Суд отказал следствию в заключении Олега Анисимова под стражу, однако следственный комитет возбудил в отношении него новое дело и задержал вновь

КАК ОЛЕГ АНИСИМОВ ПОВТОРИЛ СУДЬБУ КОЛЛЕГИ — ГЛАВЫ НИЖНИХ ВЯЗОВЫХ 

Очередную ночь в изоляторе временного содержания провел сегодня руководитель «Департамента ЖКХ Зеленодольска» Олег Анисимов, повторив незавидный опыт взаимодействия со следствием своего коллеги, замглавы Зеленодольского района Фоата Шамсиева. Главу поселка Нижние Вязовые также повторно задержали после благосклонного решения суда. И так же, как и старшего коллегу, Зеленодольский городской суд отправил Анисимова под домашний арест, а затем чиновник был доставлен в районный отдел следственного комитета. Руководитель следственной группы, следователь по особо важным делам Зеленодольска Лилия Габидуллина, оповестила чиновника о том, что он подозревается в новом преступлении. Как и писал ранее «БИЗНЕС Online», оперативники ОБЭП и следком считают, что в 2010–2011 годы Анисимов незаконно потратил на содержание собственного автомобиля Lexus 255 тыс. рублей, — по мнению следствия, из средств бюджетной организации.

«По версии следствия, в 2010 году Анисимов по предварительному сговору с неустановленными лицами в отсутствие производственной необходимости заключил договор аренды автомобиля Lexus между возглавляемым им департаментом и собой с ежемесячной оплатой в размере 1200 рублей и содержанием автомобиля за счет средств организации, — написано в пресс-релизе СУ СК по РТ, который был опубликован через несколько минут после постановления суда. — При этом транспортное средство использовалось Анисимовым исключительно в личных целях, а для осуществления деятельности департамента в оперативном управлении имелись другие автомобили».

Таким образом, для Анисимова это уголовное дело по признакам ч. 3 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное с использованием служебного положения») стало третьим за четыре дня. Напомним, информация о том, что в отношении чиновника проводятся следственные действия, появилась в пятницу вечером. Как стало известно «БИЗНЕС Online», следственный комитет возбудил в отношении чиновника уголовное дело по двум эпизодам ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное в особо крупном размере с использованием служебного положения»). По официальной версии СУ СК по РТ, Анисимов получал незаконный доход от сдачи в аренду помещений в Зеленодольске, которые принадлежали МБУ «Департамент ЖКХ». Таким образом, сумма незаконного дохода составила порядка 2,8 млн рублей.

Оперативники Зеленодольского района отдела экономбезопасности и противодействия коррупции МВД по РТ провели в последний рабочий день минувшей недели ряд обысков, после которых Анисимов и был задержан поздним вечером, в районе 23:00. Уже на следующий день следствие обратилось в суд, однако не с ходатайством об избрании в отношении чиновника меры пресечения, а с заявлением о продлении срока задержания на 72 часа, то есть до 15:00 вторника. Позиция Анисимова оставалась до сегодняшнего дня неизвестной.

Интересно, что по данным источников «БИЗНЕС Online», близким к правоохранительным органам, все три уголовных дела имеют явный должностной характер и изначально они должны были быть предъявлены в качестве 285-й и 286-й статей УК РФ («Злоупотребление» и «Превышение должностных полномочий» соответственно). Однако срок давности у предполагаемых преступлений истек, так что следствию пришлось переквалифицировать эпизоды в мошенничество. Что, к слову, является более тяжким преступлением.

