Инвестиционная группа компаний ASG показала ход начала второго этапа восстановительных работ бывшей гостиницы «Амур» Инвестиционная группа компаний ASG показала ход начала второго этапа восстановительных работ бывшей гостиницы «Амур»

ОТ «АМУРА» ДО КВАРТАЛА С НОВОДЕЛАМИ И ПАРКОВКОЙ

Сегодня инвестиционная группа компаний ASG миллиардера Алексея Семина показала ход начала второго этапа восстановительных работ бывшей гостиницы «Амур» на улице Московской, 70, в которой в 1912–1913 годы проживал татарский поэт Габдулла Тукай. Площадь трехэтажного дома-колодца — 2,3 тыс. кв. м, в каждый из которых ASG намерена вложить, как обычно, по 100 тыс. рублей. Но это не все, в планах — воссоздание целой цепочки зданий, прилегающих к «Амуру» и ранее принадлежащих купцам Юнусовым, вплоть до офиса «Газпром трансгаз Казань».

«У нас здесь получается квартальная реконструкция», — сообщил в ответ на вопрос «БИЗНЕС Online» заместитель генерального директора компании Алмаз Давлетшин.

Ранее следом за номерами располагались небольшие сарайчики, но они никакой ценности не представляли. И на их месте уже возведен трехэтажный новодел в одном стиле с бывшей гостиницей. Через него находится еще один объект — трехэтажное здание (Московская, 66), уже имеющее историческую ценность. К Универсиаде фасад этого здания восстановили, но сложности его передачи из федеральной собственности (процедура завершилась в конце 2016 года) затрудняли начало реставрации.

Гостиница «Амур» на ул. Московская, 70, в которой в 1912-1913 годах проживал татарский поэт Габдулла Тукай Гостиница «Амур» на улице Московской, 70 (архивное фото)

«Сейчас разрабатывается проект реставрации, до конца этого года надеемся пройти все экспертизы, получить разрешения и до конца года зайдем на противоаварийные работы. А уже в начале 2018 года начнем полноценные реставрационные работы», — сказал Давлетшин.

К Московской, 66 ранее примыкала одноэтажная доходная лавка — сейчас это действующий воссозданный объект ASG, который уже сдается в аренду.

«Как и во всем историческом центре здесь есть проблема с парковками, — говорит Давлетшин. — Мы имеем практически квартальную застройку. На соседнем участке у нас будет новое здание, где появится парковочное пространство, там же разместится котельная».

Алмаз Давлетшин: «Предназначение объекта будет связано с историческим использованием – под гостиницу. Эти вопросы прорабатываются с инвесторами, с которыми мы сейчас ведем переговоры» Алмаз Давлетшин: «Предназначение объекта будет связано с историческим использованием — под гостиницу. Эти вопросы прорабатываются с инвесторами, с которыми мы сейчас ведем переговоры»

Номера «Амур» в стиле модерн стали третьим объектом Семина в Старо-Татарской слободе, где возобновились восстановительные работы. С июня работы ведутся в домах Б. Апанаева и С. Сабитовой (ул. Габлдуллы Тукая, 84 и 86) и в настоящее время близятся к завершению. Напомним, в 2016 году ASG объяснила причины приостановки реконструкции объектов в Старо-Татарской слободе и в других частях города согласованием проектов итогового этапа реставрации зданий в минкультуры РТ и поиском арендаторов для совместного восстановления внутренних помещений — интерьеров плюс оборудования. В «Амуре» будет гостиница.

«Предназначение объекта будет связано с историческим использованием — под гостиницу, — сказал Давлетшин. — Эти вопросы прорабатываются с инвесторами, с которыми мы сейчас ведем переговоры. Двор уникальный, первый этаж можно использовать под небольшие магазинчики и лавки. Вторые этажи, предположительно, будут использоваться под места размещения, хостелы. Все будет максимально заточено под туристическую инфраструктуру».

Из 2,3 тыс. кв. м может уйти под торговлю и офисы на первых этажах 700 - 800 кв. м, остальное — под гостиницу. Конкретных инвесторов на этот объект пока нет, но им уже интересуются: как минимум компания из Краснодарского края пока думает над предложением, приоткрыли тайну «семинцы».

Мастера выполняют кладку старинного кирпича по цоколю здания. Используются только специальные известковые составы, поскольку цементные запрещены Мастера выполняют кладку старинного кирпича по цоколю здания. Используются только специальные известковые составы, поскольку цементные запрещены

УГОЛОК ОБ ИЗВЕСТНЫХ ПОСТОЯЛЬЦАХ, ПРОБЛЕМЫ С ФУНДАМЕНТОМ И КЛАДКОЙ

В течение строительного сезона этого года в бывших номерах гостиницы «Амур» завершат укрепление фундамента, усилят кирпичную кладку по фасаду, проведут ее вычинку (реставрацию), поставят все окна, двери, займутся прокладкой инженерных сетей и в следующем году начнется внутренняя черновая отделка. Все работы планируется завершить в течение полутора-двух лет. На объекте будут работать до 15 - 20 человек. У фасада, так как он сохранился достаточно хорошо, по фотографиям уже восстановили окна, двери, небольшие кованые элементы. Во дворе сохранились металлические навесы для металлических ставен торговых лавок.

Альбина Хайруллина: «Сейчас немало сил тратится на то, чтобы укрепить фундаменты, потому что износ большой. Все-таки прошло больше ста лет» Альбина Хайруллина: «Сейчас немало сил тратится на то, чтобы укрепить фундаменты, потому что износ большой. Все-таки прошло больше ста лет»

«Здание строили в несколько этапов, и при реставрации это достаточно сложный объект в плане сохранения фундаментов, — рассказала архитектор-реставратор номеров „Амур“, аспирант КГАСУ Альбина Хайруллина. — Первоначально дворовые постройки были запланированы под один этаж, но строители раньше строили с большим запасом прочности, что в дальнейшем позволило осуществить надстройку второго и третьего этажей. Сейчас немало сил тратится на то, чтобы укрепить фундаменты, потому что износ большой. Все-таки прошло больше ста лет».

На момент визита журналистов мастера выполняли кладку старинного кирпича по цоколю здания. «Используем специальные известковые составы, цементные запрещены», — сообщил руководитель подрядной организации Игорь Солдатенков. В ASG уже подготовили подлинную французскую мебель стиля модерн. Ей в компании планируют оборудовать несколько апартаментов планируемой гостиницы.

«Здание многократно перестраивалось, поэтому и внутренняя планировка многократно менялась, сейчас также неясно, где именно останавливался Габулла Тукай» «Здание многократно перестраивалось, поэтому и внутренняя планировка многократно менялась, сейчас также неясно, где именно останавливался Габулла Тукай»

Номера «Амур» стали седьмым объектом ASG, в котором намерены завершить второй этап реставрации. Ранее в компании планировали провести работы до состояния черновой отделки внутренних помещений только на семи объектах, но, по словам Давлетшина, к ним в этом сезоне добавятся еще два объекта — на Московской,37 и Карла Маркса, 29. Надо сказать, что в ходе первого этапа реконструкции в 2012–2013 годах в помещениях первого этажа рабочие нашли боевые мины времен Великой Отечественной войны: в то время на первых этажах здания находился склад оружия. В одном из помещений нашли много мелкой стеклянной тары — предположительно, небольшие бутылочки остались от аптеки или парфюмерной лавки. 

«Здание многократно перестраивалось, поэтому и внутренняя планировка многократно менялась, сейчас также неясно, где именно останавливался Габулла Тукай, — говорит архитектор-реставратор. — Назначение помещений многократно менялось, некапитальные перегородки то сносили, то возводили. Кирпичные здания сами по себе могут простоять еще долго, но проблема в том, что когда здание пустеет, в нем выбивают окна, нарушается тепловой режим и начинается гниение деревянных конструкций. Крошится и кирпич, но современные составы позволяют дополнять утраченные элементы кладки».

