Выпускники вузов шарахаются от работы как черт от ладана. Об этой проблеме в который уже раз говорили вчера на круглом столе в КНИТУ-КХТИ. По всей видимости, это был первый публичный диспут Сергея Юшко в качестве главы университета. Он попытался опровергнуть некоторые «упаднические» тезисы... Но в целом осталось непонятным, для чего и для кого был проведен этот круглый стол. Речи выступавших произвели тягостное впечатление на корреспондента «БИЗНЕС Online».
Рафинат Яруллин и Сергей Юшко
В ПРИНЦИПЕ НЕ ХОЧЕТ ИДТИ НА ЗАВОД...
Круглый стол в КНИТУ-КХТИ продолжил накануне серию нефтехимических мероприятий, которые идут в Казани уже неделю. На этот раз эксперты обсудили подготовку молодых специалистов. Разговору должен был способствовать антураж старого здания на ул. Карла Маркса: массивные лестницы, высокие потолки, золоченые люстры, портреты знаменитых ученых... Жаль, что этой атмосферой не смогли проникнуться два потенциально самых сильно заинтересованных в теме лица: министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов и министр образования и науки РТ Энегль Фаттахов хотя и были заявлены, но так и не появились — с трибуны вещали их замы.
Замминистра промышленности Алмаз Хусаинов начал с того, что проблема квалифицированных кадров остается актуальной: потребность — 155 тыс. человек, 55 тыс. из них — с высшим образованием. Особо дефицит чувствуется в нефтегазовом деле, химии и робототехнике. По информации Хусаинова, минпромторг РФ провел исследование и выяснил, что лишь 40% предприятий РТ участвуют в программах дуального (сочетание теории и производственной деятельности) обучения. При этом более 70% предприятий отметили, что молодежь необходимо серьезно доучивать, поскольку, во-первых, обучают ее по устаревшим программам, и, во-вторых, она в принципе не хочет идти на завод. Хозяин мероприятия — и. о. ректора КНИТУ-КХТИ Сергей Юшко — попытался оспорить этот тезис: «С прошлого года мы видим очень большой запрос на инженерные кадры, мы видим большое желание детишек, поступающих в наш вуз, пойти именно на инженерное образование». Прозвучало не особо убедительно.
Генеральный директор «Татнефтехиминвест-холдинга» и профессор кафедры технологии синтетического каучука КНИТУ Рафинат Яруллин, видимо, решил напомнить, как все было раньше, поэтому его рассказ о строящихся в Татарстане нефтехимических объектах был разбавлен воспоминаниями. Вообще доклад изрядно напоминал его выступление в понедельник на форуме «Нефтепереработка и нефтегазохимия Татарстана» и строки о «полыхающем» Альметьевске никуда не делись. «Появилось ценное сырье, понадобились специалисты, и КХТИ готовил кадры для этого дела (Рафинат Саматович окончил институт в 1970 году — прим. ред.), я попал на „Нижнекамскнефтехим“ и проработал там 25 лет... Подготовка кадров в Казанском технологическом университете замечательная», — защищал родной вуз Яруллин. Но при этом он признал, что, встречаясь с иностранными коллегами, понимает, что Россия отстала по «определенным технологиям».
КХТИ В РОССИИ — НА 20-М МЕСТЕ
Далее все отметили положительную динамику в сфере развития интереса к инженерным профессиям. Экс-замминистра образования РФ, руководитель экспертно-аналитического центра национального фонда подготовки кадров Василий Жураковский заметил, что инженерное направление впервые стало преимущественным в работе минобраза. В подтверждение своих слов он сообщил, что из 4 млн студентов России 1 млн обучается на инженерных специальностях: 25% — сама по себе неплохая тенденция, порадовался он. Правда, Жураковский отметил мощную дифференциацию профильных вузов на лидеров и периферию. Достаточно сказать, что средний показатель ЕГЭ варьируется от 50 до 80 баллов, поэтому отличается и ресурсная поддержка вузов. И этот разрыв растет.
Эксперт презентовал рейтинг 62 инженерно-технических университетов, которое ранжировались по критериям развития образовательной, научно-исследовательской и международной деятельности. На 1-м месте — Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», далее — Томский политехнический университет и Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. КНИТУ оказался на 20-м месте с отстающими показателями по международной и научной деятельности. А КНИТУ-КАИ — на 26-м, с еще более низкими показателями сотрудничества с зарубежными коллегами, что странно, учитывая громко рекламируемый Германо-российский институт новых технологий.
Дали слово и представителям предприятий. Но, помимо общих слов о том, как они борются за молодежь и вкладывают в ее обучение миллионы рублей, ничего более сказано не было. Только в беседе с «БИЗНЕС Online» замгендиректора ПАО «Татнефть» Рустам Мухамадеев заметил, что предприятие крайне недовольно заочниками: «Анализ сделали и пришли к выводу, что самые слабые студенты — это заочники. Результат — даже АГНИ почти в два раза сократил количество заочников. Особый упор делаем и на Казань: направляем туда с помощью целевого обучения и других способов детей наших работников. Это наибольшая вероятность того, что они вернутся». Вернуться-то, может, и вернутся, только в памяти сразу всплывает разгром практики целевого набора, который учинил недавно на одном из совещаний с участием президента РТ ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов, потому что многих этих студентов «инженерии обучить невозможно» — из-за низкого уровня знаний, но принять их вуз все равно обязан.
Юшко, общаясь с корреспондентом «БИЗНЕС Online», уверял, что статистика по трудоустраиваемости у выпускников КНИТУ высокая (более 90%), однако то, насколько быстро они находят работу, ни по одним цифрам проследить невозможно.
В целом от круглого стола осталось странное впечатление, будто корреспондент нашего издания попала на сеанс медитации шаманов, заученными когда-то мантрами выпрашивающими себе благодать. Механизм же реализации желаемого так и остался в тумане.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 87
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.