Депутаты Госсовета собрались в малом зале парламента республики, чтобы провести слушания бюджета на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов

«В КОНСЕРВАТИВНОМ ВАРИАНТЕ МЫ ПРЕДПОЛАГАЕМ УЖЕСТОЧЕНИЕ САНКЦИЙ, СНИЖЕНИЕ ЦЕН НА НЕФТЬ»

Сегодня депутаты Госсовета собрались в малом зале парламента республики, чтобы провести слушания бюджета на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов. Так называемое нулевое чтение по традиции прошло без первых лиц республики — президента РТ Рустама Минниханова и спикера Госсовета Фарида Мухаметшина, но под зорким оком премьер-министра Алексея Песошина, который вникает сейчас во все детали формирования республиканской казны.

Для начала министр экономики Артем Здунов ознакомил собравшихся с основными параметрами бюджета-2018. Не будем повторять цифры, которые ранее подробно освещались на страницах нашего издания. Скажем лишь, что бюджет республики на 2018 год сформирован исходя из стоимости нефти Urals $40,8 за баррель, а курса доллара — на уровне 69,8 рубля. В Татарстане в 2018 - 2021 годах ожидается рост экономики в диапазоне 103 - 103,8%. Прогнозируемый общий объем доходов бюджета РТ в 2018 году составит 236,5 млрд рублей, объем расходов — 239,1 млрд рублей, дефицит — 2,6 млрд рублей.

Глава комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Рафис Бурганов поинтересовался, рассматривали ли авторы проекта бюджета другие варианты развития экономики. И, действительно, стоимость нефти уже скакнула гораздо выше запланированных показателей, опять же санкции могут отменить. Здунов в ответ пояснил, что традиционно минфин рассматривает три сценария формирования республиканского бюджета: консервативный, базовый и целевой (оптимистический), но в основу бюджета в итоге всегда ложится базовый сценарий. «В консервативном варианте мы предполагаем ужесточение санкций, снижение мировых цен на нефть, там, соответственно, умеренный прогноз. При целевом, напротив, мы ожидаем, что нас ждет повышенная инвестиционная активность, появятся дополнительные источники вложений», — пояснил министр.

Глава комитета по экологии Тахир Хадеев поинтересовался, что делается в плане продвижения «татарстанского» в федеральных торговых сетях. Мол, недостаточно еще товаров made in Tatarstan на их полках. «Это вызывает наше беспокойство. С одной стороны, мы наращиваем выпуск сельхозпродукции, с другой — требования торговых сетей становятся все более жесткими», — признался Здунов. Он заверил, что министерство начало «предметно работать с торговыми сетями», а также учит производителей умению заходить на полки торговых сетей.

Артем Здунов Артем Здунов

МИНУС 3 МЛРД ПО НАЛОГУ НА ДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО?

Своими соображениями по поводу бюджета-2018 поделился глава бюджетного комитета Леонид Якунин. Неприятный для регионов момент — сокращение межбюджетных трансфертов. «Мы переходим на новое бюджетное правило, которое дает доходы и расходы от уровня 40 долларов за баррель по нефти, остальная часть [поступлений], которая больше 40, будет зачисляться в фонд национального благосостояния», — печалился депутат.

Следующий новый тренд — это сокращение дефицита как региональных, так и федерального бюджетов. Это ярко видно по татарстанской казне: если год назад в прогнозах минфинах дефицит бюджета РТ на 2018 год имел внушительные 13,5 млрд рублей, то теперь он усох до самых скромных за все последние годы 2,6 млрд рублей.

В пользу федеральной казны увеличится зачисление доходов от акцизов на нефтепродукты: если в 2017 году республике оставалось 61,7%, то в 2018 году будет только 57,4%. Но самым неприятным для бюджета РТ может стать внесение изменений в налоговое законодательство. Если будут приняты льготы по налогу на движимое имущество, то бюджет РТ может не досчитаться 3 млрд рублей. «Мы просим депутатов Госдумы нас поддерживать, чтобы действующий закон не изменился, остался прежний порядок», — чуть позже обратился министр финансов РТ Радик Гайзатуллин к сидящему в зале депутату ГД Айрату Фаррахову.

«Сокращается ряд расходов по ряду направлений, ситуация в федеральном бюджете остается непростой. Поэтому при учете тех рисков, которые есть, раздувать региональный бюджет не стоит», — заключил Якунин.

Радик Гайзатуллин Радик Гайзатуллин

Гайзатуллину осталось лишь подтвердить, что верстать бюджет-2018 было непросто. Безвозмездные поступления от федералов пока запланированы очень скромные  — 12,4 млрд рублей. Для сравнения, в бюджете 2017 года «помощь из Москвы» запланирована в размере примерно 25 млрд рублей. Но, как пояснил министр Гайзатуллин, не все федеральные программы еще готовы, так что по ходу года стоит ждать традиционных добавок.

