В подробном отчете Алексея Навального о жизни, увлечениях и имуществе сына Дмитрия Пескова Николая сделан особенный акцент на его «110-метровой квартире в центре Москвы на Большой Дорогомиловской». Может показаться, что пресс-секретарь президента купил сыну четырехкомнатную квартиру стоимостью «миллионов 25–30», но это не так. Николаю Чоулзу она досталась бесплатно — он просто приватизировал бабушкин соцнайм, в котором был прописан. И за этим «активом» стоит драма.
Квартира маршала Буденного досталась Николаю Чоулзу отнюдь не от его знаменитого папы Дмитрия Пескова (на фото)
ВНУЧКА БУДЕННОГО
Историю Николая Чоулза нужно было бы начать не со слов про «золотого ребенка», а известным замечанием о том, что все несчастливые семьи несчастны по-своему. Год назад эту историю рассказал журналист ЦУРа Сергей Канев в The Insider, а мы решили напомнить и дополнить.
Отец Николая Дмитрий Песков и мать Анастасия Буденная (внучка маршала Семена Буденного) развелись в 1994 году, когда их сыну было четыре. Когда ему исполнилось девять, мать вышла замуж за английского бизнесмена, дала сыну его фамилию и уехала с ним в небольшой город Кроли на юго-востоке Англии. Новый брак тоже длился недолго. Анастасия развелась и опять вышла замуж — за другого англичанина, Кристофера Дрейка, жившего в том же городе. Отношения с ним тоже испортились, и в 2010 году она уехала в Турцию к отцу. К этому времени, кроме Николая, у Анастасии родились еще пятеро детей. Пробыв какое-то время вместе с младшими в Турции и вернувшись в Кроули, Анастасия была вынуждена поселиться у соседей: муж не пустил ее домой.
Разрешением конфликта со вторым английским мужем, Кристофером Джейком, занимались уже муниципальные власти. Сергей Канев нашел переписку Анастасии с чиновником из отдела жилищной политики и планирования городского Совета Кроли Сэмом Уджукву от сентября 2011-го, которую она выложила у себя в Facebook. Анастасия просила муниципальных чиновников предоставить ей жилье и жаловалась, что Кристофер Дрейк бил ее и «неоднократно выкидывал вещи из дома». Английский чиновник, связавшись со второй стороной семейной драмы, обвинил саму Анастасию в скандалах: «вы хватали и щипали его, и если он вас отталкивал, вы лгали в полиции, что он вас ударил. Вы царапали его лицо и тело». Кристофер Дрейк представил «фотодоказательства повреждений на теле», сообщил чиновник. Многодетной матери предложили поселиться в социальном жилье для беженцев, но она отказалась.
Сам Николай рассказывал, что не общался с матерью со своих шестнадцати лет — c 2006-го. К девятнадцати годам он уже дважды попадал в английский суд — один раз отобрал телефон у девушки, но отделался условным наказанием. Во второй раз он был задержан за такое же преступление и в феврале 2010 года приговорен к пятнадцати месяцам заключения с возможностью быть освобожденным после отбытия половины срока.
Диалог грабителей (Николай действовал с двумя товарищами) с жертвой показателен. Потерпевшему предлагали откупиться бургером (протокол судебного заседания заказал и выложил Фонд борьбы с коррупцией Навального). Жертвой стал молодой парень Джейк Пейдж. «У тебя есть деньги?» — спросил Чоулз молодого человека на улице и пообещал ударить в лицо, говорится в судебных материалах. Его подельник, Джавад Хуссейн (парень азиатской наружности, как говорили свидетели в суде), выступил с конкретным предложением: «Что лучше — если ты купишь мне бургер или я отберу у тебя телефон?». Денег молодой парень налетчикам не отдал и бургер ни сыну пресс-секретаря президента России, ни его товарищу Джаваду покупать не стал, за что лишился телефона.
Отсидев несколько месяцев в английской тюрьме для малолетних преступников, Николай в конце 2010 года вернулся в Россию. Занятия конным спортом, светские тусовки в компании сводной сестры Елизаветы, внимание знаменитого отца и всплывшая в июле в неофициальном паблике «ВКонтакте» Илона Маска Tesla с Дмитрием Песковым за рулем — все это было впереди. Вернувшись, Николай поселился у бабушки Инессы Буденной — в той самой четырехкомнатной квартире на Большой Дорогомиловской, где он жил до отъезда в Англию в 1999 году.
Во времена СССР квартиры в этом доме давали партийной и советской номенклатуре, а также профессуре из кремлевской больницы. Бабушка квартиру так и не приватизировала, живя в ней по договору социального найма. Видимо, внук убедил ее в необходимости оформления прав собственности. Для этого понадобилось что-то решить еще с одним прописанным жильцом — Анастасией Буденной, и Инесса Буденная подала иск в суд.
В суде истец рассказала, что ее дочери квартира не нужна — она уехала из России в 1999 году, живет с мужем и тремя детьми в Англии и даже не поменяла советский паспорт на российский (в суд предоставили выписку из домовой книги), зато в Англии у нее британское гражданство (из посольства заказали подтверждающую выписку). А свидетель — подруга Инессы Буденной — заявила, что за все эти годы Анастасия своей матери ни разу не звонила. Николай, привлеченный в качестве третьего лица, тоже выступил в заседании — как раз там он и рассказал, что не поддерживает отношения с матерью с 16 лет.
Видимо, родственники действительно давно не общались и именно поэтому не знали точное число других детей, которых к тому времени было уже пятеро, и утверждали в суде, что Анастасия «не хочет возвращаться в Россию», «живет в доме мужа» — когда в то же самое время она жила у соседей и пыталась выбить жилье из английских властей. В итоге Дорогомиловский районный суд 29 сентября 2011 года удовлетворил иск и выписал Анастасию из квартиры. А в 2012 году она умерла.
Осенью 2011 года Чоулз пошел служить в ракетные войска и участвовал в параде Победы на Красной площади, а когда вернулся из армии, продолжил жить с бабушкой. Судя по всему, обоим приходилось непросто — в январе 2014-го она написала заявление, что внук ударил ее по голове, и даже было уголовное дело по статье «Побои», которое, впрочем, скоро закрыли. «Бабушка больна, у нее огромные проблемы были с алкоголем, заявление написала ради внимания, — объяснил сам Николай Сергею Каневу тот случай. — После смерти мамы ей было тяжело. <...> Я свою бабушку вылечил и стараюсь ей помогать».
В конце 2014 года Николай приватизировал бабушкину квартиру на Большой Дорогомиловской — что подтверждается выложенной Навальным выпиской из Росреестра, где предыдущим собственником указан город Москва, а основанием для перехода права собственности — договор передачи в собственность (приватизации) жилья.
Редакция центра управления расследованиями, 22.08.2017
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 46
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.