...
Фото: Андрей Данилов / gossov.tatarstan.ru

«ИЗ ИНТЕРЕСОВ ОБЩЕСТВА, БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ»

Депутаты Госдумы и члены Совета Федерации от РТ накануне собрались в Казани для того, чтобы обсудить привлечение средств федерального бюджета в экономику республики и проанализировать, как продвигается освоение этих денег в уходящем 2017-м. О последнем отчитывались профильные заместители министров. Председательствовал на встрече в Институте фундаментальной медицины и биологии КФУ спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, он же куратор всех 17 рабочих групп по привлечению денег из федерального бюджета (в каждой группе — представители министерств и ведомств РТ, а возглавляет их курирующий депутат ГД).

Собрание, как выяснилось с самого начала, вышло весьма неполным по составу. Так, на нем не оказалось депутата Ирека Зиннурова — он, как объяснил Фарид Хайруллович, находится в Казахстане с делегацией Госдумы, а Альфия Когогина и Ринат Хайров приболели. «Знаете, приболел — это дело такое... Сюда на выздоровление приглашали, клизму поставили — и выздоровел бы!» — полупечально-полуукоризненно заметил ведущий встречи. «Крайне важно и депутатам, и всем нам сегодня уяснить, что модернизацию системы здравоохранения, которую Российская Федерация осуществляла последние годы, Татарстан провел одним из лучших, — продолжая тему здоровья, продолжил он и тут же поблагодарил ректора КФУ Ильшата Гафурова за теплый прием (до встречи депутаты побывали на ряде медицинских объектов университета). — Это только одну часть — университетскую клиническую — мы с вами посмотрели. А вообще-то на многих объектах медицины много совершенно нового оборудования, техники, где современное лечение получают жители нашей республики».

Институт фундаментальной медицины — самое новое структурное подразделение КФУ, напомнил, перехватывая слово, Гафуров. «И хотя многие из вас учились в Казанском университете, позвольте представить его в современном формате», — начал ректор вдохновленную презентацию — прямо с 1804 года основания вуза. На слайдах мелькали исторические кадры, а последней точкой стало создание в 2010 году Приволжского федерального университета. «Правильно или неправильно, но все это произошло, ушло в историю», — рассуждал ректор, подводя к мысли о том, что задача вуза в нынешнем виде — развивать то, что есть. В КФУ учатся 45 тыс. студентов и работают 11 тыс. сотрудников, при нем и клиника, и производства.

Упомянул Гафуров и чисто экономический вклад вуза в бюджет республики — в виде перечисленных налогов и платежей. «Нам говорят, что вы являетесь бюджетным учреждением и все время потребляете бюджет. Вот посмотрите, пожалуйста: в разные уровни бюджетов сколько мы сегодня перечисляем! В 2016 году эта цифра была порядка 2 миллиардов рублей», — гордо отметил ректор. А динамика зарплат в вузе идет, по его словам, «из интересов общества, бизнеса и государственной власти». Поскольку встреча посвящена привлечению ресурсов, Гафуров упомянул и объемы выигранных вузом грантов. «Программа развития полностью профинансирована из федерального бюджета и составила 4,984 миллиарда за пять лет. Далее — программа повышения конкурентоспособности — это так называемая программа Топ-100, которую университет выиграл в жесткой конкуренции», — перечислял источники средств ректор. Общая же сумма, полученная КФУ по нескольким программам за последние 7 лет, составила порядка 12,5 млрд рублей. 

...
Фото: Андрей Данилов / gossov.tatarstan.ru

Наблюдательный совет вуза, напомнил Гафуров, возглавляет небезызвестный выпускник — министр информатизации и связи РФ Николай Никифоров: он ответственен за контроль, правильное распределение имущества и финансовых ресурсов. А попечительский совет вуза возглавляет президент РТ Рустам Минниханов — на его заседаниях ректор докладывает о новых проектах и просит поддержку. Например, реконструкция военного госпиталя в Казани, полученного вузом на баланс, обходится в 360 млн рублей, из них 100 млн дал попечительский совет из бюджета РТ.