Растут расходы бюджета на социальные нужды — доля, которая проедается такими сферами, как образование, здравоохранение, соцзащита, уже перевалила за 70% и продолжит расти в ближайшие годы. За это отдельное «спасибо» финансисты могут сказать так называемым майским указам президента РФ Владимира Путина, во исполнение которых зарплаты бюджетников должны вырасти примерно на 4%. Дело это нужное и важное, вот только все это продолжает медленно, но верно сокращать инвестиционную составляющую бюджета.

После этого депутаты традиционно набросились на министра со своими вопросами и предложениями. При этом необычную активность проявились парламентарии-единороссы, а вот коммунисты, напротив, сбавили обороты своих критических высказываний. «Я бы хотела обратить внимание на неудовлетворительное состояние учреждений дополнительного образования», — выступила с неожиданным спичем депутат и исполнительный директор фонда «Возрождение» Татьяна Ларионова. — Так, в Елабуге, за которой я закреплена как депутат, четыре таких учреждения, два из них находятся в помещениях, построенных в XIX веке, ни в одном из них не производится капремонт!» Гайзатуллин пояснил, что деньги на это дело обычно выделяются постановлением кабмина из общей суммы, выделенной по разделу «Национальная экономика», переадресовывая вопрос сидящему в президиуме Песошину.

Татьяна Ларионова Татьяна Ларионова

РЕСТРУКТУРИЗИРУЙ ЭТО!

Депутат Марат Галеев поинтересовался, как идут дела с реструктуризацией госдолга Татарстана. Министр порадовал: РТ вскоре могут реструктуризировать ту часть государственного долга, которая еще не прошла процедуру реструктуризации. Он отметил, что республика имеет один из самый больших объемов госдолга среди субъектов РФ: бюджетные кредиты поставляют 88,4 млрд рублей. Из них 66,9 млрд рублей реструктиризировано на льготных условиях на 20 лет с отсрочкой платежа до 2023 года (до этого срока оплачиваются только проценты).

«Что касается оставшейся суммы в 17,9 миллиарда рублей, сегодня республика ведет работу», — отметил министр. По его словам, из этой суммы 12,2 млрд рублей, взятые на проведение чемпионата по водным видам спорта 2015 года, могут быть реструктуризированы с учетом отсрочки платежа на 10 лет с последующей оплатой в течение 10 лет равными долями.

«Оставшуюся сумму, которую нам необходимо оплатить, — это 5,7 миллиарда рублей (из них в 2018 году необходимо оплатить 2,2 млрд рублей — прим. ред.) — мы будем отрабатывать (в плане реструктуризации прим. ред.). Планируется реструктуризация на 7 лет, а при выполнении условия по наращиванию налоговой базы — и на 12 лет», —  напомнил Гайзатуллин.

После парламентских слушаний депутат Госдумы Фаррахов заявил журналистам, что завтра на заседании Госдумы будет обсуждаться вопрос реструктиризации долгов регионов России. Объем долга всех субъектов РФ составляет 2,7 трлн рублей. Предложенная президентом РФ программа предполагает реструктиризацию долгов, подлежащих к оплате в 2018 году. «Простым языком — 270 миллиардов субъекты не должны будут платить в федеральный бюджет, а могут направить их на свои нужды, социальные программы, повышение зарплаты, софинансирование российских программ», — заявил он. Здесь депутат, конечно, немного слукавил: платить все-таки придется, правда через 7 - 12 лет. Напомним, что ранее министр финансов РФ Антон Силуанов заявлял о «беспрецедентной реструктуризации долгов» регионов РФ на 2018 - 2019 годы — на общую сумму около 430 млрд рублей.  250 млрд будет разрешено не возвращать в 2018 году, еще 177 млрд — в 2019-м.

Айрат Фаррахов Айрат Фаррахов

«НА КИНЕМАТОГРАФ ВЫДЕЛЕНО 47 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ, ПРИ ЭТОМ ПОСТАВЛЕНА ГЛОБАЛЬНАЯ ЗАДАЧА»

Далее депутаты разразились серией вопросов на тему, почему сокращается финансирование на культуру, физкультуру и спорт, ЖКХ, дорожное хозяйство... Гайзатуллин умело оборонялся, поясняя, что ни одно из направлений бюджета не попало под секвестр — все первоочередные расходы проиндексированы на 4%. Однако в некоторых случаях речь идет о прекращении действия какой-то госпрограммы, где-то еще ждут поступления федеральных средств.

Артем Прокофьев поднял более конкретный вопрос: «На кинематограф выделено 47 миллионов рублей, при этом поставлена глобальная задача довести объем показов национальных фильмов до 41 процента, — удивлялся он. — Я уже не говорю про чисто хозяйственные вещи: 25 миллионов нужно только для того, чтобы закупить права на наши фильмы и под контролем держать 89 наших муниципальных кинотеатров, а сегодня деньги уходят в федеральные сети». Министр финансов ушел от прямого ответа, заметив лишь, что проект закона направлен в парламент с одобрения президента и правительства, снова перенаправляя критические замечания в сторону премьера Песошина. На этом «кинематографический бунт», собственно, и увял.

Наконец, трибуну уступили тем, кто хотел высказать свои пожелания соавторам республиканского бюджета. Лидер профсоюзов Татьяна Водопьянова оседлала своего любимого конька — низкую заработную плату. Она попрекнула власти республики за то, что «по уровню заработной платы Татарстан, к сожалению, занимает 30-е позиции» в стране. «За январь — июль у нас имеется отставание заработной платы в сфере образования, здравоохранения и социальных услуг от  среднереспубликанского уровня от 18 до 21 процента. Растет число бюджетников, получающих зарплату ниже прожиточного минимума», — сокрушалась она. Доля таких бюджетников составляет более 19%.

Отчасти получается это оттого, что фонд оплаты труда формируется не из прожиточного минимума и МРОТ (8,5 тыс. рублей), а исходя из некой базовой ставки, которая не менялась с 2014 года и составляет всего 5,5 тыс. рублей. Глава профсоюзов предложила увеличить минимальную зарплату бюджетников до уровня «минималки».

Айрат Гарипов Айрат Гарипов

ГАРИПОВ — ГАЙЗАТУЛЛИНУ: «МЫ ПРОШЛИ ЭТАП, КОГДА ТЯНУЛИ ОДЕЯЛО НА СЕБЯ»

Ярким оказалось выступление председателя бюджетной комиссии Казгордумы, бывшего финдиректора «Рубина» Айрата Гарипова. Он вспомнил свои трения с министерством финансов в бытность начальником финуправления Казани, но предложил зарыть «топор войны». «Мы прошли этап, когда тянули одеяло на себя», — предложил он Гайзатуллину пойти на «мировую».

«Имеется ряд системных вопросов, решение которых никак невозможно решить силами муниципалитета и муниципального бюджета», — заявил Гарипов. Начал он с того, что в системе «Народный контроль» накопилась масса жалоб и требований жителей столицы аж на 7 млрд рублей, но денег на удовлетворение всех «хотелок» катастрофически нет. «Это все наши с вами обещания избирателям, и в преддверии очередных выборов в марте 2018 года в депутатских отчетах они будут актуализированы», — намекал Гарипов.

Вторым больным вопросом остаются предписания надзорных органов. «Не может выполнить предписание Роспотребнадзора директор школы и начальник управления образования в силу отсутствия в их смете соответствующих средств!» — открывал Америку Гарипов. Те же деньги на охрану школ (в свете активации телефонного терроризма тема особенно актуальна): с родителей деньги брать на эти цели запрещено, а в бюджете школ средств на решение данных задач не закладывается.  «Школы и так находятся под прессом прокуратуры и Рособрнадзора, так еще и государственный уровень управления карает их за то, что не выделил на это средства!» — с жаром заявил Гарипов и предложил решать вопрос системно. Чтобы выполнить все предписания в социальной сфере, городу нужно где-то разыскать миллиард.

На фронте благоустройства та же история: предписания ГИБДД тянут на 1,5 млрд рублей. «Если вы видите яму на дороге, и не дай бог еще авария из-за нее случится, то виноват муниципалитет, который не имеет средств не только на капремонт, но и на нормальное текущее состояние», — давил на жалость депутат Казгордумы и передал в парламент РТ полный список всех пожеланий от казанских коллег.

Леонид Якунин Леонид Якунин

В своей финальной речи Песошин прямо заявил, что «средства  будут выделяться только на реализацию конкретных задач». «Бюджетный рубль должен выполнять вполне конкретную отраслевую задачу», — ответил он всем просителям. «Сразу хочу сказать, что не все желания будут выполнены по понятным причинам, средства все же ограничены, но у нас 37 программ, и большинство задач при правильном планировании можно учитывать», — смягчился он.

После окончания парламентских слушаний Якунин ответил на вопросы журналистов. «Мы с вами все равно увеличиваем доходы и расходы. И темпы роста доходов у нас выше, чем в Российской Федерации, и сумма дефицита бюджета в два раза меньше стала», — отметил он сильные стороны законопроекта. Но вместе с тем Якунин заметил, что федералы оставляют регионам все более узкий коридор возможностей для пополнения своей казны. «Нам ставят вопрос пополнения бюджета за счет акцизов на алкоголь, табак и администрирования налоговых и неналоговых платежей. Все. Раньше возможности были гораздо шире», — считает глава бюджетного комитета ГС РТ.

Журналисты даже шутили, мол, не лучше ли Татарстану стать регионом-реципиентом, чтобы получать больше помощи из Москвы? «Мы всегда за то, чтобы больше получать, — отшутился Якунин и добавил. — Мы сейчас отдаем более 50 процентов своих доходов». Тут он явно смягчил реалии: ранее называлась цифра порядка 70% в пользу федералов.

Фото: gossov.tatarstan.ru