Кирпичные здания сами по себе могут простоять еще долго, но проблема в том, что, когда здание пустеет, в нем выбивают окна, нарушается тепловой режим и начинается гниение деревянных конструкций Кирпичные здания сами по себе могут простоять еще долго, но проблема в том, что когда здание пустеет, в нем выбивают окна, нарушается тепловой режим и начинается гниение деревянных конструкций

 В здании утрачены деревянные потолочные перекрытия. Но те, что были сделаны в начале XX века из бетона на металлических тягах (двутавровых балках) по принципу сводов Монье, сохранились и будут отреставрированы — таковы требования минкультуры РТ. Предположительно, здание имело воздушное отопление.

Давлетшин сообщил, что в здании появится некий стенд — уголок, посвященный известным людям, которые жили здесь или посещали его. Уже скоро должна появиться на фасаде мемориальная доска Тукаю. «Историческая составляющая это плюс, магнит», — считает замгендиректора компании.


КАК КУПЦЫ ЮНУСОВЫ КУПИЛИ «УЧАСТОК-КИШКУ» И ПОСТРОИЛИ НА НЕМ «КАМЕННЫЙ МЕШОК» С «АМУРОМ», ГДЕ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ, ГОВОРЯТ, БЫЛ БОРДЕЛЬ

По словам Хайруллиной, в 1859 году в Старотатарской слободе произошел крупный пожар, из-за чего в районе Сенной площади появились свободные участки под строительство, которые в 1860-е годы скупили крупные казанские купцы и промышленники Казани братья Ибрагим и Исхак Юнусовы. В 1864 году предприниматели заказали проект двухэтажного дома архитектору Петру Аникину, а строительство начали спустя пять лет.

«Опять же, они построили здание, не похожее на сегодняшнее, — рассказала архитектор-реставратор номеров „Амур“. — По проекту Аникина здание выполнили в два этажа, но с совершенно другим фасадом. Участок был со стороны улицы не широким, но внутри квартала представлял собой длинную „кишку“. Двор начали застраивать в виде колодца — и этим он уникален, потому что таких домов в Казани сохранилось очень мало. Это „каменный мешок“, где ничего не было, кроме торговли и проживания на верхних этажах».

Двор начали застраивать в виде колодца — и этим он уникален, потому что таких домов в Казани сохранилось очень мало Двор начали застраивать в виде колодца — и этим он уникален, потому что таких домов в Казани сохранилось очень мало

В 1906 году недвижимость перешла по наследству Абдулкариму Юнусову, и он продолжил перестройку владения. При нем на территории домовладения появился двухэтажный склад для мануфактурных товаров, также в начале века у здания появился третий этаж и модерновый фасад, который дошел до нашего времени и не изменился с начала XX века. К 1910 году после всех перестроек стоимость номеров «Амур» (в нем на первом этаже было два магазина, на втором этаже — склады, на третьем этаже — 12 номеров, позднее и второй этаж отдали под гостиницу) оценивалась в 8,7 тыс. царских рублей. В 1863 году имущество на участке оценивалось в 1,3 тыс. рублей. После 1917 года в номерах устроили коммунальное жилье, на первом этаже был книжный и продуктовый магазины. Памятником архитектуры здание стало в 1987 году, а коммуналки расселили в конце 1990-х – начале 2000-х. До начала реставрации в нем располагались госучреждения — ветеринарная служба, центр занятости.

«Я только нашла информацию, что в 1912–1917 годах в здании находилась гостиница „Амур“. Но почему „Амур“? — задалась вопросом архитектор-реставратор. — Такое название в татарской слободе на торговой улице? Представления не имею... Возможно, позарились на звучное название, хотя в литературе встречается информация о том, что какая-то часть этого здания была борделем, но мне в это очень слабо верится». Высказывается и другое предположение о происхождении названия номеров — в честь реки Амур. «В начале ХХ века было модно все дальневосточное, после поражения в русско-японской войне купцам хотелось показать масштабы страны», — рассказала о другой версии пресс-секретарь компании Светлана Бородина.