«РАНЬШЕ БЫЛ ТОЛЬКО ИНСТРУКТАЖ, А ТЕПЕРЬ ОБУЧЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО — ЗА 5 ТЫСЯЧ»

Тема дополнительных поборов от газовиков, льготы для производственников и, как ни странно, игровые автоматы стали основными темами очередного выездного заседания совета по предпринимательству при президенте РТ, прошедшего накануне в Нурлате. Выступил бизнес-омбудсмен РТ Тимур Нагуманов, на вопросы отвечали главный федеральный инспектор республики Ренат Тимерзянов и глава Нурлатского района Равиль Кузюров. На встрече собрались предприниматели из Черемшанского, Аксубаевского и Алькеевского районов.

Мероприятие  «Бизнес и власть: откровенный диалог», как всегда, проходило в формате «вопрос — ответ». Первым слово взял председатель совета предпринимателей Нурлатского района Сергей Смирнов. Он рассказал о трех главных проблемах. Первая — дополнительная плата газовым службам. Причем, по словам выступающего, она проявилась только в последние два года. «Известно, что любая финансовая нагрузка на бизнес влияет на цену товара и раскручивает инфляцию, — сказал Смирнов. — У многих предпринимателей собственные котельные. Раньше все было нормально: перед началом сезона ответственный за газовое хозяйство проходил в «Горгазе» инструктаж — и все. А в прошлом году стали требовать, чтобы он проходил еще и обучение и сдавал экзамен. Обучение стоит 5 тысяч рублей, экзамен — еще 1300. Почему так стало, непонятно. Я отправлял запрос в «Горгаз», ответа не дождался». Ответил ему не назвавшийся представитель компании «Нурлатгаз». Он пояснил, что с прошлого года изменились правила, Роспотребнадзор прислал соответствующие распоряжения, согласно которым ответственные за газовые хозяйства обязаны каждый год проходить обучение и сдавать экзамены. «Мы с таким вопросом уже сталкивались, когда проводили подобную встречу в Сабинском районе, — прокомментировал Нагуманов. — Видимо, появляется новая история. Надо более подробно тему изучить».

Тимур Нагуманов

Затем Смирнов перешел к поддержке компаний-производителей: «У нас в районе хорошо развито сельское хозяйство, они молодцы. А вот производства почти не осталось. Надо подумать, как поощрять местных производителей. Ведь эта сфера, в которой сложно начать бизнес. Это не торговля, где взял кредит, съездил за товаром, привез, продал полудиким образом и поехал за новой партией. В производстве, чтобы раскрутиться, надо два-три года. Все это время предприниматель обязан платить налоги, аренду, зарплату. Я считаю, что производству надо дать отсрочку по платежам на эти два-три года. Нельзя с ягненка состричь шерсть, можно только шкуру содрать — с производителем так же».

Нагуманов ответил в том духе, что преференции для производителей пока, к сожалению, не оправдывают себя. Были попытки их внедрить, была история с налоговыми каникулами, с отсрочкой платежей, но это не сильно улучшило ситуацию. «Вот сейчас существует тема ТОСЭР — в Набережных Челнах она создана, в ближайшее время появится в Нижнекамске, потом, возможно, в Зеленодольске, — напомнил бизнес-омбудсмен. — Там предусмотрены особые условия по платежам. Ну а вообще сложно убеждать коллег из министерств и ведомств, что преференции нужны. Как только предлагаешь дать бизнесу льготы, они приводят огромные цифры, что этими льготами пользоваться не будут. А если будут, то это пойдет не на пользу, да и вообще одни жулики ими воспользуются. Но попробуем еще раз совместно этот вопрос проработать». Кузюров же прокомментировал спич Смирнова в том плане, что в районе есть территория, подготовленная для промплощадки. Видимо, для ее резидентов и будут предусмотрены особые условия по платежам. Вот только пока нет якорного резидента, через которого можно было бы «вытащить» федеральную господдержку. Ну а пока его нет, то и промпарк не строится.

Далее Смирнов перешел к извечной теме — конкуренции с федеральными сетями. Дескать, один открывшийся «Магнит» закроет минимум три мелких магазина. И при этом, считает председатель совета предпринимателей Нурлатского района, в сетевых супермаркетах не соблюдаются нормы по наличию местного товара, соответственно, деньги вывозятся из района. «Надо быть честным: от сетей мы никуда не уйдем, — прокомментировал бизнес-омбудсмен. — Я мог бы сейчас заявить, что обещаю ограничить их развитие, но это было бы неправдой. У них есть свои нормативы — не больше 25 процентов рынка в районе. Пока таких нарушений нет, за исключением единичных случаев. Так что ничего противозаконного они не делают, поэтому вряд ли когда-то их деятельность будет ограничена. А что касается местных производителей, то многие сети заинтересованы в их наличии. Ко мне даже обращаются: помоги найти качественных поставщиков. Но у них свои достаточно серьезные требования. Многие из наших производителей им соответствуют, и они признают, что с сетями им легче работать, потому что мелкая розница сегодня платит, завтра нет. Давайте так: кто хочет работать с сетями, мы поможем, состыкуем с ними напрямую. Но ограничивать их развитие мы не можем».

Равиль Кузюров Равиль Кузюров

«ПРИ ЭТИХ ПРОБЛЕМАХ СДЕЛАТЬ КОЛБАСУ, В КОТОРОЙ БЫЛО БЫ МЯСО, НЕРЕАЛЬНО»

Далее микрофон перешел к руководителю ООО «Нурлатские деликатесы» Роману Чахмахчеву, о злоключениях которого «БИЗНЕС Online» уже писал. Напомним, он создал свой колбасный цех на площадях бывшего мясокомбината, который сам же до этого много лет возглавлял. «Самое главное для предпринимателя — это чтобы была правовая защита, — начал он. — В прошлом году я открыл свой цех, создал 25 рабочих мест. Не успел проработать двух месяцев, как ко мне с проверкой приходит МЧС, потом через какое-то время трудовая инспекция, за ней экология... За этот год я прошел 17 судебных заседаний — первой инстанции, апелляцию, кассацию. Пройдя этот путь, я понимаю, что это система ниппель. Акт составляют даже дистанционно. А если приезжают, то не представляются руководителю и сразу штраф накладывают. В итоге я решил остановить свое производство. И это в моем-то возрасте — мне 62 года, с моими связями, меня в республике многие знают — не получилось. Что уж говорить про парня в 25 лет, у него и подавно не получится». Затем выступающий пожаловался на компании-монополисты. По его мнению, они «превратились в гестаповские», так как если ты просрочил платеж на пару дней, то сразу отключают свет, газ, тепло в любое время года. Есть у бизнесмена претензии и к системе получения различных разрешительных документов. Обобщая все вышесказанное, Чахмахчев заключил: «При всех этих проблемах, затратах сделать колбасу, в которой было бы мясо, нереально».

Заметим, что тема проверок поднимается почти на каждом совете по предпринимательству. Было бы странно, если бы ее обошли в Нурлате. «Это очень большая проблема — проверки, — сказал Нагуманов. — Но пока не удается убедить контролирующие органы изменить алгоритм действий. Действительно, зачастую проверяющий увидел нарушение, пишет акт, накладывает штраф, а суд очень часто сразу же выносит постановление о приостановке деятельности. Мы тоже считаем, что сначала должно быть предписание, предупреждение и объяснение, как все сделать правильно. Для устранения должен устанавливаться срок. А вот по его истечении уже можно говорить о штрафе. Но в данном случае, чтобы в течение четырех месяцев закрыть производство... Напрашивается вывод о некотором перегибе».

Тут прокомментировать ситуацию вызвался прокурор города и района Тагир Гарифуллин. «Данный предприниматель, бывший руководитель мясокомбината, который подмял его под себя, уже два года пишет постоянные жалобы, — сказал чиновник. — То, что его проверяли, — это по пожарной части, они всех проверяют после пожара в „Адмирале“. И у нас тут „Пятерочка“ горела. А трудовая инспекция... Когда ты нанимаешь человека на работу, ты должен заключить с ним трудовой договор, выплачивать ему соцпакет, перечислять из его зарплаты алименты. А если Чахмахчев этого делать не хочет, какой-то ребенок не получает алименты, и чтобы прокурор на это не отреагировал — такого не бывает. Ну а экология на него подала, потому что он документы необходимые им не предоставил. Но там вышли сроки подачи претензий, поэтому они свой иск отозвали. А по всем остальным моментам суды свое мнение высказали».

«Решение суда уже есть, — вступил в обсуждение Тимерзянов, — обсуждать его мы не имеем права. Но тут надо посмотреть хронологию, как были сделаны первые шаги, которые привели к судам. Нужно проверить их обоснованность. Действительно ли нужно было сразу применять серьезные санкции? Или можно было пойти другим путем — поддержать, объяснить? Надо посмотреть и сделать соответствующие выводы».

