На уик-энд в Казань с лекцией приезжал Лутц Ляйхзенринг — специалист по ночным развлечениям столицы Германии

«КТО-ТО ДУМАЕТ, ЧТО ЭТО РАСПИЛ БЮДЖЕТА, НО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО СЧИТАЕТ, ЧТО ЭТО ИЗМЕНИТ СИТУАЦИЮ»

Первый так называемый «ночной мэр» Казани (уточним, что официально такой должности в мунипалитете столицы все же нет, это пока некий венчур) Артур Хосровян, в народе более известный под рабочим псевдонимом DJ Art, пригласил в Казань своего коллегу по «бессоннице», Лутца Ляйхзенринга, идеолога платформы берлинских андеграундных клубов Clubcomission Berlin и основателя проекта The Creative Footprint. Задача гостя — объяснить казанской публике, собравшейся на мероприятие в одном из, скажем так, полуофициальных мест города, за счет чего получилось сделать Берлин одним из центров Европы в плане ночной жизни, и оценить потенциал Казани, чтобы хоть как-то оживить индустрию.

«Если до недавнего времени ночь рассматривалась исключительно как проблема, время для разврата и драк, то этот опыт уходит в прошлое, происходит переосмысление во многих странах мира, — говорит Хосровян. — Все больше находят применение такие подходы к пониманию ночи, как ко времени другой социальной идентификации, когда люди по другим признакам объединяются друг с другом, как время, благоприятное для реализации каких-то творческих инициатив. И просто игнорировать это явление уже не получается возможным — как во всем мире, так и в Казани в частности. Все понимают, что на то, что происходит ночью, нельзя воздействовать теми муниципальными методами, какими власти пытаются выстраивать эту работу днем. Поэтому возникает необходимость в создании общественной организации, будет выстраиваться диалог между властью и теми, кто влияет на развитие креативной среды», — говорит «ночной мэр».

Думали ли мы, что Парижу будем помогать выигрывать право на проведение Олимпиады? Вопреки стереотипам, которые до сих пор присутствует, ночь — это не совсем история про клубы. В 15 городах мира уже организованы различные подобные организации, хоть и называются везде по-разному. В Казани, по мнению диджея, тоже появилась возможность сделать нечто подобное с благословения правительства Татарстана: «Кто-то думает, что это пустая инициатива и распил бюджета, кто-то думает, что ничего не получится. Но бо́льшая часть особенного профессионального сообщества верит в то, что это изменит ситуацию».

Хотя, как позже признался Хосровян в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online», с мая, когда его назначили вроде как ответственным за «темное время суток», удалось только наладить некую коммуникацию с представителями креативных индустрий, с представителями бизнеса, изучить опыт других городов, провести работу по регламенту сотрудничества с властью, наметить некоторые шаги активности. В частности, к ноябрю планируется выпустить путеводитель по ночной Казани...

Лутц Ляйхзенринг:  «Развитие сегмента развлечений привело к тому, что в город потянулись высокотехнологичные компании с молодыми работниками, такими как SoundCloud»

ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ БЕРЛИНСКОЙ СТЕНЫ В ЦЕНТРЕ БЕРЛИНА ОБРАЗОВАЛОСЬ МНОГО ПУСТОГО ПРОСТРАНСТВА, КОТОРОЕ БЫСТРО ОККУПИРОВАЛИ НЕЛЕГАЛЬНЫЕ КЛУБЫ

Однако, судя по рассказам Лутца Ляйхзенринга, Казани пока до Берлина очень далеко из-за разной специфики. Учитывая хотя бы то, что там важное событие произошло в отрасли еще аж в 1949 году... У нас такой богатой истории просто нет.

После окончания Второй мировой войны в Берлине действовал комендантский час, и бары вынуждены были закрываться в 9 вечера. Тогда один из активистов пошел к властям и предложил отменить это постановление, аргументировав тем, что безопасность на улицах страдает куда больше, когда недовольные люди расходятся по домам «в детское» время, вместо того чтобы продолжать общение в заведении. Тогда чиновники пошли на эксперимент и разрешили попробовать на две недели уступить требованию жителей. И это действительно стало эффективным.

«Еще одно важное событие было в Берлине в 1989 году, — говорит Ляйхзенринг. — Это падение берлинской стены. Появилось большое пространство в середине города. Правительству приходилось заниматься постройкой новых дорог, благоустройством домов, и им было не до того, чтобы решать проблемы с неожиданно образовавшимся пустым пространствам в центре Берлина. Поэтому многие креативные люди просто заняли эти дома и делали сумасшедшие вечеринки. Так появились нелегальные клубы».

Со временем правительство закрыло многие подобные заведения, и в это время появилась организация под названием Clubcomission, которая должна была предотвратить рейды и репрессии со стороны полиции, потому что Берлин уже стал известен на весь мир как культовое место ночной жизни.

В начале нулевых многое поменялось. Было немало инвестиций со всего мира, клубы перестали занимать пустые здания, жанры ночной жизни становились шире, и теперь в клубах можно встретить даже балет и симфоническую музыку. Сегодня в Берлине насчитывается около 500 музыкальных площадок, более 250 музыкальных коллективов.

