КУДА ПОСЛАТЬ ПРОКУРОРОВ И КИНОЛОГОВ С СОБАКАМИ?   

Такого еще не было: осень-2017 с неуходящей зеленой листвой и приходящими прокурорами. Директора школ и вообще педагоги, особенно учителя родного языка и литературы, в подвешенном, взъерошенном состоянии. Кое-кто предвкушает избавиться от уроков по неродному и «ненужному» языку, пусть даже государственному, даже если на нем говорил твой прадед или бабушка.  

Считается, что школьные программы перегружены, в них немало ненужного. Например, астрономия оказалась лишней. Пусть на время. А вот некоторые разделы обществоведения, например история КПСС, теперь невостребованны.

А как сложится жизнь учителей родного языка? Могут ли оказаться за бортом не столько они сами, сколько их взгляды, сложившиеся десятилетиями и пока еще не опровергнутые? Непостижимо.

Я не раз писал статьи по данной теме. Надо закругляться. Кто-то согласился со мной. Кого-то не убедил. Собственно, я и не мечтал насильно учить моему языку. Про себя думал: лучше бы родной язык остался нашим секретным инструментом для сохранения культурного кода, песен и стихов, истории и обычаев моего и родственных народов. Лучше бы не пачкали его, не ломали, не унижали. Лучше будем реже общаться с некоторыми земляками. А чего кривляться, прикидываться, играть в толерантность? Но при этом вижу удивленные глаза тех русскоязычных знакомых, которые вполне благосклонны к татарскому языку.

По-моему, пусть учатся только добровольно, но с оговоркой: чтобы на работу брали наиболее компетентных, если должность связана с общением, с языком и культурой местного населения. Готовясь трудиться в гуманитарной сфере, часть публики сама будет учить этнокультуру и языки самостоятельно — будет заниматься по самоучителю или с репетитором либо отправится в деревню на лето и вернется с разговорной речью. Наверное, поэтому и затеяли обучение национальным языкам определенной местности, чтобы помочь таким. За счет государства.

Повторяю: учит не школа, а языковая среда и интерес. Без них никак. Вот меня не учили в школе башкирскому языку. Но понимаю, говорить и писать могу. Очень горжусь этим. С казахами, киргизами объяснюсь. Нет проблем. Потому что мне так хотелось. Если бы не хотел, у меня ничего не получилось бы.

Как быть учительнице, которая в первый день сентября услышала протест мальчика-первоклашки? После урока ее трясло. Меня тоже этот эпизод встревожил. А еще вчерашнее восклицание активистки родительского движения... «Свершилось чудо! — пишет она. — В одной из школ обещали рассмотреть заявление об уменьшении уроков татарского и увеличении русского».

А разве это чудо? По-моему, это обычное дело. «Лингвистический саботаж» и уклонение от языка с размахом идут не первый год. Сбор подписей в интернете я вижу уже пятый год. Теперь даже крохи-первоклашки подтягиваются. Ведь никто не смог их заставить говорить на чужом языке, не правда ли?

Давайте разберемся. Паниковать не надо. Татарским чипом в ваших мозгах русский язык не заменят. Опасения высокого начальства и прокуроров по части филологии, по-моему, тоже излишни. Не знаю, как в южных горных краях, в северной тундре, но двух-трехязычных урбанизированных поволжских татар русским языком не испугаешь. Они, по-моему, часто самих русских обгоняют, клянусь тотальным диктантом и книгами русскоязычных писателей из татар.

Но прокуроры все-таки приходят в школы, как будто не учителя там, а какие-то насильники. Бывают же в жизни такие недоразумения! Настолько дикие, что казанские литераторы пишут письма в столицу империи с просьбой разрешить жить по Конституции РФ и работать по федеральным законам. Лучше бы прокуроров и кинологов с собаками не отправляли по поводу языкового насилия, а поручили бы им поимку телефонных террористов. Экономически выгодно, и настроение поднимется.

КРОХА С ПЕРВОЙ ПАРТЫ ПЕРВОГО КЛАССА

Воспитание детей объединяет буквально всех: и горожан, и селян; людей разных кровей, разного достатка, даже возрастов. Даже избавление от языкового ига не освобождает родителей от миссии воспитания малыша достойным человеком, от подготовки к трудностям, к удаче. Даже будущих королей и царей специально готовят, и от их навыков и воспитания зависят судьба династии и благополучие государства с его подданными.

