«Вот девушка из Бугульмы получила 300 баллов. Она в Самару уехала, в медицинский! В Самару!» — сегодня на традиционном августовском педсовете Рустам Минниханов пенял ректорам вузов и призывал, наконец, заняться работой с абитуриентами. Тем временем главы районов позавидовали хозяйству своего муслюмовского коллеги Рамиля Муллина, а профильный министр на большом классном часе посетовал на прорехи в национальном образовании.
«МЕТШИН ЧУТЬ НЕ ЗАХОТЕЛ ПЕРЕЕХАТЬ В МУСЛЮМОВО, НО Я СКАЗАЛ: «В КАЗАНИ РАБОТЫ МНОГО»
Муслюмово находится в 300 км от Казани, но это не помешало ему сегодня обрести на один день взрывную популярность. На августовское совещание министерства образования и науки РТ приехали десятки гостей из разных районов республики, включая татарстанский бомонд. С раннего утра село готовилось к приезду высоких гостей: вымытые дороги ярко блестели на солнце, на каждом перекрестке встречались полицейские машины, школьники усердно поливали цветочные фасады. К районному Дому культуры то и дело подъезжали автомобили с новыми гостями. В неблизкий татарстанский край приехали даже детские автобусы из Лаишево.
Стороннему наблюдателю могло показаться, что город вычистили исключительно к приезду президента РТ, но местные жители, точнее, местные госслужащие это решительно опровергали. «Вы видели, какой красивый спортивный комплекс при въезде? — обратилась к журналистам „БИЗНЕС Online“ сотрудница полиции. — Еще весной ничего не было. На прошлой спартакиаде в Муслюмово наш глава обещал открыть новый комплекс — и вот! Он вообще за три года все изменил». Собеседница издания посоветовала обратиться к волонтерам в желтых футболках, которые, по ее словам, долго готовились к приезду татарстанских «туристов» и могли провести экскурсию по селу. Один из молодых людей с легкостью показал журналистам, где находится «Печән базары», но перевести его название не смог, объяснив это тем, что плохо знает русский.
Наконец, прибывший в Муслюмово президент РТ Рустам Минниханов первым делом посетил разрекламированный полицией спорткомплекс и остался им недоволен.
«Не надо копировать, нужно молодых дизайнеров привлекать, пусть собираются, предлагают не такие решения, а пространственные», — раздал он советы по результатам осмотра здания. В центре внешкольной работы, где его встречала замминистра образования и науки РТ Лариса Сулима, Минниханов посетил кружок юного геолога и познакомился с представителями всероссийского движения школьников. А первый заместитель министра образования и науки РТ Андрей Поминов показал главе республики филиал Сармановского аграрного колледжа, который с нового учебного года становится многофункциональным образовательным центром. Теперь там будут заниматься не только обучением молодежи после 9-го и 11-го класса, но и работой со школьниками и профориентационной работой со взрослым населением.
«Мы хотели этот проект продемонстрировать всей республике, в пилотном режиме его реализовали, но если он будет одобрен, то у нас около 7 таких учреждений есть, которые могут претендовать и где будет уместно создать многофункциональный образовательный центр», — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Поминов, подчеркнув, что Сармановский колледж лучший среди сельхозтехникумов.
Тем временем на той самой площади «Печән базары» Минниханов прошелся по современной выставке образовательных проектов: закинул мяч в гольф-лунку, сфотографировался со школьниками и посоветовал им побольше приседать. В это же самое время к главе Муслюмовского района Рамилю Муллину то и дело подходили коллеги из соседних городов, гордо похлопывая по плечу со словами: «Молодец». Видно было, что им есть чему позавидовать в хозяйстве Муллина, который знает толк в благоустройстве — до того, как возглавить район, он руководил столичным УАТИ.
Высокую оценку подтвердил и сам президент Татарстана, выступая перед сельчанами. «Это наш традиционный сельский район, и благодаря инициативе руководителя и его команды, трудолюбию муслюмовцев мы видим такие достойные преобразования. Очень приятные изменения. Даже Ильсур Раисович [Метшин] дал высокую оценку. Чуть не захотел переехать сюда. Но я сказал: „В Казани работы много. Надо пока работать в городе“», — пошутил лидер республики. Уже после окончания совещания он даже дал указание градоначальникам еще раз осмотреть Муслюмово и набираться опыта.
Заметив, что в районе щепетильно подходят к вопросам образования, Минниханов вместе с министром образования и науки РТ Энгелем Фаттаховым и председателем Госсовета РТ Фаридом Мухаметшиным вручил руководителям муниципальных образований 17 тыс. ноутбуков и ключи от автобусов для перевозки детей. «Состояние школ, ресурсных центров, связь бизнеса и инвесторов с образовательной системой, система подготовки и переподготовки кадров, отношение к спорту, к нашим традициям, к языку — это является достойным примером», — отметил президент РТ, направляясь в зал на пленарку педсовета.