«А приход в город дисконта авиакомпаний привел к тому, что в Берлин на выходные часто приезжает молодежь из Франции, Англии и других европейских стран, — говорит Ляйхзенринг. — Половина посетителей ночных заведений — это туристы, которые днем точно так же ходят в музеи и едят в кафешках, принося в том числе городу дополнительный доход. Развитие сегмента развлечений привело к тому, что в город потянулись высокотехнологичные компании с молодыми работниками, такими как SoundCloud».

Тренд таков, что молодое поколение хочет не просто быть гостем в своем городе, но хочет участвовать в его жизни, что-то создавать

ЕСЛИ НЕ ДЕЛАТЬ КРЕАТИВНЫХ ПЛОЩАДОК, ТО МОЛОДЕЖЬ НАЧНЕТ СВАЛИВАТЬ ИЗ КАЗАНИ

В итоге сегодня в Clubcomission, которая начала свою деятельность в 1999 году, уже 220 представителей индустрии. Это самая большая организация по «ночным делам». В ее задачу входит продвижение различных идей для местных чиновников, чтобы они помогали в развитии новых проектов, в осуществлении самих идей. То есть Clubcomission подсказывает, как и что нужно сделать, плюс ко всему оказывает помощь в создании пространств, в которых молодежь будет реализовываться. Попутно с государства выбиваются деньги для различных проектов, скажем, на обучения тех же диджеев.

По словам Ляйхзенринга, в Казани есть потенциал для создания отличной ночной жизни. Во-первых, столица РТ — студенческий город, а значит, есть кому и устраивать вечеринки, и ходить на них. А во-вторых, здесь есть пространства для развития креативных территорий. Одним из таких мест, по мнению Лутца, является «Фабрика Алафузова» (еще в 2000-е это место было известно как Казанский льнокомбинат, потом он обанкротился, переходил из рук в руки, став в конце концов местом, где пытались и пытаются построить местный лофт). Там есть и антураж, и необходимые площади для творчества.

«Вот увидите, скоро это место будет популярно для жилья среди молодежи, — говорит „ночной бургомистр“. — То же самое было в столице Германии после падения Берлинской стены. В западной части города жизнь оставалась консервативной и спокойной, тогда как в восточной происходило все самое интересное. И молодежь постепенно стала туда подтягиваться на ПМЖ».

Так происходило последние 10 лет по всему миру. Маленькие креативные проекты притягивали со временем интерес как к самой площадке, так и к району в целом.

Немец уверен, что если не создавать подобных площадок, то молодежь начнет «сваливать» из Казани, поскольку мир сегодня глобален и каждый может себе позволить уехать туда, где ему нравится развлекаться и работать. Тренд таков, что молодое поколение хочет не просто быть гостем в своем городе, но хочет участвовать в его жизни, что-то создавать. Правда, Ляйхзенринг предостерег от одной ошибки, которую часто совершали в Берлине. Важно, чтобы помещение под креативное пространство было в собственности, поскольку арендаторы часто не стабильны в плане условий договора найма, а на развитие проекта на новом месте в любом случае понадобится какое-то время.

Артур Хосровян: «Нам надо договариваться друг с другом, к примеру, для того чтобы вернуть платный вход в клубы»

«ВО ВЛАСТИ СТАЛИ ОКАЗЫВАТЬСЯ РЕБЯТА, КОТОРЫЕ ХОДИЛИ В НАШИ КЛУБЫ»...

По словам Хосровяна, он сейчас стремится к созданию инициативного совета, который бы состоял из представителей бизнеса и организаторов мероприятий. 

«Ляйхзенринг прав, нам надо договариваться друг с другом, к примеру, для того чтобы вернуть платный вход в клубы. Потому что когда в свое время эта оплата была отмена и Казань перешла на бесплатный вход в клубы, это сильно сказалось на финансировании творческого сообщества. Можно договориться о проведении глобальных мероприятий, о создании профсоюза, который бы регламентировал деятельность и сообщества, и заведений».

«Сейчас ситуация стала меняться, — говорит владелец „Фабрики Алафузова“ Андрей Питулов. — Во власти стали оказываются ребята в возрасте 35–40 лет. То есть те, кто раньше ходили в наши клубы, с которыми где-то мы пересекались, и сейчас проще довести адекватную, нужную мысль до них. Но в любом случае движущей силой должна быть молодежь».

То, что пророчество Ляйхзенринга по поводу развития Кировского района сбудется, Питулов не сомневается. Очистят озеро, построят новое жилье... Уже сейчас отношение к району потихоньку меняется, и сама фабрика потихоньку заполняется новыми арендаторами.

«Мы делали много ночных мероприятий сами, но для меня важно, чтобы люди приходили и сами делали свои вечеринки, — говорит Питулов. — Мы показываем пример, как это можно придумать и воплотить. 30 августа был фестиваль перформанса, и были задействованы все аспекты современной культуры. Это и театр, и танец и видеоарт, и fashion, и инсталляции... Недавно у нас происходили организованные уличные бои, правда, пока непонятно, насколько это интересно, востребовано и кому это нужно. Мы готовы экспериментировать и делать что-то необычное».