«РАЗВЕ МОГУТ В КАЗАНСКОМ «КУЛЬКЕ» НАУЧИТЬ СНИМАТЬ КИНО?»

Сегодня многие российские специалисты подтверждают, что татарстанский кинематограф превращается в мощное культурное явление: наряду с Якутией и Башкортостаном мы входим в число лидеров по развитию национального кино. Постепенно даже широкий зритель в республике начинает это признавать. Например, все билеты на премьеру фильма «Айсылу» в «Тандеме» были раскуплены задолго до сеанса — по словам менеджера сети «Киномакс», таких предпродаж у них не было даже на премьерах голливудских блокбастеров. Очевидно, что подобный успех связан с приходом нового, молодого поколения кинематографистов, которое начало снимать игровые фильмы и показывать их в кинотеатрах и по телевидению.

Откуда взялось это поколение? Многие наши деятели утверждают, что оно, дескать, выросло само по себе: случилась техническая революция, интернет — и вот сами собой вдруг возникли десятки самородков. Однако это неправда. Хотя самородки в Татарстане действительно есть, подавляющее большинство успешных киноавторов — это выпускники факультета кинематографии и телевидения КазГИК, которые прошли обучение по очень серьезной программе.

Это легко увидеть в динамике: в 2008 году в Казани был сделан первый набор по специальности «кинорежиссура». До этого момента о молодом поколении кинематографистов в столице РТ слыхом не слыхивали; поговаривали даже, что оно вообще не возникнет, пока мы не начнем массово отправлять абитуриентов во ВГИК. Над первым набором в Казанском университете культуры и искусств наши деятели кино высокомерно посмеялись: разве могут в казанском «кульке» научить снимать кино?


Однако уже через год работы студентов КазГИК стали участвовать и побеждать на международных кинофестивалях: МКФ в Стамбуле, МКФ в Дели, «Флаэртиана», «Сталкер», «Святая Анна», «Соль земли», «Лучезарный ангел», «Арт-кино» и многие другие. В 2013 году именно в КазГИК снималась «Заступница» — первый татарстанский фильм с российскими звездами первой величины: в институт приехали Дмитрий Дюжев, Николай Бурляев, Ирина Купченко, Ольга Будина. Рекорд этого фильма по количеству российских звезд и съемочных смен с их участием до сих пор не побит, ведь они снимались не в коротких эпизодах, но держали на себе весь фильм.

Киномастерская в Калининграде с губернатором Антоном Алихановым «Результаты киномастерской очень высоко оценил врио губернатора Калининградской области Антон Алиханов, который лично пришел на премьеру фильма»

ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ

Нынешний 2017 год стал очень показательным: подавляющее большинство громких проектов было сделано именно выпускниками КазГИК, которые давно знают друг друга и участвуют в совместных проектах. Создатель «Неотосланных писем» Рустам Рашитов, режиссер «Айсылу» Солтан Сунгатуллин, автор «Пустоты» Павел Москвин, режиссер фильмов «Гастарбайтер», «Не верю» и «Представь» Ильшат Рахимбай, режиссер «Халимы» и «Муллы» Амир Галиаскаров, оператор-постановщик «Байгала» Юрий Данилов, почти вся съемочная группа фильмов «Семейные хлопоты» и «Водяная» — все они и многие другие прошли обучение на факультете кинематографии и телевидения КазГИК. Четверокурсник Руслан Косенко вообще поставил рекорд: в течение года он отработал оператором и художником по свету на четырех полнометражных фильмах!  В этом году в конкурсной программе фестиваля мусульманского кино участвуют в разных номинациях сразу 7 проектов, снятых выпускниками института. Да что там говорить: даже в съемках нашумевшей «Матильды» Алексея Учителя приняли участие 10 наших учеников!


К сожалению, нет пророка в своем отечестве — и некоторые кинематографисты старшего поколения до сих пор относятся к институту культуры скептически. Однако на российском уровне отношение к нему совсем другое. КазГИК официально вошел в тройку лучших вузов в сфере кинообразования России — наряду с московским ВГИК и питерским СПбГУКиТ. Сегодня иностранные студенты, которые хотят учиться снимать кино в нашей стране, получают целевые направления именно в эти три вуза. Разумеется, для большинства абитуриентов московский ВГИК является приоритетным выбором, однако мы все чаще становимся альтернативой номер два, опережая даже Санкт-Петербург. В этом году, например, в мастерскую кинорежиссуры КазГИК поступили сразу несколько иностранцев, в частности из Вьетнама и Никарагуа. Напомню, кстати, что министерство культуры РФ признало Казанский институт культуры лучшим региональным творческим вузом страны.


Но самое главное, что татарстанская система кинообразования получила признание лидеров киноиндустрии. Ассоциация продюсеров кино и телевидения во главе со знаменитым Сергеем Сельяновым выбрала казанскую модель в качестве образца для внедрения в других регионах Российской Федерации. Об этом было объявлено на экономическом форуме в Сочи, а уже в июле 2017 года состоялся первый пилотный проект в Калининградской области, на базе молодежного форума «Балтийский Артек». В лагере на берегу Балтийского моря была создана киномастерская, где молодые кинематографисты прослушали курс мастер-классов, практических занятий и приняли участие в съемках фильма. Главную роль в нем, кстати, сыграл известный актер, звезда фильма «Прогулка» все того же Учителя Павел Баршак. Я был приглашен руководителем этой мастерской. Теперь учащиеся, прошедшие этот интенсивный курс, смогут принять участие в съемке высокобюджетного полнометражного фильма «Танцующий лес». Результаты киномастерской очень высоко оценил врио губернатора Калининградской области Антон Алиханов, который лично пришел на премьеру фильма и обещал выделить помещение на создание кинобазы и киномастерской.

Теперь ассоциация продюсеров кино и телевидения планирует распространить этот успешный опыт на другие регионы России. Уже на следующей неделе, с 8 по 15 сентября, такая мастерская стартует в Ульяновской области при поддержке губернатора Сергея Морозова. На этот раз из Татарстана к соседям отправится целая группа преподавателей. А всего за ближайшее время мастерские по казанской методике планируется открыть в 7 субъектах Российской Федерации. Насколько я знаю, следующий на очереди — Ростов.

Секрет успеха казанской киношколы заключается в инновационной учебной программе, специально адаптированной для внедрения в регионах. Это действительно уникальная разработка, в основе которой лежат программы киношколы Нью-Йоркского университета, Университета Южной Калифорнии, а также элементы, позаимствованные из программы мастерских Марины Разбежкиной и Александра Митты. Но о том, как работает эта программа, я подробнее расскажу в следующей статье.

Алексей Барыкин