«Где-то что-то надо подмазать, довести», — предупреждал за два дня до визита глава союзов композиторов РФ и РТ Рашид Калимуллин. За два года и 46 млн рублей здание, в котором 100 лет назад томился в ожидании казни цвет дворянства и где теперь будут давать бесплатные концерты, заметно преобразилось, но потребуется еще почти 50 млн, чтобы завершить ремонт. О студенте из Камеруна, подчищавшем строительные хвосты, и появлении у композиторов нового рояля уровня BMW — в материале «БИЗНЕС Online».
ЗАДАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА — ПРИВЕСТИ В ПОРЯДОК ДВОР И ЗАБОР
Сегодня, в преддверии Дня музыки, который отмечается 1 октября, президент РТ Рустам Минниханов осмотрел музыкальные активы столицы республики, которые находятся сегодня в состоянии реконструкции. Под номером один шло знакомство с итогами двухлетних ремонтно-строительных работ в здании союза композиторов на улице Лобачевского. С 10 утра у строения его ждали высокопоставленные чиновники: глава аппарата президента РТ Асгат Сафаров, мэр Казани Ильсур Метшин, министр земельных и имущественных отношений РТ Азат Хамаев, помощник президента РТ Лейла Фазлеева и, разумеется, сам председатель союзов композиторов РТ и РФ Рашид Калимуллин. В ожидании главы республики они любовались свежеотремонтированным особняком купцов Стахеевых — именно в нем располагается сегодня организация, но с тревогой поглядывали на покореженный асфальт под ногами. Встречающие президента РТ лица также не могли скрыть от него не тронутый рукой ландшафтного дизайнера садик и огораживающую его некогда прекрасную, но ныне увядающую ограду. Все это настойчиво просило ремонта и твердой хозяйской руки.
Минниханов был настроен решительно и практически с ходу поинтересовался, нельзя ли снести полуразрушившуюся ограду, которая, если ничего не делать, сама по себе через пару лет развалится. На открывшемся пространстве можно было бы посадить газон и деревья, рассудил он. Опешившие чиновники тактично сообщили президенту РТ, что ограда наряду с садиком и зданием союза композиторов является памятником республиканского значения, входит в федеральный реестр и даже охраняется законом. Глава республики выслушал и поручил чиновникам выработать решение по ограде, которое бы не противоречило законодательству. Не исключено, что теперь и ограду, и садик ждет реставрация и вторая жизнь.
Щербатый асфальт на подходе к зданию можно объяснить необходимостью прокладывать подземные коммуникации к соседнему зданию. Оно считается флигелем усадьбы Стахеевых, но памятником архитектуры не является. Его за 9,2 млн рублей выкупила партнер владельца «Эфира» Гузель Вагапова, сейчас там заканчивают ремонт фасада, но внутри пока царит строительный хаос. Министр Хамаев пообещал, что поможет собственникам здания решить все вопросы, связанные с прокладкой коммуникаций.
Рашид Калимуллин: «Работы не закончены, где-то что-то надо подмазать, довести и так далее. После ремонта здесь уже не стыдно концерты проводить»
Далее гости прошли в само здание союза композиторов, где их уже ждало мини-представление от казанских исполнителей. Президента и его спутников услаждали «Восточной песней» Калимуллина и игрой на различных инструментах, таких как мандалина, саз, скрипка, кларнет, фортепиано, домбра. Уже после осмотра здания первый заместитель министра
«О сумме речь не шла, просто президент дал команду поскорее закончить реконструкцию здания. Сейчас стоит задача привести все в нормальное состояние», — рассказал «БИЗНЕС Online» Калимуллин. Что касается работ, которые необходимо завершить внутри здания (речь о реставрации старинной лепнины и дверей), то пока они не стоят в повестке дня, но сам глава общественной организации не спешит о них забывать. «В 2019 году у союза композиторов будет юбилей — 80 лет, думаю, к этой дате будет принято какое-то решение», — считает он.
После осмотра союза композиторов президент посетил здание бывшей гимназии Шумковой на ул. Большой Красной (ныне один из корпусов Казанской консерватории), где провели ремонт на 64 млн рублей. Напомним, что в Казани с 27 сентября проходит международный фестиваль современной музыки «Европа — Азия».
Уши президента и его спутников услаждали «Восточной песней» Рашида Калимуллина и игрой на различных инструментах, таких как мандалина, саз, скрипка, кларнет, фортепиано, домбра
ДВА ГОДА РЕКОНСТРУКЦИИ ДОМА КУПЦА СТАХЕЕВА: БЕТОН КАК В БЕЗДНУ И ФИНИШНАЯ СУЕТА
Любопытно, что с начала недели редакция «БИЗНЕС Online», чьи окна выходят на исторический особняк, наблюдает финишную стадию ремонта, которая особенно перед визитом президента проходила в заметной суете. Небольшой садик перед окнами расчистили от дикой поросли и мусора, а также отвалившейся штукатурки кирпичного забора. Фасад отмыли при помощи мойки под давлением. Да что там фасад — старый асфальт тоже подвергся клинингу, и теперь в его трещинах даже нет грязи. Лепота... Хотя, конечно, ненадолго.
Внутри тоже готовились, рабочие завершали последние штрихи большого ремонта. «Откровенно говоря, работы не закончены, — рассказывал накануне нашему изданию Калимуллин. — Где-то что-то надо подмазать, довести и так далее. Люди сейчас как раз занимаются тем, чтобы все выглядело достойно. После ремонта здесь уже не стыдно концерты проводить».
Напомним, что реновацией штаб-квартиры союза композиторов РТ на ул. Лобачевского с 2015 года занимался «Евростройхолдинг» одного из королей госзаказа Татарстана Владимира Казилова. Впрочем, разговоры о необходимости обновления здания поднимались гораздо раньше. Например, проект реставрации «Татинвестгражданпроект» делал еще в 2009 году. В итоге на ремонтно-строительные работы выделили 46 млн рублей. В смету вошло укрепление потолков, полов, фундамента, ремонт и покраска стен внутри, ремонт фасадов, кровля... «Приходили разные комиссии, проверяли, все ли сделано. Паркет даже попросили открыть, чтобы посмотреть, как сделано основание — по технологии или не по технологии, — рассказывает председатель союзов композиторов РТ и РФ. — Но главное — фундаменты укреплены, кровля сделана, теперь нет опасений за потолки, лаги. Здесь нет современных перекрытий, они деревянные, и во многих местах все это было прогнившее. В здании было опасно находиться. Фундамент не бетонный, а бутовый. После геологоразведки приняли решение укреплять основания — туда можно было как в бездну заливать бетон. И ты не знаешь, сколько его надо, где-то пустоты...»
Лионель: «Подработка, конечно, нужна, но работу найти очень сложно. Закончу учиться и поеду домой»
НЕОБЫЧНЫЕ РАБОЧИЕ: «В РОССИИ ХОРОШО, НО ХОЛОДНО»
Одним из рабочих, прибиравших территорию перед визитом Минниханова, стал чернокожий студент из Камеруна. Как рассказал «БИЗНЕС Online» молодой человек, представившийся Лионелем, в Казани он учится в КГАСУ, а на территории союза композиторов устроился на подработку буквально на пару дней. «Сегодня, наверное, уже все, — рассказал он нашему изданию во вторник. — Подработка, конечно, нужна, но работу найти очень сложно. Закончу учиться и поеду домой».
Лионель неплохо говорит по-русски. Язык учит уже 7 месяцев, а его родным, судя по акценту, является французский (вторым государственным в Камеруне является английский язык, и временами в беседе мы переходили на него). Бакалавриат он окончил в Камеруне, а в Казани ему предстоит пройти двухлетнюю магистратуру. После этого молодого человека ждут стройки Центральной Африки: страна оплачивает учебу и пребывание своего студента в России.
Студент заметил, что в России, конечно, хорошо — только холодно и идет снег. «У нас не бывает снега, только лето и сезон дождей», — говорит он, очищая швы кафельной плитки от пыли и грязи. Да, какой уж снег, если от границ Камеруна до экватора — километров 200, и в самые холодные месяцы тут в среднем 20 градусов. У нас же температура уже плюс 6, и Лионель кутался в куртку и спортивную шапочку, сверкая белыми зубами в улыбке случайному собеседнику.
«Здание находится на первой линии. Без ремонта забора и благоустройства садика весь этот ремонт не будет виден. А сюда приезжают туристы, смотрят...»
ПОДАРОК МИННИХАНОВА «УРОВНЯ BMW»
Растянувшаяся по времени реставрация не была гладким процессом. Выделенных денег оказалось недостаточно. В июле 2016 года выяснилось, что для нормального завершения работ нелишне добавить еще такую же сумму. Как объяснили «БИЗНЕС Online» знакомые с процессом специалисты, причина в том, что постоянно появляются все новые и новые виды работ.
Когда проект делается по «живому» зданию, когда в нем работают люди, то невозможно до конца вскрыть все полости: снять полы, убрать потолки, взломать следы многолетних ремонтов, чтобы обнажить исторические элементы до конца. И потому они появляются в процессе ремонта. А тендер уже прошел, деньги из бюджета выделены, и переиграть смету не получится. И, если первоначально, допустим, в смету было включено благоустройство сада, ремонт кирпичного ограждения с коваными решетками, то на фоне «падающих» потолков это лучше оставить на потом. «Что важнее — сделать текущую крышу, инъектировать трещины, укрепить и гидроизолировать фундамент, провести противоаварийные работы, частично заменить перекрытия или восстановить лепнину и паркет? Вопрос риторический», — заметил эксперт нашего издания.