И офицеров готовят, и инженеров, и музыкантов, причем не только учат, но и воспитывают. Помимо прочего, есть морально-этические нормы, вечные истины. Желательно, чтобы они засели уже в подсознании и диктовали, как действовать в критической ситуации. Как остаться человеком, не обманывать и не лохануться? Кто приучит уважать родителей, страну? Чтобы молодой человек в пылу максимализма не крушил все вокруг, не посылал всех подряд куда подальше. Это куда важнее, чем даже знание языков.

Я паникую из-за крохи-первоклассника в нарядной форме — в черном галстуке и белой рубашке, впервые явившегося в школу и совершившего первый гражданский поступок, не догадываясь о том, что мама или тетя отравила его сознание и душу!

Возможно, он станет неплохим специалистом: инженером, менеджером или врачом, а может, безработным (не дай бог!) или сотрудником охраны, офицером или директором фирмы, даже депутатом. Но забудет ли он, что народы и языки могут быть разными по значению и сорту? Как он спасал себя и одноклассников, спасал русский язык от навязывания татарского?

Правда, конкретно этот первоклассник к концу сентября уже втянулся в игровой метод обучения и стал довольно активно напевать татарскую песню вместе с классом. Вот что такое новая методика и творческий мыслящий педагог! Но школьники, «спасенные» от языка 2 млн земляков из Татарстана, могут наткнуться на проблемы с окружающим миром. В мире далеко не всегда признают русский язык инструментом глобализации. Им пользуются примерно 200 млн человек. Это сопоставимо с населением Индонезии. Чтобы не задавило колесо глобализации, придется изучать неродные и не всегда приятные языки: английский, китайский, испанский, немецкий, французский, турецкий (татарский — в том же ряду), жить с выходцами разных стран и народов, продвигать свою культуру в среду других народов. И делать это добровольно...

ОТ КОЛИЧЕСТВА УРОКОВ ПОЧТИ НЕ ЗАВИСЯТ ЗНАНИЕ ЯЗЫКОВ И ВОСПИТАНИЕ ХОРОШЕГО ЧЕЛОВЕКА...

Вот мои октябрьские тезисы по национальному и языковому вопросам.

1. Наезд на языки республик противоречит Конституции и законам РФ, вызывает недоумение и обиду нерусских народов. И вообще, противопоставление языков доказывает абсурдность такой полемики.

Но президент перед выборами не мог не отреагировать на жалобы организованных родителей, преподнесенные в виде национальной идеи, не поддержать язык основного этноса. Просто не мог — и все. И Конституцию никто срочно переписать не может, поэтому на школы наступают прокуроры и блогеры.

2. А может, политтехнологи по внутренней политике (дай бог, чтобы они не взорвали страну изнутри) готовят народ к изменению Конституции? Чтобы сначала проголосовали на выборах, а потом согласились жить в унитарном монархическом государстве, к чему подталкивают отдельные «якобы патриотические» группировки? Без республик и языков?

3. Увеличение или сохранение количества уроков принесет пользу, если учитель креативен, талантлив, образован, а методика обучения современна. Ученики таких преподавателей успешно постигают язык и предмет в целом. А если нет? Если педагог скучен и малограмотен? Тогда зачем пытать детей уроками каждый день в течение 10 лет?

4. Если учитель русского языка, математики, физики неинтересен и неглубок, тогда поможет ли его ученикам увеличение количества уроков? Наоборот, мучений только прибавится.

5. Иногда считают, что казанский школьник, отвлекаясь на изучение государственного татарского, недополучает знаний по русскому и математике по сравнению, допустим, с самарским школьником. Тогда почему Самарская и другие области без местного государственного языка не обогнали Татарстан по баллам ЕГЭ в гуманитарных и точных науках? Где сокрушительные победы других субъектов Федерации на олимпиадах, в науке, экономике, технологии? Ведь они живут в зоне, где «чудо» происходит каждый день — там у них нет уроков татарского...