Главу поселка Нижние Вязовые также повторно задержали после благосклонного решения суда Главу поселка Нижние Вязовые также повторно задержали после благосклонного решения суда /

«УЧАСТНИКИ ГРУППЫ, КОТОРЫЕ БЫЛИ В СГОВОРЕ С АНИСИМОВЫМ, НЕ УСТАНОВЛЕНЫ, ОН МОЖЕТ СКРЫТЬСЯ»

Само заседание об избрании меры пресечения началось с небольшим опозданием. За несколько минут до назначенных часов к залу, в котором заседает судья Раушания Ерулаева подошли руководитель образованной в Зеленодольске следственной группы Габидуллина и прокурор Дмитрий Темников. Интересно, что избрать меру пресечения было доверенно судье по гражданским делам (интересно, что в связи с этим Анисимову повезло не оказаться в клетке камеры суда). Выбор объясняется странным обоснованием: дескать, именно Ерулаева была дежурным судьей в субботу во время продления срока задержания. Впрочем, несмотря на несвойственный себе профиль, судья рассмотрела ходатайство безукоризненно: Ерулаева внимательно оценивала каждый документ, который приобщали к делу адвокат и следователь, и дала время на ознакомление с материалами подозреваемому.

Сам Анисимов прибыл в здание суда с небольшим опозданием. На нем была одна пара наручников, вторая стальной хваткой связывала его с сотрудником полиции. Все заседание он провел в синей осенней куртке, застегнутой едва ли не до самого горла. Когда журналистов пропустили в зал, ходатайство следствия уже было зачитано. Как стало известно уже в ходе судебного заседания, в нем была повторена фабула уголовного дела, которое было возбуждено 22 сентября.

«Ходатайство поддерживаю, — сказала Габидуллина. — Причастность Анисимова к совершению вышеуказанных преступлений подтверждается актами проверки финансовой и хозяйственной деятельности „Департамента ЖКХ города Зеленодольск“ за 2010–2011 годы, почерковедческим исследованием, пояснениями должностных лиц исполнительного комитета». Следователь попросила суд обратить внимание на то, что Анисимов подозревается в совершении тяжкого преступления и, находясь на свободе, может помешать следственным действиям.

«Иные участники преступной группы, которые были в сговоре с Анисомовым, в настоящее время не установлены. У следствия имеются основания полагать, [что] Анисимов, находясь на свободе, может скрыться, продолжить заниматься преступной деятельностью, — перечисляла стандартные аргументы следствия Габидуллина, добавляя про возможность сокрытия и уничтожения доказательств. — Так, на первоначальном этапе предварительного следствия сотрудники департамента оказали противодействие и не позволили провести обыски в учреждении, в связи с чем возникла необходимость об избрании в отношении Анисимова меры пресечения в виде заключения под стражу». Следствие посчитало необходимым отправить руководителя департамента ЖКХ в СИЗО до 22 ноября. Прокурор Темников поддержал ходатайство в полном объеме.


«У МЕНЯ ЕСТЬ РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА. НЕТ СОМНЕНИЙ, ЧТО МЫ РАЗБЕРЕМСЯ В ИСТИНЕ»

Анисимов на суде выглядел довольно собранно, хотя со стороны казалось, что опытный чиновник слегка абстрагировался от происходящего: его взгляд на протяжении всего процесса сводился в одну точку. Впрочем, когда суд предоставил ему слово, он внезапно оживился. «Ваша честь, 22 числа в 19:25 мне позвонила дочка на телефон: у нас в квартире ведутся следственные мероприятия. Я немедленно туда прибыл, представил все свои документы, денежные средства, оружие, которое у меня хранилось на законном основании. Никакого отношения к „невозможности [правоохранительных органов] попасть в департамент ЖКХ“ я не имею», — начал свое выступление чиновник.

Анисимов напомним, что руководит городской отраслью ЖКХ с 2010 года, и за это время, по его словам, «никаких сомнительных поступков не осуществлял». «Более того, данный отрезок моей работы достаточно предметно изучал и контролировал надзорный орган. И у меня есть решение Арбитражного суда. У меня нет сомнений, что мы разберемся в истине. Прошу не ограничивать меня в свободе. Готов являться по первому требованию следственных органов. Считаю, что буду полезен обществу», — добавил Анисимов, отмечая, что воспитывает троих детей.

