Именно провинциальный Нижнекамск на этой неделе стал местом, где столичные медиаэксперты пытались встряхнуть журналистскую тусовку Татарстана и «переключить тумблер» в головах руководства республиканских СМИ. А инициатором всего этого неожиданно стал нижнекамский исполком, который сумел повысить узнаваемость города в стране благодаря многочисленным фото гостей, отправленным в «Инстаграм». Магия слова «жиросжигающий», настоящее интернет-самиздата и будущее Telegram — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Mediaproof в Нижнекамске получился тусовочным, развлекательным и вообще довольно стильным
В НИЖНЕКАМСК ИЗ МАЙАМИ
Нижнекамск на этой неделе засветился в федеральной повестке. Все благодаря Юрию Дудю, который неожиданно приехал в скромный город химиков, чтобы выступить на образовательном форуме для журналистов Mediaproof. Приезд самого популярного блогера российского YouTube нынче удача. По словам самого Дудя, он чуть ли не порционного ограничивает свою медийность и старается не появляться на публике чаще раза в месяц. YouTube-канал и работа главредом на Sports.ru, конечно же, не в счет. И вот здесь он изменяет своим правилам и приезжает вещать в Нижнекамск. Переговоры с блогером не были простыми, организаторам пришлось доказывать, что форум в Нижнекамске будет про современные медиа и интернет, а не про ТV, которое так не любит известный журналист. По все видимости, организаторам это удалось.
Кстати, об организаторах. Идея провести форум принадлежит нижнекамской администрации. По официальной версии, речь идет о возрождении традиции. 10 лет назад в городе проходил фестиваль «Культура в эфире», вот и решили возобновить историю, но в современном облике. В центре затеи — новая помощница мэра Нижнекамска Айдара Метшина по весьма необычному профилю — социальному проектированию. Анастасия Аксенова — креативщица из Казани (в столице она больше известна по фамилии бывшего супруга, мэра Бугульмы Ленара Закирова), создатель бренда MadeInKazan и владелица event-компании IamCompany. Деньги с продажи билетов на форум культуртрегерша решила направить на обустройство в Нижнекамске креативного центра «Рубаха», который должен включить людей с инвалидностью в активную городскую среду. На «Рубаху» с миру по нитке в итоге собрали 316 тыс. рублей. Здание под проект уже есть — это бывший перинатальный центр. Первый этаж исполком ремонтирует за свой счет, а дальше — краудфандинг.
Сам форум получился тусовочным, развлекательным и вообще довольно стильным. Такой концентрации модных толстовок, татуировок и невообразимых бород на один квадратный метр Нижнекамск еще не видал. В перерывах между выступлениями участники форума делали бесконечные селфи и снимали видео для своих YouTube-каналов. Благо спикеры форума вдохновляли и своим примером убеждали, что в интернете можно быть успешным журналистом, а надписи на баннерах в фойе твердили: «Слышишь, никогда не поздно стать тем, кем всегда хотел».
Идея привезти именно Дудя как «якорного» спикера была продуманным решением. Если кто-то изначально ленился ехать на образовательный форум в неведомый Нижнекамск, то Дудь «заставил» аудиторию, в том числе и столичную, приехать в город химиков. Многие участники не скрывали, что приехали исключительно «посмотреть на Дудя». Среди них, к примеру, Елена — бывший редактор челнинского СМИ, а ныне разочаровавшаяся в журналистике мама троих детей, которая приехала «взглянуть в глаза Дудю». «Мне на самом деле неинтересно, что сейчас происходит в журналистике, особенно провинциальной. Но я посмотрела Дудя, его канал и вдохновилась этим, мне показалось, что не все так плохо. Я порадовалась и приехала на него посмотреть», — рассказывает Елена.