КФУ нацелился на модель университета 4.0: первая ступень к ней — образование, вторая — наука, третья — создание площадок трансфера технологий (нефтяные полигоны, медклиника, свои лицеи), четвертая — соответствие вызовам четвертой промышленной революции. «И наши новые методики преподавания татарского языка мы в том числе будем отрабатывать в своих лицеях», — заметил он, касаясь актуальной темы. Так что будущее университета — за развитием собственных симуляторов, «программ Ватсона» в медицине и роботом-юристом, отвечающим на любые вопросы в области права. Гафуров упомянул и новые критерии успеха для подопечных ученых. «В качестве весовых критериев оценки активности открытых лабораторий выступает количество публикаций. Поскольку мы говорим: если вы занимаетесь научными исследованиями, вы же свою работу как-то должны оценить? Если ваши работы кому-то нужны, значит, за эти работы должны заплатить — либо это договор с компаниями, либо это выигранные гранты, либо это публикации в ведущих научных журналах мира», — дал установку ученым ректор.

Артем Здунов: «Всегда можно найти новые статьи, новые программы, направления, по которым средства будут привлекаться для реализации наших программ» Артем Здунов: «Всегда можно найти новые статьи, новые программы, направления, по которым средства будут привлекаться для реализации наших программ» Фото: Андрей Данилов / gossov.tatarstan.ru

«ВСЕ ЭТО ВЫЛИЛОСЬ В БОЛЬШУЮ СУММУ ВЫПАДАЮЩИХ ДОХОДОВ»

«В целом, открывая эту рубрику, я скажу, что экономика продолжает уверенно удерживаться на траектории созидательного развития в Татарстане», — замысловато презентовал Мухаметшин доклад министра экономики РТ Артема Здунова. «Он непростой, — напомнил Мухаметшин о формируемом бюджете на 2018 год. — Нас беспокоило, Артем Алексеевич, и то, что федеральный центр внес новые налоговые обременения многим субъектам Российской Федерации, донорам, и то, что мы должны дополнительно 1 процент налога на прибыль перечислять в федеральный центр, на акцизы ликеро-водочных изделий, акцизы на ГСМ (о „стрижке“ бюджета РТ ранее уже рассказывали в правительстве РТ прим. ред.)». «Все это вылилось в достаточно большую сумму средств, выпадающих доходов. И при принятии [бюджета в первом чтении] мы не смогли найти возможности, чтобы компенсировать разницу между доходами и предполагаемыми расходами, и вновь принимаем бюджет с достаточно большим дефицитом», — напомнил Мухаметшин. 

Здунов, взяв слово, отметил, что лимит федерального финансирования для республики на 2017 год составляет 80 млрд рублей. В прошлом году было на 42% меньше — 56,9 млрд рублей. Пока что этот лимит не израсходован: за 9 месяцев республике удалось привлечь из федерального бюджета 70,4 млрд рублей. Из уже привлеченных 70,4 млрд рублей в РТ освоили 75% средств. «Положительная динамика обусловлена активизацией деятельности рабочих групп, — сказал Здунов. — Это все происходит, несмотря на секвестрирование федерального бюджета по ряду направлений. Мы об этом много говорим, но вместе с тем всегда можно найти новые статьи, новые программы, направления, по которым средства будут привлекаться для реализации наших программ».

...
Фото: Андрей Данилов / gossov.tatarstan.ru

В этом году Татарстан представлен в 26 государственных и 17 целевых федеральных программах. Больше всего средств привлечено в отрасль промышленности (38,1 млрд рублей), транспорта и дорожного хозяйства (8,2 млрд рублей), а также в агропромышленный комплекс (5,6 млрд рублей) и социальную политику (4 млрд рублей).

