О своем решении продать оконный бизнес под брендом «Мирокон» объявил Марат Бикмуллин О своем решении продать оконный бизнес под брендом «Мирокон» объявил известный казанский бизнесмен Марат Бикмуллин Фото: «БИЗНЕС Online»

БРЕНД «МИРОКОН» ЗА 1,5 МИЛЛИОНА

О своем решении продать оконный бизнес под брендом «Мирокон» рассказал вчера газете «БИЗНЕС Online» известный казанский бизнесмен, создатель ООО «Информационные системы» Марат Бикмуллин. Объявление о продаже появилось на одном из бесплатных сайтов почти две недели назад, и за это время, по словам собеседника газеты, интерес проявили два потенциальных покупателя.

«За 1,5 миллиона рублей мы продаем торговое предприятие – бренд „Мирокон“ и три салона продаж. Торг возможен, зависит от спроса, – сообщил он и добавил. – Производство мы также продаем. На нем производились окна и других дилеров. Покупатель на него уже есть. Продаем дорого – десятки миллионов рублей. Завод находится в Казани, в месяц примерно на нем производилось до двух-трех тысяч окон».

Компания по производству пластиковых окон и алюминиевых конструкций – ООО «Производственное Объединение Казанский Опытный Механический Завод» (ООО «ПО КОМЗ») – была создана в 2001 году, однако на ее сайте указано, что деятельность ведется уже 19 лет. В интервью несколько лет назад Бикмуллин рассказывал, что годовой оборот в 2010 году составил 133 млн рублей. Согласно базе данных «Контур.Фокус», если в 2013 году чистая прибыль предприятия составила 993 тыс. рублей (при выручке в 73,9 млн рублей), то в конце 2016 зафиксирован убыток в 487 тыс. рублей (при выручке 17,8 млн рублей). То есть за последние три года выручка сократилась в четыре раза.

В беседе с журналистом «БИЗНЕС Online» в начале этого года создатель предприятия отмечал, что кризис, конечно, повлиял на деятельность компаний, причем особенно сильно в оконной сфере. «Произошло сокращение спроса. В первую очередь во всем, что связано со строительством. Наиболее сильное падение в производстве окон: спрос уменьшился процентов на 50, хотя последние месяцы показывают оживление. Почему вымерли динозавры? Потому что они были большие. Так и с бизнесом: в кризис проще выживать мелким компаниям», – говорил он в феврале этого года. Сам Бикмуллин, напомним, называет себя «серийным предпринимателем»: у него и сеть аптек «Сакура», и «БИМ-радио», и «Курай», и технопарк «Авиатор», и «Дубль-Дом», и множество других проектов.

Причину долгой работы на рынке окон Бикмуллин объясняет созданием качественного продукта для того, чтобы клиент был доволен. «Конкуренция на рынке высокая и всегда была высокая. Думаю, сейчас на рынке не меньше 300 игроков, как было в 2011 году. В основном, конечно, это те, кто торгует продукцией без собственного производства», – считает бизнесмен.

Только за первое полугодие 2017 года потери рынка пластиковых окон в денежном выражении составили 12% Только за первое полугодие 2017 года потери рынка пластиковых окон в денежном выражении составили 12% Фото: «БИЗНЕС Online»

«РЫНОК СХЛОПНУЛСЯ, СТАЛО МЕНЬШЕ ДУРИ»

Согласно данным отраслевого центра «О.К.Н.А. Маркетинг», только за первое полугодие 2017 года потери рынка пластиковых окон в денежном выражении составили 12%. Объем потребления пластиковых окон за 9 месяцев (с января по сентябрь включительно) 2017-го сократился на 2% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.

При этом в исследовании отмечается, что 2017 год стал переломным для рынка окон в позитивном плане. «Объем рынка пластиковых окон начиная с 2012 года сократился почти в два раза, и сокращение на 2 процента за 9 месяцев можно назвать удовлетворительной динамикой», – сообщают в центре.

Чтобы увеличить, нажмите

С этими данными согласен руководитель группы компаний «ООО „Еврокомплект“» (бренд «Вот такие окна») Дмитрий Пионтковский. «В последние два-три года произошла серьезная консолидация рынка. Рынок схлопнулся практически в три раза, поэтому нам стало на порядок легче работать, стало меньше дури, – считает он. – Остались адекватные игроки. Раньше завышали или занижали цены, придумывали что-то. Сегодня нормальная, здоровая конкуренция. Она всегда должна быть. А печалит то, что уже 29 месяцев падают доходы россиян». На вопрос, есть ли вообще в оконном бизнесе сегодня прибыль, бизнесмен отвечает положительно.

