Кальдароса.

По его словам, большая часть живших здесь цыган в Республику Марий Эл, как предполагалось, не отбыла. «Они уехали в поселок Васильево, где купили два участка», — рассказал нам парень.

С приездом цыган все вокруг превратилось в большую помойку, включая и этот, теперь уже заросший мутной ряской, маленький водоем

А вскоре и сам отец барона — Роман Кальдарос — появился перед нами. Правда, уже из-за другой стороны дома. По словам Романа, о проходящем сегодня в Зеленодольске суде они ничего не знают, но и платить два штрафа размером 380 тыс. и 450 тыс. рублей тоже не собираются.

«Конечно, платить не будем. У нас нет таких денег. Откуда их взять?» — разводит пожилой мужчина руками.

Он очень обижен на власти: по его словам, практически все 16 домов члены табора успели разобрать самостоятельно, и, когда приехала тяжелая строительная техника, неразобранным оставался только один дом. Однако экскаваторы снесли все, да вдобавок еще и увезли стройматериалы — бревна, доски, буквально оставив цыган ни с чем.

Здесь стояли дома, а теперь — пустырь, огороженный забором из профнастила

«Мы уже сложили все — и доски, и бревна. А они и доски наши поломали, и увезли без нашего согласия», — недоволен он.

По его словам, цыгане подали заявление в суд (судя по всему, на районную администрацию прим. ред.) по поводу таких неправомерных действий.

«Уже два суда было по нашему заявлению, но ответчики на них не явились. Вот еще 16 ноября суд будет, если они не явятся, то не знаю, какое решение суд примет. Должны, по идее, в нашу пользу. Ведь если они не являются, значит, виноватыми считают себя, как думаете?» — рассуждает он.

Наш собеседник, к которому вскоре подтянулся еще один его соплеменник, подтверждает, что часть тех, кто жил здесь раньше, уже купили участки в соседнем поселке Васильево и уже строят себе дома там. Уехали примерно человек 100.

Дом цыганского барона

«Было принято решение дома сломать, выселить нас, пустить нас по миру!» — эмоционально восклицают цыгане, считая причиной всех своих бед лично Тыгина.

Сам Роман Кальдарос с жильцами оставшихся трех домов хочет продать участки в Айше и тоже уехать в Васильево, но покупатели пока не находятся, и уверенности в том, что удастся продать участки до конца года, у мужчины нет. Пока Роману остается только надеяться, что в Васильево их жизнь сложится беспроблемно — не так, как в Айше.