Родион Скрябин (справа)
А вот Анна и Роман посчитали форум настолько полезным, что прилетели в Нижнекамск из Майами. По этому поводу один из спикеров, Родион Скрябин, директор по развитию «Лайфхакера», пошутил, изобразив диалог в аэропорту Майами: «Вы отправляетесь в Нижнекамск? Это где-то в Алабаме?» — «Нет, это в Татарстане». — «А, это в Калифорнии?». Анна и Роман — сотрудники русскоязычного журнала в США. «В России цензурирование жуткое же происходит, а здесь люди self-made. Если мы говорим об официальных СМИ, это не журналистика, а вот эти ребята, продираясь сквозь кусты, содрали с себя все, что не нужно», — размышляют эмигранты о форуме и его участниках. На вопрос, есть ли в Америке что-то наподобие Роскомнадзора, на который так часто сетовали спикеры форума, Анна рассмеялась: «Я вас умоляю. Там даже не нужно регистрировать СМИ, хочешь выпускать журнал — иди выпускай».
Среди участников форума можно было встретить и начальника управления информационной политики и по связям с общественностью челнинского исполкома Римму Мухаметзянову. «Это масштабно, красиво, интересно. Мне очень приятно, что есть отклик от аудитории и это не только журналисты, но и люди, которые интересуются медиа. Это очень здорово, что в Нижнекамске такое мероприятие сделали. По поводу изменения работы в нашей пресс-службе, мы сейчас уже двигаемся в сторону социальных сетей. Мы двигаем инстаграм-площадку. Мы и этот форум с коллективом обсудим и будем думать, что можно сделать подобное. Такая информация — это старт для развития своих идей. У меня уже есть один проект, который я готова реализовать с одним из городских СМИ, но пока не буду говорить», — рассказала о планах пресс-секретарь челнинской мэрии. К слову, на форуме присутствовали пресс-секретарь президента РТ Эдуард Хайруллин, а также редакторы казанских СМИ и информагентств.
По «Инстаграму» разлетелись снимки города от участников форума с хештегом #прикиньявнижнекамске. Люди фотографировали недавно реконструированные парки, необычные детские площадки и удивленно вопрошали: «Нижнекамск, ты когда успел стать таким прикольным?» Конечно, не обошлось без критики и упоминаний разбитых дорог. К слову, на форум приехали не только жители республики и ее соседей. Были гости из Мурманска, Оренбурга, Екатеринбурга. Всего организаторы продали 247 билетов, еще 55 участников получили пригласительные за победу в конкурсе эссе, стартовавшем за месяц до начала.
СЛОВО «ЖИРОСЖИГАЮЩИЙ» В ЗАГОЛОВКЕ — ЗАЛОГ УСПЕХА ЛЮБОГО ВИДЕО
Два дня московские спикеры рассказывали о современных трендах и давали советы, как зарабатывать деньги в медиа. Упомянутый выше Скрябин рассказал, как снимать видео, чтобы зарабатывать на YouTube. Сайт «Лайфхакер» запустил канал на YouTube в 2013 году. По словам Скрябина, в то время заполучить подписчиков было просто. «Тогда в русском YouTube не было Дудя, Big Russian Boss и Дружко, тогда к тебе шли подписчики, если ты просто что-то делал: „Давайте подпишемся на него, вдруг там что-то выйдет“. И так на нас просто подписались 30 тысяч людей. На канале было три видео», — рассказывает Скрябин о начале работы на канале. Сейчас канал «Лайфхакера» смотрят почти что 200 тыс. подписчиков. Как этого достичь? Сосредоточиться на главном, а не пытаться снимать видео обо всем. Например, «Лайфхакер» из большого числа своих рубрик в итоге оставил только две — «Помогаем» и «Просвещаем». Использовать в заголовках популярные запросы «Как сделать так, чтобы...» или магическое слово «жиросжигающий», которое, по мнению Скрябина, поможет повысить просмотры любого ролика. И конечно же, быть осторожнее с Роскомнадзором и авторскими правами на YouTube. Ситуацию с Роскомнадзором Скрябин изобразил жестом «фейспалм». «У нас заблокировали статью „Сколько нужно выпить кофе, чтобы умереть“, потому что мы подстрекали людей к суициду. С Роскомнадзором сложно, но нам легче, чем изданиям новостной тематики», — не унывает он.