«Я считаю, что любой бизнес в России прибыльный, просто надо им заниматься. Любой бизнес приносит от 4 до 8 процентов от оборота. Если работаешь плохо, приносит 0 - 2 процента, – рассказал Пионтковский. – Одно время на рынке были очень высокие заработки, и большое количество людей ринулось в оконную сферу. Это было в 2005 - 2009 годы, когда рентабельность составляла 12 - 16 процентов от оборота. С насыщением рынка желающими заработать денег процент рентабельности начал падать – сначала он пришел к норме 4 - 8 процентов, потом (у большинства игроков) – 4 процента, а когда стала ниже 2 процентов, все побежали, потому что стало неинтересно работать. Лично я спокоен, мне интересен этот бизнес. Мы в этом году открыли еще два производства. Для нас это не кризис, а определенные возможности».

Причину долгой работы на рынке окон Бикмуллин объясняет созданием качественного продукта для того, чтобы клиент был доволен Причину долгой работы на рынке окон Бикмуллин объясняет созданием качественного продукта для того, чтобы клиент был доволен Фото: «БИЗНЕС Online»

О «золотых» докризисных временах вспоминает и руководитель компании «Народные окна» Александр Чумаров. «Оконный рынок как падал, так и будет падать. Предел насыщаемости пройден. Золотые времена – до кризиса 2009 года – закончились давно, мелкие производители закрылись, на рынке остаются только крупные, и зарабатывать тяжело. После 2009 года игроки перешли на эконом-вариант в попытке остаться на рынке, началось увлечение дешевыми материалами», – рассказал эксперт.

Что касается количества игроков на рынке, мнения расходятся. Бикмуллин считает, что, как и в 2011-м, сейчас на розничном рынке остается порядка 300 компаний. Чумаров говорит, что в 2010 - 2011 годах в Казани только производителей окон было больше 100, а сейчас, вероятно, нет и 50.

По информации Пионтковского, оптовый рынок делится следующим образом: 60% занимает «Империя Окон Поволжье», 30% – у Волжско-Камского оконного завода и Поволжской алюминиевой компании (ПАК), а еще 10% – за мелкими игроками. Однако эти компании не продают продукцию конечному потребителю, а работают только через дилеров. «По розничному рынку, думаю, 15 процентов занимают мои „Вот такие окна“, а порядка 80 процентов — остальные 25 - 30 игроков. Думаю, через какое-то время мы придем к рынку экспертов», – сказал он.

«Произошло сокращение спроса. В первую очередь во всем, что связано со строительством. Наиболее сильное падение в производстве окон: спрос уменьшился процентов на 50 Компания по производству пластиковых окон и алюминиевых конструкций ООО «ПО КОМЗ» была создана в 2001 году, однако на ее сайте указано, что деятельность ведется уже 19 лет Фото: архив «БИЗНЕС Online»

«ОН ПРОСТО ПРОДАЕТ ОТРАБОТАННУЮ МАРКУ»

Эксперты прокомментировали нашей газете новость о продаже бренда и производства «Мирокон».

Дмитрий Пионтковский – руководитель группы компаний «ООО „Еврокомплект“» (бренд «Вот такие окна»):

– 1,5 миллиона бренд и стоит. Марат лучше знает, по какой цене продавать. Хотя, думаю, в понимании Бикмуллина все не настолько круто, как пишут СМИ о продаже бренда. Он просто продает отработанную марку. А стоимость производства зависит от того, какие стоят станки. Одна линия может стоить 10 - 12 миллионов рублей. Вообще, думаю, на упаковку цеха под 100 окон в день нужно порядка 2,5 миллионов рублей.

На рынке уже давно все сменилось, давно другие игроки. «Мирокон» был обалденной компанией, но, возможно, с потерей интереса к компании, перехода в другой бизнес собственником или при наличии определенной конкуренции все стало уходить. Бренд имеется, все его помнят, но сегодня действуют другие условия. При 100 окошках в день, как у «Мирокон», я просто закроюсь, не смогу работать. Например, у нашей компании пять производственных площадок – в Зеленодольске, Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Ижевске и Уфе, и сегодня мы можем производить до трех тысяч окон в день. В этом году на ежегодном форуме оконного бизнеса в апреле определяли Топ-50 производителей окон России. По итогам 2016 года мы вошли в пятерку оконщиков. По таким мероприятиям, разным форумам с течением времени видно, что какие-то игроки бросают дело и уходят из бизнеса.

Александр Чумаров – руководитель компании «Народные окна»:

Основная доля вторичного жилья сегодня остеклена, а «первичку», по крайней мере серьезные компании, стараются строить сразу с нормальными окнами, которые редко потом меняют. Поэтому рынок из года в год снижает объемы. При этом будущее есть у любого рынка – проходятся определенные этапы. На оконном рынке останутся несколько игроков, что постепенно и происходит.