Затем слово было предоставлено адвокату Анисимова Ольге Азгамовой. Защитница пошагово и достаточно подробно высказала свою позицию как по уголовному делу в целом, так и по избранию меры пресечения в частности. Адвокат отметила, что до задержания Анисимова не вызывали даже для дачи пояснений. Кроме того, во время задержания он не оказывал сопротивления. Адвокат, как и ее клиент до этого, отрицает причастность своего доверителя к воспрепятствованию обыскам в департаменте — дескать, когда туда пришли оперативники, здание уже было закрыто и «поставлено» на сигнализацию.

Также Азгамова объяснила суду свое видение эпизодов уголовного дела. В первом эпизоде — связанном с арендой здания на улице Засорина, 18, которое принадлежит департаменту, — защитница упирает на якобы неверную квалификацию действий ее клиента, а именно — отсутствие признаков мошенничества. Якобы по договору аренды департамент получил 2 млн 666 тыс. рублей, которые, уверено следствие, Анисимов присвоил. «Даже если бы здесь было мошенничество, не учтено, что в состав аренды входили расходы на содержание этого здания: коммунальные платежи, охрана, уборка. Фактически сумма была бы в разы меньше, и квалификация изменилась. Это в случае, если действительно был факт мошенничества. В данном случае его нет», – сказала адвокат.

По словам Азгамовой, ранее сотрудники департамента действительно находились в здании на Засорина. Однако решение о переезде из него решалось на уровне исполкома. «Это их решение, а не Анисимова», — отметила адвокат, заметив, что перед решением о переезде была просчитана экономическая целесообразность такого действия. «Здание, в котором ранее находилась организация [Засорина, 18], было непригодным для нахождения сотрудников. Согласно заключению испытательной лаборатории, допустимые нормы вредных веществ превышались в несколько раз. Помещение требовало ремонта, затраты на которые бы составили более 4 миллионов. Не подведены необходимые коммуникации для обеспечения интернета», — объяснила адвокат, добавив, что кроме всего прочего переезд был в интересах жителей города, которым вместо посещений ряда организаций по разным адресам надо было зайти лишь в одну точку.

Ответила Азгамова и на тот момент еще не приобщенный эпизод с личным автомобилем Анисимова: якобы реальные затраты на его содержание — водителя, ремонт — были бы куда выше. 

Суд выслушал защитника и огласил материалы дела, в числе которых, например, оказались кроме постановлений о возбуждении уголовных дел показания двух свидетелей — неких Зиновьевой и Мельникова, а также объяснения аудитора Счетной палаты по Зеленодольску Черновой. Кроме того, стало известно, что решение о создании в районе следственной группы принимал лично Владимир Циома, заместитель руководителя СУ СК по РТ, в прошлом — прокурор Зеленодольска. Затем был объявлен перерыв.

Журналистов попросили покинуть зал заседаний, в коридоре между тем собралась «группа поддержки» Анисимова: его супруга, коллеги и друзья. «Поддержать непосредственного руководителя, — ответил директор подрядной организации ООО „Респект“ Глеб Полковников на вопрос корреспондента нашего издания о причинах своего появления в коридорах суда. — Я считаю, что этот человек не просто должен, он обязан быть на своем рабочем месте. Каждый день. Потому что этот человек много решает, много работает, много сделал и еще много сделает».

Впрочем, по словам подрядчика, абсолютной неожиданностью возбуждение уголовного дела не стало. «Жилищная структура постоянно на проверках, самый контролируемый орган», — добавил Полковников.


«ПОДОБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО МОЖЕТ ТОЛЬКО ПОВЫСИТЬ ДОВЕРИЕ»

Через 25–30 минут судья Ерулаева вернулась в зал и вынесла постановление: в удовлетворении ходатайства следствия отказать, но отправить Анисимова под домашний арест. Через несколько минут в сопровождении сотрудника полиции вышел из зала суда и сам подозреваемый, дожидаясь копии постановления. Так как поговорить напрямую с ним не представлялось возможным (мера пресечения исключает возможность общения с третьими лицами), корреспонденту «БИЗНЕС Online» пришлось довольствоваться разговором с Анисимовым через адвоката, который переадресовывал вопросы подзащитному.