Дмитрий Девишвили
Арт-директор печатных продуктов РБК и доцент МГХПА им. Строганова Дмитрий Девишвили отстаивал значимость дизайна и его равнозначность тексту в СМИ, причем делал это в философской манере. «Безусловный примат содержания над формой позволяет в любом деле пренебрегать визуальной составляющей. Это приводит к деградации культуры быта», — заявляет дизайнер с РБК и утверждает, что невнимание к дизайну приводит к тому, что мы живем в безликих домах, ездим на невнятных машинах и носим некрасивую одежду. Доцент «строгановки» также посоветовал дизайнерам вчитываться в тексты, которые они иллюстрируют, а журналистам — вникать в работу дизайнеров. Кстати, по мысли Девишвили, дизайнер — универсальный специалист, который может разработать универсальный алгоритм работы для все редакции: «Если дизайнер не занимается оформительством, а имеет привычку „включать мозг“, он будет полезен в любой области».
Ольга Бешлей
Шеф-редактор современного самиздата «Батенька, да вы трансформер» Ольга Бешлей рассказала о том, как она воплотила мечту миллионов — смогла зарабатывать на своем хобби и уйти с прежней работы. А работала она в «Коммерсанте». По мысли Бешлей, современный интернет-самиздат — это спасение журналистики. Редакция «Батеньки» долгое время работала бесплатно, деньги начали зарабатывать на дополнительных проектах. Рекламы на самом сайте и в текстах по-прежнему нет. К тому же у «Батеньки» нет инвестора, который бы мог диктовать информационную политику. Ну и вишенка на торте — отсутствие регистрации как СМИ позволяет самиздату использовать мат в полной мере без каких-либо точек и пробелов. Но у таких исключений не обходится без проблем с Роскомнадзором. Бешлей посетовала на то, что сайту пришлось удалить материал «Как я работал наркоторговцем».
Юрий Дудь
ОЧЕВИДНЫЕ ИСТОРИИ ОТ ЮРИЯ ДУДЯ
Гвоздь форума Дудь появился на сцене под оглушающие аплодисменты и визги толпы. «Я не представляю, зачем вы пришли послушать меня, но попробую рассказать вам что-нибудь интересное», — начал он. Дудю не нужно было рассказывать что-то уникальное, публика и так его принимала на ура, хотя бы потому, что он приехал в Нижнекамск. А говорил блогер об известных трендах — кризисе телевидения, его несвободе и тотальной цензуре. Его лекция из разряда развлекательных, а не обучающих. Такова была роль Дудя на этом форуме — привлечь внимание аудитории. Тема выступления: «Надо ли выбрасывать телевизор?». Дудь рассказал, насколько скушен официальный телевизор и насколько прекрасен демократичный YouTube. Все это он сдобрил забавными фото, например фотографией Филиппа Киркорова в шапке со стразами и павлиньими перьями как иллюстрацией стилистики российского телевидения, шутками про Басту и просто своим обаянием. Вопросы из зала касались в основном личности самого блогера.
«Я зарабатываю неприлично много. Мне неловко от этого. Не могу назвать цифру, но это примерно в десяток раз больше, чем я зарабатывал на телевидении», — признался Дудь. Также он заявил, что тяготится побочными эффектами своей славы: «В выходные в торговый центр за осенней курткой сложно сходить». Но при этом Дудь уверен, что хайп вокруг него скоро закончится, а сам канал «ВДудь» — это лишь временное хобби, которое приносит хорошие деньги. Один из участников попросил блогера прокомментировать недавнюю премию ТЭФИ. Дудь долго не мог найти подходящее слово, а затем выпалил: «Ну это шняга же». Закончилось выступление Дудя огромной очередью за селфи, поэтому следующему выступающему пришлось подождать за сценой 20 минут.
Но не только у телевидения сейчас проблемы. Прогресс идет дальше и ненароком может перемолоть сайты как носителей информации. Об этом рассказала главный редактор медиапроектов Mail.Ru Ольга Сидорова. Спикер напомнила историю о том, что первым новость о смерти Бориса Немцова сообщил оппозиционер Илья Яшин в своем «Твиттере», а СМИ просто передали информацию дальше. «Монополии на новости у медиа больше нет», — резюмировала Сидорова. Традиционным СМИ приходится конкурировать и с персональными медиа, которые больше привлекают внимание аудитории. Личные блоги и каналы не связаны условностями и обязательствами классических медиа, поэтому могут себе позволить делать то, о чем зарегистрированные СМИ и не мечтали.