Роман Чахмахчев (слева) Роман Чахмахчев (слева)

КАК СОТРУДНИК ДЕНЬГИ ФИРМЫ В АВТОМАТАХ ПРОИГРАЛ

Руководитель компании «Вояджер» Рамиль Мубаракшин начал с, казалось бы, темы, далекой от бизнеса. «Сегодня утром обнаружилось, что в нашей фирме пропали деньги — 74 тысячи рублей. Как оказалось, наш сотрудник оставил их в игровых автоматах. Почему так происходит?» «Погодите, — прервал выступающего Нагуманов, оказавшийся в легком шоке, — в каких игровых автоматах? Они же запрещены» «Оказывается, работают, — продолжил бизнесмен, — в самом центре города». Тут незамедлительно с места поднялся замначальника Нурлатского РОВД Дмитрий Фомин. «Два с половиной года назад у нас был закрыт последний нелегальный игорный салон, — заявил подполковник. — То, о чем вы говорите, — это официальная организация, занимающаяся мгновенной лотереей. Она зарегистрирована в налоговой инспекции, платит все налоги и сборы. А то, что ваш нерадивый сотрудник проиграл там все деньги компании...» «Там, видимо, дверь чуть дальше, где автоматы», — не унимался Мубаракшин. «В свое время по моему поручению сюда ОБЭП высылал свою группу, — прокомментировал ситуацию Тимерзянов. — Она проверяла это заведение. В итоге мне был дан письменный ответ: проводится разрешенная деятельность. Про то, что запрещено, я и раньше знал, и сейчас знаю. Но, оказывается, есть в этой сфере и что-то разрешенное. Но все же я прошу сотрудников полиции: проверяйте тоньше. Может, там действительно есть другая дверь. В любом случае такие заведения должны быть под постоянным контролем. Не разово — от жалобы до жалобы, а под постоянным контролем». Нагуманов, в свою очередь, посоветовал Мубаракшину прямо тут в зале написать заявление в полицию, благо замначальника РОВД присутствует: «А то игровые автоматы сейчас, пока мы сидим, сами закроются и уедут».

Ренат Тимерзянов Ренат Тимерзянов

У Мубаракшина же оказалось еще два вопроса. Дело в том, что его магазин находится в подвале. И хоть дом не старый (построен 15 лет назад), канализация у него в аварийном состоянии. Эпизодически торговую точку затапливает. А до капремонта, понятное дело, палкой не добросишь. Бизнесмен попросил внести в правила изменения: определять дату ремонта не по сроку службы труб, а по количеству прорывов на том или ином участке. Ответил ему руководитель компании «Промочистка» Рамиль Мотыгуллин. По его словам, материал для ремонта уже закуплен, заявка Мубаракшина принята. Проблема только в том, что таких заявок много, так как канализация для Нурлата — больная тема, поэтому ремонтируют участки по установленному плану — скоро дойдет очередь и до данного бизнесмена. «У вас есть два пути, — прокомментировал Нагуманов, — либо полюбовно договориться, либо обратиться к нашим юристам, у нас очень мощный юридический блок. Во втором случае мы через суд поможем вам добиться и ремонта, и возмещения ущерба. Правда, придется немного подождать». Мубаракшин выбрал первый вариант.

Далее предприниматель посетовал на линию электропередач, проходящую возле одного из его объектов: он хотел бы ее перенести, так как ЛЭП слишком близко, и даже закупил для этого столбы, вот только балансодержателя найти не может. А своих сотрудников посылать на линию в 10 киловольт, понятное дело, не рискует. Кузюров отреагировал и дал указание своему подчиненному — сегодня же в рабочем порядке решить вопрос. «По-видимому, там даже надо будет кого-то наказать», — высказал глава свое мнение. «Ну это мы любим», — мгновенно отреагировал Нагуманов.

После этого встреча получила неожиданный поворот. Не представившаяся предпринимательница взяла слово и начала стыдить бизнесменов: «Мы живем в прекрасное время. Вспомните, что было 20 лет назад, когда мы все начинали. Сплошные проверки, только налоговая три-четыре раза в день приходила, другие тоже часто приходили. Сейчас по сравнению с теми временами мы как в раю. Мы все приехали на дорогих машинах, у всех iPhone, а все говорим: надо то, надо это. Странно даже слышать некоторые жалобы на местную власть. Я недавно проходила процедуру выделения земельного участка. Ни один чиновник мне ни в чем не отказал! Мы проехали множество участков, а не оформили только потому, что я сама закапризничала. Всем советую лучше благотворительностью заниматься, чтобы быть всегда на позитиве».

Нагуманов после этой речи попытался было вернуть диалог в конструктивное русло, но у него ничего не вышло. Еще несколько выступлений и коротких фраз были посвящены благодарности как Нурлатскому, так и соседним районам. Дескать, и «без стука заходим», и «они всегда к нам лицом», и «любая проблема решаема», и так далее, из чего бизнес-омбудсмен сделал вывод, что вопросы и проблемы в Нурлате закончились, и завершил мероприятие.