Поэтому и не удалось до конца отреставрировать лепнину и паркет, двери исторического камерного зала, благоустроить дворик, привести в порядок ограждение. «Требует более тщательного подхода лепнина, — говорит Калимуллин. — Реставрации просит паркет в камерном зале на 100 человек, двери нестандартные, очень высокие, с орнаментом. Они стоят, скажем так, других денег, чем простые стандартные двери. Хотя частично нам установили новые, сделанные по старинным чертежам, с тем же узором. Я думаю, что теперь, если будут реставрационные работы, то денег нужно будет меньше. Здание находится на первой линии. Без ремонта забора и благоустройства садика весь этот ремонт не будет виден. А сюда приезжают туристы, смотрят...»
«Реставрации требует паркет в камерном зале на 100 человек, двери нестандартные, очень высокие, с орнаментом»
В союзе рассчитывают, что благоустройство и реставрацию зала выделят во второй этап реконструкции. А будет он в 2018 году или нет, станет известно после посещения здания президентом. К слову, вещи союза, вывезенные в 2015 году на время в здание союза писателей РТ по адресу ул. Муштари, 14, уже вернули домой. Не привезли обратно только рояль Petrof, который союз подарил музею Тукая в Кырлае. На смену ему в зале союза уже стоит новенький рояль немецкой фирмы Bechstein с чешского завода компании. Это подарок Рустама Минниханова, привезенный около месяца тому назад. «В мире существуют два очень известных завода — это Steinway и Bechstein, — объяснил ценность подарка Калимуллин. — Если первый как Mercedes идет, то второй — как BMW. Примерно вот такого уровня...»
В союзе уже пишут программу концертов. В планах — запись в камерном зале музыки композиторов Татарстана (ушедших, ныне здравствующих и молодых). «Я думаю, что наше здание будет наполнено жизнью, — рассказывает о планах глава союза. — Выступления, разные программы — для молодежи, для взрослых, пенсионеров. Концерты, естественно, бесплатные». В здании союза базируется отделение всероссийской организации молодых композиторов «МолОт» — для них уже выделили отдельное помещение. «У нас базируется композиторский ансамбль — единичное в России явление, — говорит Калимуллин. — Я с этой идеей ходил более 10 лет, но вот теперь уже несколько лет у нас такой коллектив есть. Они не просто композиторы, каждый достойно владеет каким-то инструментом».
Усадьба в своем нынешнем виде построена в 1906 году по проекту архитектора Казанской земской управы Фердинанда Юлиуса Адольфа Фридриховича Амлонга
КУПЕЧЕСКИЙ ОСОБНЯК, УЧИЛИЩЕ БАРАТЫНСКОГО И КОММУНАЛКА: ПРОШЛОЕ ДОМА КОМПОЗИТОРОВ
Напомним, что красивое здание на Лобачевского с небольшим садом и оградой — памятник архитектуры регионального значения и образец буржуазного дома начала XX века, в котором отражены особенности развития модерна в Казани. Усадьба в своем нынешнем виде построена в 1906 году по проекту архитектора Казанской земской управы Фердинанда Юлиуса Адольфа Фридриховича Амлонга. Помимо главного дома, рядом сохранился флигель.
Особняк Стахеевых – Подруевых (было в Казани такое товарищество «И. Стахеев и Ко», совладельцами которых являлись семья купцов Стахеевых, а также Мария Ивановна Подруева — прим. ред.) состоит из двух- и трехэтажных объемов. В отделке фасадов использованы рустовка пилястр, альковы при входе со скульптурными заполнениями, ниши, плоские замковые украшения, кованые ажурные дополнения ограды палисадника с каменными столбами. Внутри — паркет, деревянные лестницы, лепнина, камины, ковка, высокие деревянные двери, украшенные резьбой.
После революции здесь держали арестованных губернской ЧК казанцев, затем была коммуналка. В результате утрачены изразцовые печи, паркет красного дерева. Сохранился лишь камин на втором этаже
После революции здесь было место содержания арестованных губернской ЧК казанцев. В числе арестованных был, к примеру, приговоренный к расстрелу предводитель дворянства, земский деятель и литератор Александр Баратынский. Затем тут была коммуналка. В результате утрачены изразцовые печи, паркет красного дерева. Сохранился лишь камин на втором этаже, рядом с нынешним актовым залом союза композиторов.
,
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.