По сути, медиа сейчас находятся в заложниках у соцсетей и месенджеров. «Раньше медиа работали так: был свой веб-сайт, дистрибьюция происходила через веб-сайт, пользователи приходили только туда. И на веб-сайте мы могли полностью диктовать правила игры: как контент выглядит, каким он будет, какие будут форматы и рубрики. Сейчас медиа присутствуют на множестве платформ — соцсети, месенджеры — и при этом мы не контролируем процесс ни с точки зрения верстки, ни с точки зрения читательского внимания. Никто не знает, как работает „умная лента“ и какие именно посты она показывает. Нам остается угадать и пощупать алгоритмы. Собираются люди, которые занимаются SMM, и начинают гадать на кофейной гуще, как устроен алгоритм» — поясняет Сидорова.
Прогноз от эксперта такой — популярность сайтов будет продолжать падать: «Люди ленятся кликать по ссылкам и чувствуют себя комфортнее в соцсетях». «Картина грустная, но это не повод расстраиваться. Наоборот, надо воспринимать это как реальность, под которую надо адаптироваться», — уверяет спикер. Плюс ситуации в том, что традиционным медиа со временем больше не придется конкурировать за позиции в топе в поисковых сетях, а значит, они смогут бросить все усилия на новые проекты. Сидорова посоветовала делать акцент на неоспоримом преимуществе медиа — это качество информации и достоверность, а также качественное обобщение и аналитика, которыми не могут похвастаться соцсети. Но это тоже, вероятно, дело времени.
КАК ЗАРАБАТЫВАТЬ 200 ТЫС. РУБЛЕЙ В TELEGRAM?
Среди эсэмэмщиков есть такая шутка: «Группы „ВКонтакте“ надо было создавать в 2007 году». Такая же ситуация происходит сейчас с Telegram. Пока массы еще только в нем разбираются, продвинутые пользователи создают свои каналы и зарабатывают по 200 тыс. в месяц. О том, как создать свой Telegram-канал и как на нем заработать, рассказала медиаисследователь и автор Telegram-канала Breaking Trends Юлия Загитова. По мнению Загитовой, в Telegram осталось несколько свободных тематических ниш: автомобили, медицина, путешествия, кулинария, мода, красота и еще пара тем. Если занять одну из них и грамотно продвигать свой канал, то можно выйти на заработок в несколько сотен тысяч рублей в месяц. Главное — это умело раскручивать свой канал и себя самого.
Загитова советует не тратиться сразу же на дорогую рекламу. «Telegram настолько уникален, что там непонятно какое ценообразование. Вы можете у Варламова (Telegram-канал блогера и журналиста Ильи Варламова — прим. ред.) купить рекламу за 200 тысяч, у него 60 тысяч подписчиков — непонятно, за сколько он одного подписчика продает. Вообще, в целом практика такая — один подписчик стоит 40 копеек. То есть вы берете канал, где есть 1 тысяча человек, и платите за рекламу 400 рублей. Примерно столько должно стоить. Но есть офигевшие: „У меня тысяча человек, и я вам продам это за 5 тысяч рублей“», — рассказывает эксперт. Еще один совет — это взаимный пиар с авторами других каналов и выступление на публике и в СМИ в качестве эксперта. Этот прием Загитова продемонстрировала на себе — приехала в Нижнекамск на Mediaproof, где прямо во время лекции на нее подписалось немало пользователей. По мнению медиаисследователя, количество каналов в Telegram начнет расти, при этом их качество будет падать, а вот реклама будет только дорожать, поэтому разбогатеют на ней только самые быстрые.
Все эти разговоры про современные тренды, подцензурность официальных СМИ и безразличном прогрессе, готовом похоронить вслед за ТV и традиционные медиа в интернете, слушали в зале руководители и представители пресс-служб и информагентств республики. В кулуарах можно было услышать разговоры об изменении сознания и фразы в стиле «тумблер переключился». Для тех, у кого еще «тумблер не переключился», организаторы обещают выпустить в продажу видеозаписи выступлений.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.