6. Кстати, в татарской школе Самары «Яктылык» («Свет»), так же как и в саратовской татарской гимназии, добиваются прекрасных показателей по учебе и воспитанию детей. Иногда эти школы востребованы школьниками других национальностей. Значит, отказ от уроков по языкам — никакое не чудо и не победа, если думать о благополучии детей.

7. В некоторых продвинутых школах Казани изучают несколько языков, иностранных и региональных, в том числе внедряя их в качестве языка обучения, то есть географию изучают по-французски (условно!), математику — по-английски, а историю, допустим, по-татарски. И ребята в раннем возрасте усваивают языки без всяких затруднений.

8. Академик РАН Камиль Валиев, ныне уже покойный, приехал учиться в КГУ из своей деревни Шандер (20 дворов) Мамадышского района, не зная толком русского языка. Очень скоро он стал преуспевающим математиком и физиком, аспирантом и доктором наук, а потом директором Института микроэлектроники АН СССР, лауреатом Ленинской премии. С математическим мышлением и языком физики у него был полный порядок. Не факт, что он раскрылся бы, если бы не получил начального образования на родном языке.

9. До 7-го класса в моей аитовской школе Бижбулякского района БАССР все предметы, кроме русского языка и литературы, проходили по-татарски, что не помешало мне побеждать на олимпиадах по алгебре, писать статьи на русском языке, работать в центральной прессе. Мысль и понимание жизни чуть в сторонке и выше языков! Если человек глуп и ленив, то никакой великий язык его не вытащит из дремучего состояния. Чем больше мозги загружаешь знаниями и языками, тем лучше варит котелок. Разве не так?

10. Еще раз о личном опыте. Со мной в Москве учились одноязычные выпускники лучших университетов, но по общим и творческим показателям никто из них не обогнал меня, выпускника обычной сельской татарской школы. Мое преимущество было в том, что я владел тремя-четырьмя языками, первым был язык матери, который послужил шлюзом для постижения русской и российской культуры, а через русский язык пришла мировая культура. В итоге я сам стал носителем русского языка и культуры. Но, в отличие от многих других, я еще оставался носителем татарского языка и культуры. Это все равно что в совершенстве овладеть еще одним иностранным языком (а татарский ничуть не уступает по значению языку любой высокоразвитой страны). Это преимущество двуязычных татар официально признал выдающийся этнолог Валерий Тишков.

11. В некоторых сферах роль родного и регионального (в том числе русского или татарского) языка отодвигается на второй план, уступая языку математических формул, химических реакций, музыкальных нот, медицинских терминов на латыни. Есть еще язык футбола, баскетбола и других видов спорта, есть производство, где люди прекрасно общаются на профессиональном поле, почти не прибегая обычной болтовне. Так явилось откровение — не надо преувеличивать значения слов!

12. Вербальное общение, языки все больше оттесняются видеороликами, компьютерными играми, зарубежными боевиками и фантастикой, эстрадой, развлекательными видеосюжетами и слайд-фильмами. Именно через гаджеты и компьютеры приходят неведомая старшему поколению культура и языки. Наши дети и внуки становятся неузнаваемыми. Хорошо, если все перемены в лучшую сторону. Но отцы цифровой технологии Билл Гейтс и Стив Джобс не перегружали мозги своих детей компьютерами.

13. Русский язык и литература, грамматика и классика вряд ли могут конкурировать с информационной продукцией. Творения Толстого, Достоевского, Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Бунина, Есенина, Горького, Шолохова могут дойти до современных школьников лишь опосредованно, через телевизионные версии. Потихоньку они останутся лишь в памяти любителей и специалистов-филологов. Аналогична судьба и других литератур, включая татарскую. Вот на эту тему и стоит развернуть полемику!

14. Хочу представить, как кроха с первой парты, смело выступивший на первом же уроке против изучения языка соседей, вырос и вместе с товарищами защищает честь и благополучие, а может, безопасность России в настоящем бою, а может, в спорте, искусстве, бизнесе, а рядом с ним стоят в одном строю или под его началом татары, башкиры, чуваши, марийцы, узбеки и представители других народов с высоким демографическим темпераментом, сохранившие память о своем роде и предках. Мне, как и выросшему первокласснику 2017 года, в такой момент защиты Родины было бы очень неуютно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции