Фокус главного в году казанского педсовета был сосредоточен на том, как не «остаться во вчера». Ответственными за этот риск назначены федеральные образовательные стандарты, не поспевающими за временем. Казань, как всегда, готова взять на себя инициативу и подтолкнуть эту неповоротливую, по словам Ильсура Метшина, машину. Каких учителей не хватает Казани, как мэр заставил директоров школ отчитываться перед родителями и куда «утекают» казанские стобалльники — в материале «БИЗНЕС Online».
На базе международного информационного центра все директора казанских школ, детских садов, а также ректоры вузов собрались вчера на очередную городскую августовскую конференцию работников образования
«ХОТЯТ ВОПЛОТИТЬ ИДЕЮ, НЕ ВКЛАДЫВАЯСЬ В НЕЕ, — ВОТ В ЧЕМ БЕДА НАШЕГО ГОСУДАРСТВА!»
На базе международного информационного центра все директора казанских школ, детских садов, а также ректоры вузов собрались вчера на очередную городскую августовскую конференцию работников образования. Неделю назад в Муслюмово прошло аналогичное совещание на республиканском уровне с участием президента РТ Рустама Минниханова. Казанский педсовет против ожиданий не стал калькой с республиканского, хотя в кулуарах перед началом тоже говорили об «утекающих» мозгах.
«Высокие баллы не обеспечивают поступление на бюджет, а коммерческое направление у нас дорогое. Поэтому и уезжают! Вот все спрашивают, почему наши стобалльники уезжают? Потому что там дешевле. Это все просто», — поделилась своим мнением одна из участниц Лидия Михайловна перед началом совещания. Представляться же полностью она и ее коллега, стоявшие чуть поодаль от стола регистрации, категорически отказались: «Репрессивный аппарат еще никто не отменял у нас». Вместе с тем те, кто имеет непосредственное отношение к школьному образованию, высказали свое видение проблемы, поднятой президентом РТ в Муслюмово. По мнению опрошенных нами некоторых директоров школ, проблема кроется в самой системе ЕГЭ, которая сегодня не отражает объективно способности одаренных детей. Результаты олимпиад различного уровня, по их мнению, не играют огромной роли при поступлении, так как местным вузам интересны успехи абитуриентов только на их собственных испытаниях, за которые поступающие и получают заветные дополнительные баллы. При этом проблемы казанских школ, а именно так была обозначена основная тема августовского педсовета, этим не заканчиваются. «Капремонт делается, но плохо. Опять же проблемы в бюджете, зарплаты тихонько убавляют непонятно за что. С января месяца только 3 тысячи рублей потеряла в деньгах. Бюрократическая нагрузка все время растет, — поделилась одна из собеседниц. — Хотят воплотить идею, не вкладываясь в нее, — вот в чем беда нашего государства!»
Вокруг книжной лавки сновали люди, знакомясь перед началом учебного года с литературными новинками в сфере образования
Полностью согласиться с ней не позволяла озвученная позднее цифра: на казанское образование из городского бюджета тратится 13,5 млрд рублей, или 62% расходной его части.
Со своими коллегами категорически был не согласен преподаватель гимназии №37 Авиастроительного района Игорь Сарбаев, который ответственен за подготовку олимпиадной сборной Казани по ОБЖ. «С зарплатами как? Я еще преподаватель физической культуры, поэтому меня зарплата устраивает. Проблем никаких нет», — поделился школьный учитель. Тот был крайне рад увидеть сегодня своих коллег по цеху перед началом нового учебного года.
На втором этаже перед входом в зал стояли многочисленные стенды с основными показателями казанских школ. Вокруг них толпились люди, многие улыбались, завидев номер своей школы в вывешенном рейтинге. Там же разместились, видимо, для проходки почетных гостей в лице мэра Казани Ильсура Метшина и замминистра образования и науки РТ Андрея Поминова, стенды со школьными поделками. Рядом была открыта книжная лавка одного из видных магазинов города. Вокруг нее то и дело сновали люди, знакомясь перед началом учебного года с литературными новинками в сфере образования.
На втором этаже разместились, видимо, для проходки почетных гостей в лице мэра Казани Ильсура Метшина и замминистра образования и науки РТ Андрея Поминова, стенды со школьными поделками
«БОЛЬШЕ ПОЛОВИНЫ ВЫПУСКНИКОВ-СТОБАЛЛЬНИКОВ ПРОДОЛЖАТ ОБУЧЕНИЕ В КАЗАНСКИХ ВУЗАХ»
Началось совещание с незначительным отставанием от графика. Модератором педсовета выступил первый заместитель председателя исполкома Казани Дамир Фаттахов, который и представил президиум. В него, помимо упомянутых мэра и замминистра образования, вошли руководитель исполкома Казани Денис Калинкин, депутат Госсовета РТ Разиль Валеев, председатель республиканского комитета профсоюзов работников образования Юрий Прохоров и многие другие. Слово для основного доклада было дано начальнику управления образования исполкома города Ильсуру Хадиуллину.
«Программой дошкольного образования охвачено около 68 тысяч маленьких жителей Казани. Это серьезная цифра! Но для нас также важен и актуальный спрос, который на сегодня составляет около 20 тысяч детей в возрасте от 1,5 до 6 лет. Учитывая рост детского населения, нам предстоят масштабные работы по стабилизации ситуации в детских садах», — начал резать правду-матку начальник управления. По его словам, проблема эта решается сегодня за счет расширения сети частных и семейных детсадов. Напомнил тезисно докладчик и тему объединения школ, о которой мы ранее подробно уже писали. Большую же часть своего доклада Хадиуллин посвятил теме благоустройства школ и необходимости создания равных условий всем школьникам, включая детей с ограниченными возможностями по здоровью.
Некоторое оживление возникло в зале при упоминании темы кадрового потенциала и зарплат, но сделано оно было почему-то в одном контексте с вопросом новой аттестации педагогов. Хадиуллин, избегая слов «рост» и «повышение», заявил, что за отчетный период «показатели по зарплате всех категорий педработников выполнены». Вместе с тем, по его словам, сегодня имеется большой спрос на учителей начальных классов, физики и математики. Он спрогнозировал к 2019/2020 учебному году увеличение потребности в учителях в Казани до 250 ставок. Докладчик попросил Поминова помочь с их заполняемостью молодыми преподавателями — «ведущими «Инстаграм» и принимающими зачеты по Skype». Со своей стороны администрация города намерена привлекать новые кадры обширной грантовой поддержкой.
Фокус главного в году казанского педсовета был сосредоточен на том, как не «остаться во вчера»
Говоря о результатах образования, Хадиуллин отметил снижение качества всероссийских проверочных работ четвероклассников в Казани, правда, результаты ОГЭ продолжают оставаться выше, чем в Татарстане. И хотя по некоторым предметам на ЕГЭ средний балл снизился, в частности по биологии, географии, русскому, английскому и немецкому языкам, по остальным предметам он выше, чем в прошлом году. Причем по профильной математике, например, казанские выпускники обогнали своих сверстников из Москвы и Питера, а своим ровесникам из других городов-миллионников уступают только в знании физики, литературы и немецкого языка.
Почти в два раза сократилось число тех, кто не получил заветные аттестаты. Число медалистов с красными документами об образовании выросло за последний год. «Из 43 выпускников-стобалльников больше половины, а именно 23 человека, продолжат обучение в казанских вузах. Покорять Москву уедут 13 ребят, в Питер отправятся 7 выпускников. Коллеги, прошу вас усилить работу по мотивации обучения высокобалльников в вузах города, взяв под личный контроль», — наставлял начальник управления образования города.
«Рабочие группы руководителей школ совместно со специалистами управления образования уже внесли предложение о пересмотре подходов к рейтингованию учреждений в следующем учебном году, — порадовал в конце доклада Хадиуллин присутствующих директоров школ, озабоченных положением своих учреждений в образовательной турнирной таблице. — Школы не должны жертвовать детьми ради строчки в рейтинге, должны стараться искать индивидуальный подход к каждому ребенку».
Большую часть своего доклада Ильсур Хадиуллин посвятил теме благоустройства школ и необходимости создания равных условий всем школьникам
«ПРОЙДЕТ ЕЩЕ 10 ЛЕТ, А МЫ ОСТАНЕМСЯ ВО ВЧЕРА»
Следом перед собравшимися выступил директор лицея №177 Ново-Савиновского района Ильдар Имамов. Его учреждение сегодня занимает ведущее место рейтинга по воспитательной работе. Директор рассказал о собственной стратегии того, как сделать школу успешной. Разработанная им программа «Дорога без отстающих» отрицает всякого рода коррекционные классы. По его мнению, в школах должны предоставляться равные для всех возможности — сильный помогает слабому. Отстающие ученики могут нагнать материал с помощью специальных групповых занятий, на которые были брошены дополнительные силы учителей. Затронул Имамов и проблему постижения детей предмета ОБЖ, который «учит, как правильно носить противогаз, но совсем не учит кибербезопасности». Метшин внимательно слушал директора, а позже решил вставить свой небольшой спич в выступление, выбившееся из регламента.
«Хорошие результаты у школы. Мы на следующий год будем отмечать 10 лет со дня сдачи в эксплуатацию [школы]. Ждали мы долго этих результатов. У некоторых коллег почти закончилось терпение. Но время показало, что мы были правы, дав вам возможность встать на ноги», — заявил Метшин, приводя в пример лицей №177, который на момент постройки являлся самой большой школой. «Что касается ОБЖ, то и вы, и мы работаем по федеральным стандартам, а это неповоротливая машина. И на самом деле отстаем. Детей нужно учить и противогазы надевать, и новым вызовам. Федеральные стандарты требуют обновлений. Казань и Татарстан могут стать той площадкой, где мы давали бы рекомендации и конкретные предложения. Пройдет еще 10 лет, а мы останемся во вчера», — добавил мэр Казани. Это стало единственным выступлением из множества, куда Метшин вставил свою ремарку перед своей собственной речью, которой все ждали.
«НАША ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА — СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ВСЕОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Свое выступление глава города, для которого это уже 12-й городской педсовет, начал с продолжительного оглашения общих экономических показателей. Программа парков и скверов, ремонт дорог, рост в строительной отрасли — эти и многие другие озвученные направления развития городского хозяйства подчеркивали значимость образовательной сферы. «Огромная работа проводится по социальным учреждениям. Завершаем ремонт казанских школ старше 30 лет и продолжаем ремонт детских садов. В период с 2012 по 2017 годы в Казани отремонтировано 134 школы и 15 детских садов на общую сумму 3,4 миллиарда рублей. В них обучается свыше 78 тысяч школьников и 2 тысячи воспитанников детсадов, — рассказал Метшин. — Интересное наблюдение: за счет улучшения режимов освещения и отремонтированных школ мы отметили повышение успеваемости учеников. Я поинтересовался у Ильсура Гараевича, насколько верна эта цифра. Повышение успеваемости на 18 процентов! Если это так, то это очень серьезные цифры». Плюс ко всему к этому добавил глава города и тот факт, что дети стали меньше прогуливать уроки.
«Мы поставили себе цель сделать Казань самым комфортным городом России. Конечно, отдельные диванные эксперты в интернете нас нередко критикуют, называя Казань уездным городом», — заявил Ильсур Раисович, попытавшись тут же доказать обратное. По его словам, в уездных городах не бывает 2,5 млн туристов ежегодно, как это случается в последние годы в Казани. Все экономические показатели свидетельствуют только об одном: жители Татарстана уверены в завтрашнем дне, отчего в городе постоянно растет рождаемость. И тут Метшин признал, что столица республики снова возвращается к проблеме недостатка мест в детских садах. Ее могут решить семейные и частные детсады, число которых неуклонно растет. В качестве поддержки этих начинаний планируют даже освободить воспитателей детсадов от родительской платы.
После этого мэр сконцентрировался на конкретных вещах в системе образования города. Он призвал директоров школ еще лучше готовить юных казанцев, чтобы те брали все новые и новые высоты на различных олимпиадах, и это несмотря на то, что Казань уверенно удерживает третье место в России по количеству побед на олимпиадах после Москвы и Петербурга.
Касательно снижения показателей по некоторым предметам на ЕГЭ Метшин попросил всех провести работу над ошибками, чтобы впредь не допускать этого самого снижения. Мэр поставил задачу, лелея олимпиадников не забывать и о «середняках», так как «у всех ребят должны быть равные возможности для старта». «Наша главная задача — создать условия для всеобщего образования. Это будущее нашего города, республики, страны. Кто экономит на школах, тот строит тюрьмы. Об этом сказал в свое время Бисмарк», — процитировал он «железного канцлера». На эти цели, по словам Метшина, городу не жалко ни одной вложенной копейки.
Касательно снижения показателей по некоторым предметам на ЕГЭ Метшин попросил всех провести работу над ошибками, чтобы впредь не допускать этого самого снижения
Хотя тут же оговорился, что одна лишь материальная база не сможет сделать образование качественным, а интерактивная доска и компьютер не заменят ребенку учителя.
Неожиданно на педсовете выстрелила горячая для Казани «мусорная» тема. Мэр объявил конкурс на разработку экологического воспитания школьников. «Взрослых перевоспитывать поздно, а детям объяснять значение экологии нужно и важно», — объяснил мэр свою позицию в этом вопросе.
«Считаем нужным ввести в практику отчеты директоров перед родителями и коллективами школ. Такая форма общения поможет объяснить родителям курс, которого придерживается школа, рассказать им о профилях, которые школа развивает, да и просто быть с ними в живом диалоге», — продолжил Метшин.
Отдельно остановился он на профориентации, дав понять, что помнит о возрождающихся межшкольных учебных комбинатах, которые пока остаются в тени. А ведь профориентация старшеклассников — одна из их ключевых задач. «Возможно, есть смысл освежить свой взгляд на уроки труда в школах. Может быть, в ребенке спит гениальный механик или виртуозный фрезеровщик, но, поскольку он в руках держал только ложку или компьютерную мышку, он об этом и не знает», — продолжал удивлять Метшин, хотя трудно было с ним не согласиться.
Прошелся он и по теме классных руководителей, отметив, что в последнее время классное руководство дрейфует в административную сторону, а хотелось бы вернуться к воспитательной функции учителя.
«Каждый ребенок — художник. Трудность в том, как остаться художником, выйдя из детства», — философски подытожил Ильсур Раисович, переходя к традиционному награждению отличившихся за прошедший год работников образования Казани.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 154
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.