Во-первых, сегодня открывается цикл концертов в Большом зале Московской государственной консерватории им. Чайковского. В целом выступление регионального оркестра на сцене московской консерватории — явление редкое, а цикл абонементных концертов — совершенно уникальное. В истории татарского оркестра за 50 с лишним лет такой цикл концертов будет проходить впервые. На этой сцене выступают только лучшие оркестры страны, и приглашение ГСО РТ говорит о высоком интересе к нему со стороны и профессионалов, и зрителей. Об этом в своем блоге рассказывает сам маэстро.
Сегодня прозвучит музыка Шостаковича: Концерт для скрипки с оркестром №2 до-диез минор, Концерт для виолончели с оркестром №1 ми-бемоль мажор, Концерт для фортепиано с оркестром №2 фа мажор и Симфония №6 си минор с участием лауреатов международного конкурса им. Чайковского в Москве: Павла Милюкова (скрипка), Александра Рамма (виолончель) и Дмитрия Маслеева (фортепиано). А 16 декабря мы представим оперу «Иоланта» в концертном исполнении, 6 февраля — «Реквием» Верди, 18 мая — Симфонию №6 Малера.
Во-вторых, сегодня на лейбле «Мелодия» при поддержке компании KMPG выходят записи всех симфоний Шостаковича в исполнении нашего оркестра (записи его инструментальных концертов уже были выпущены ранее). Таким образом, «Мелодия» завершила издание беспрецедентного для России проекта, реализованного силами нашего оркестра. Боксы будут также доступны на iTunes и Apple Music. Очень важно отметить, что подобные достижения были бы невозможны без поддержки и помощи президента Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова. Он с нами в самые важные дни: несмотря на свою загрузку, президент нашел возможность даже присутствовать на записи одной из симфоний Шостаковича — это дорогого стоит.
Портал мирового лейбла Naxos высоко оценил уровень записи, отметив, что оркестр продемонстрировал совершенно новое прочтение произведений Шостаковича — не только как отражение сталинской эпохи, но и как деполитизированную вневременную музыку. Интерпретацию музыки композитора оркестром обозреватель Naxos назвал настолько же необычным, насколько и блистательным, отметив, что ГСО РТ — один из лучших русских (и не только) оркестров, которые он слышал в последнее время. Об этой рецензии я узнал от знакомых из Мюнхена, которые прислали ссылку, обозревателя ни разу не видел — и это по-своему просто удивительно: сегодня о симфоническом оркестре Татарстана европейские искушенные критики пишут такие вещи!
В-третьих, сегодня в Москве состоится пресс-конференция, посвященная выпуску антологии Шостаковича (музыкальных альбомов с записями всех симфоний и инструментальных концертов) в исполнении ГСО, в которой примут участие ведущие музыкальные обозреватели России.
Для музыкантов да и для меня лично это будет очень ответственный день, потому что мы к нему шли долго и очень последовательно.
Сейчас уже очень далеким кажется жаркий август прошлого года, когда, досрочно выйдя из отпусков, ребята записывали в зале им. Сайдашева партитуры симфоний и инструментальных концертов. Мы выключали кондиционеры, чтобы те не гудели. Мы повторяли и повторяли дубли, добиваясь идеальности. Заканчивая одну запись, мы не могли расслабиться, так как тут же начинали репетировать следующее сочинение. График был усложнен режимом солистов, записывавшихся с нами. Не надо думать, что мы, как в пионерлагере, исполняли первое за вторым, второе за третьим и так далее. Нет, логистика записей была очень и очень непростой. Мы были одновременно и живые, и неживые: вся жизнь вокруг, казалось, существует только для того, чтобы изо дня в день на протяжении трех недель мы осуществляли вот это гигантское погружение в музыку гениального летописца эпохи.
Теперь результат готов — коробка «Мелодии» с Шостаковичем в исполнении Госоркестра Татарстана выпущена. Оформительский уровень и дизайн на высоте — на «Мелодии» сейчас работают отличные специалисты. Заниматься дизайном комплекта или, как они сами говорят, «бокса» и отдельных дисков с некоторых пор там принято не «на общих основаниях», а уважая и учитывая собственные музыкальные вкусы дизайнера. Не секрет, что при издании физических носителей звука у нас в России несильно заботятся о внешнем облике «продукта». Возрожденная с недавних пор фирма «Мелодия», кстати, едва ли не первой буквально устроила революцию в этом деле, недаром за выпускаемыми ею записями и комплектами в Европе следят, может, попристальнее, чем у нас. Причина проста: 70 процентов тиража сразу идет в Европу, Америку, Канаду, Азию.
Наверное, надо сказать такую вещь: фирма «Мелодия» когда-то была лицом советской грамзаписи. Потом эта компания как бы исчезла. Здание англиканского собора, где была студия «Мелодии», в 1990-е Ельцин подарил английской королеве. Огромнейший архив, фактически весь фонд записей оказался в плачевном состоянии. Была даже в конце 1990-х годов какая-то темная история с его продажей за рубеж на Sony BMG. Национальное достояние чуть не ушло за бесценок. К счастью, потом в 2004 году эксперты и юристы это дело «отмотали» обратно. Конечно. огромная удача, что с недавних пор молодые, по-современному мыслящие люди пришли на фирму, одно название которой вызывает у меня ностальгические чувства. Вы и сами помните, что весь винил в советское время производился на «Мелодии».
И сейчас я подхожу к самому главному. В современной истории «Мелодии» уже есть и пользуются огромнейшим спросом боксы с полными записями Рихтера и Гилельса. Комплект всех симфоний Шостаковича был издан к юбилейному году с коллекцией дирижеров — от Мравинского до Светланова. Согласитесь, оказаться в таком ряду исполнителей немыслимо, но это произошло. И это задает новый взгляд на наш коллектив, который, по факту являясь региональным, на самом деле оказался в почетнейшем окружении мэтров и великих исполнителей прошлого.
Александр Сладковский
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.