Снижение объемов, впрочем, есть: оно идет по линии агропрома, социальной политики, здравоохранения и культуры. «Этому есть ряд объяснений. В частности, по социальной политике снижение обусловлено тем, что господдержка осуществляется адресно, зависит от получателя той или иной субсидии. Надо понимать: или у нас количество субсидиарных получателей снизилось, или с чем связано снижение по данному направлению», — сгладил острый вопрос Здунов. «По здравоохранению снижение лимитов обусловлено отсутствием межбюджетных трансфертов на закупки антивирусных препаратов, антибактериальных и противотуберкулезных лекарственных средств», — сказал министр, отправив депутатов за разъяснениями в профильные министерства. Агрокомплекс же чуть «подрезали» изменением способа предоставления кредитов сельхозпроизводителям. Раньше фермеры получали субсидии на возмещение понесенных затрат, теперь схема кардинально изменилась. В сфере культуры лимиты упали из-за снижения «финансирования по культурным объектам капитального характера» и по реконструкции объектов культурного наследия.

Любопытно, но секвестрирован и лимит для отрасли безопасности и правоохранительных органов — правда, из-за того, что в прошлом году бюджет им уже переплатил за покупку техники.

...
Фото: Андрей Данилов / gossov.tatarstan.ru

«ИМЕЙТЕ В ВИДУ, ЭТО УЖЕ ПОШЛА НЕ ЖЕЛТАЯ, А КРАСНАЯ ЛИНИЯ ПОШЛА»

Далее министр прошелся по деятельности всех рабочих групп под руководством профильных депутатов: кто курирует заявки на госпрограммы на 2017 год и кто сколько успел получить. Кто-то, например, справился всего на 44% от лимитов, а кто-то — и на все 100%. К примеру, на физкультуру под руководством Марата Бариева заявлено 1,559 млрд рублей, профинансировано 1,467 миллиарда. Ришат Хабипов, замминистра сельского хозяйства, отчитался о соглашениях на 8,212 млрд рублей, осталось профинансировать 1,735 миллиарда. Группа по образованию Ильдара Гильмутдинова участвует в 23 федпрограммах на 2 млрд рублей, 1,4 млрд профинансировано. «Группа номер семь» по промышленности привлекла 38 млрд, профинансировано 28,7 — это заслуга куратора Альфии Когогиной. Львиную долю поддержки получил, конечно, автопром: КАМАЗ, «Форд Соллерс Елабуга» и другие — всего на 19 млрд рублей.

«Скажи-ка, где недобираем? Где слабо сработали? Что беспокоит?» — не выдержав, спросил Мухаметшин у замминистра Алмаза Хусаенова, который отчитывался и за промышленность, и за оборонку. «Мы сработали лучше, чем в прошлом году», — не нашел недостатков Хусаенов.

А вот по проекту, которым занимается ПСО «Казань» депутата Госсовета РТ Равиля Зиганшина, возникли вопросы. Так, есть отставание по экореабилитации Адмиралтейского пруда. «Там по объективным обстоятельствам работы стартовали с задержкой, но контракт подписан, работы начаты. Объект взят на особый контроль президента республики. Надеемся на полное завершение в этом году», — рассказал замминистра экологии РТ Инсаф Галиуллин.

Мухаметшин подчеркнул, что на развитие водохозяйственного комплекса на этот год заявлено 276 млн рублей, а освоено только 65 млн из-за задержек с реабилитацией старого русла Казанки. «Имейте в виду, это уже пошла не желтая, а красная линия, остались ноябрь – декабрь, — сказал спикер парламента, обращаясь к курирующим депутатам. — Меня задержка не волнует. Освоение идет плохо! Это ваши проблемы».

«Уже надо начинать работать по заявкам на 2018 год, — подытожил Мухаметшин. — Это всех касается, всех рабочих групп. Все согласны?» Возражать никто не стал.