Как ваше самочувствие? Я так понимаю, вы провели несколько дней в СИЗО, это определенный стресс?

– Самочувствие прекрасное. Везде работают люди, профессионалы своего дела, которые с душой к нему относятся. И, мне кажется, в этом смысле стоит отметить наш изолятор временного содержания, где — все в этом признаются — прекрасное питание, прекрасное отношение людей, которые там работают, они заслуживают уважения. Это главное. Было время выспаться, поэтому я полон энергии, ожидания хорошего будущего и уверен, что прозрачное рассмотрение моего вопроса даст возможность мне, как и ранее, жить в Зеленодольске с высоко поднятой головой, честно смотреть людям в глаза, чтобы мои дети не стеснялись нашей фамилии. И я вам всем благодарен, что приехали.

Когда вы узнали, что дело возбуждено по материалам, по которым уже проводилась проверка, что вы испытали? Какие доводы приводили следствию?

– Поскольку мы очень часто подвергаемся проверкам, назвать шоком это было бы неправильно. К сожалению, работники жилищно-коммунальной сферы сегодня в призме особого внимания как со стороны жителей, так и со стороны надзорных органов. Действительно, этот вопрос очень много обсуждался. Странно другое — очевидный результат. Мне за этот положительный результат не стыдно, моему коллективу не стыдно. Этот результат дает и силы, и желание отстаивать, что решение было правильным. Вот хуже было бы, если бы решение не было принято, и мы до сих пор находились бы в старых кабинетах, люди травились бы канцерогенными веществами, не было бы уважения к собственной профессии. Потому что в тех условиях, которые представлены, нужно просто побывать, посмотреть, увидеть, как себя чувствует человек, который постоянно приходит в эти условия.

Эти аспекты подтверждают правильность принятого решения и результат. Мы год от года видим снижение активности жалоб от населения. Оно подтверждается цифрами в части обращений граждан, а эти цифры были зачитаны на сессиях районного, городского совета, деловых понедельниках. То есть это регулярный индикатор, который позволяет нам понимать, что мы идем в правильном направлении. А проверять нас необходимо, мы не возражаем. Хотелось бы, чтобы это было прозрачно.

Ваше уголовное дело и дело в отношении коллеги Фоата Шамсиева связаны? И там и там чиновники одного и того же района, оба не признают свою вину и говорят, что действовали в рамках закона. 

– Нет, конечно, не считаю [что эти дела связаны]. Еще раз повторюсь, для нас важно, чтобы мы имели доверие. Вот это доверие, и данный процесс мы должны использовать и видеть в нем укрепление доверия со стороны населения. Чем больше нас будут проверять, тем больше эти доводы подтверждаются, соответственно, выше будет доверие. Те же самые платежные дисциплины, которые у нас зачастую хромают, сбор ЖКУ... в том числе из-за недоверия к счетам, мы об этом говорили, формированию счетов, и отчасти к тем людям, которые к этому причастны. Поэтому я думаю, что этот процесс будет не только для меня иметь судьбоносное значение, но и для всей отрасли ЖКХ.

Удовлетворены ли вы мерой пресечения? Будете ли ее дальше обжаловать?

– Я считаю, что любое решение суда правильно и необсуждаемо. Оно необходимо в тот момент времени, когда принято. Если сегодня суд позволил мне прийти домой, я считаю, что это хорошо. Пожелает, что меня нужно изолировать, — к этому я тоже готов.

P.S. Однако добраться до дома Анисимову так и не удалось: как сообщили источники «БИЗНЕС Online», чиновник из зала суда был доставлен в следственный комитет и повторно задержан.