МФЦ ВМЕСТО РЕСУРСНЫХ ЦЕНТРОВ И ТЕСТИРОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА АНГЛИЙСКОМ
Открывая заседание, глава республики кратко пробежался по основным планам работы системы образования РТ. Поведав о 25-процентном увеличении бюджета отрасли — до 80 млрд. рублей, пообещав учителям увеличить зарплаты до 95% от средней по региону, Минниханов пригласил к трибуне главного докладчика в лице профильного министра Фаттахова. Тот по традиции подобных коллегий начал со здравия, в очередной раз порадовавшись результатам ЕГЭ школьников республики: средние баллы почти по всем предметам выросли. Например, по среднему баллу ЕГЭ по русскому языку Татарстан занимает второе место после Москвы с отрывом в несколько сотых балла. Впрочем, ряд районов в сельских школах не смогли добросовестно подготовить школьников к аттестации: например, в школе села Большие Тиганы Алексеевского района был всего один выпускник, и тот сдал математику на 27 баллов. «Очевидно, что в данных школах были выстроены неграмотные образовательные маршруты после 9-го класса», — констатировал министр образования РТ.
В рейтинге районов по качеству образования в Татарстане первое место привычно занял Бугульминский район. Это, по словам Фаттахова, объясняется оптимальной образовательной сетью, успешным внедрением профильного обучения и системной методической работой. Значительно улучшили свои результаты Сабинский и Мамадышский районы. К сожалению, в устойчивой красной зоне находятся Менделеевский, Камско-Устьинский, Алькеевский, Черемшанский и Алексеевский районы. С сентября координационный совет минобрнауки Татарстана начнет работу по исправлению ситуации, заверил руководитель ведомства.
Особенно озаботился Фаттахов успехами республиканских школьников в части иностранных языков. В этом году в Татарстане впервые пройдет тестирование 10-х классов по английскому с разделом «говорение». Таким образом, минобрнауки РТ готовится к введению обязательной сдачи предмета, которую планируется внедрить в России в 2022 году. А вот о среднем профобразовании министр сказал немного: на сегодняшний день в Татарстане существует 25 ресурсных центров. Однако есть еще 10 площадок, которые важны для муниципальных образований, но при этом не имеют крупных индустриальных партнеров. Пример такого центра — Сармановский аграрный колледж, о котором рассказывал Поминов. «Предлагаю в последующие годы включать многофункциональные образовательные центры в программу капитального ремонта учреждений СПО», — обратился к президенту РТ Фаттахов.
Энгель Фаттахов: «В настоящее время активно обсуждается тема возрождения педагогических институтов. Считается, что это поможет решить ряд проблем подготовки современного учителя для татарстанской школы»
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ?
Наконец, докладчик приступил к самой горячей теме — вопросам этнокультуры и национального образования. Здесь, как заметил министр, татарстанское ведомство находит поддержку у федералов, но не всегда. «До сих пор действуют излишние требования повторного включения в федеральный перечень учебников, переведенных на татарский язык. Пока не находим поддержки по проведению всероссийских проверочных работ четвертых классов на родных языках. Не решен вопрос и по написанию диссертаций на родных языках. Сегодня это невозможно сделать даже по татарской филологии!» — возмущался Фаттахов. Ранее, отметил он, на федеральном уровне была экспертная площадка для обсуждения подобных вопросов, сегодня туда входит всего один представитель от национальных республик, а именно от Якутии. «Многое зависит от вас. Прошу держать эти вопросы на личном контроле», — обратился к главам районов Фаттахов. И вообще этнокультура, по мнению министра, должна воспитываться не только в школах, но и с помощью музеев, библиотек, социальных сетей и даже городских общественных пространств.
Вслед за этим министр позволил себе неожиданное заявление. «В настоящее время активно обсуждается тема возрождения педагогических институтов. Считается, что это поможет решить ряд проблем подготовки современного учителя для татарстанской школы», — заявил министр. Неужели спустя столько лет в ведомстве признали, что вхождение ТГПУ в КФУ было невосполнимой потерей? Впрочем, на этом коротком замечании Фаттахов оставил интригующую тему.
Ну и в завершение министр посетовал, что в республиканских школах не хватает штатных психологов. Несмотря на увеличение психологов на 75 человек, четверть школ Татарстана до сих пор не обеспечены психологической помощью.
Фарид Мухаметшин (справа): «Необходимо отслеживать ситуацию с тем, сколько человек возвращается работать после окончания вузов в других регионах»
«МЕНЕЕ 50 ПРОЦЕНТОВ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ РАБОТАЮТ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ! ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО БЫЛ СДЕЛАН НАПРАСНЫЙ ТРУД!»
Сразу после всех запланированных выступлений вставить свои ремарки решился председатель Госсовета РТ, решивший «просто поделиться некоторыми соображениями». Начал Мухаметшин свой короткий спич с почти хвалебных речей в адрес докладчика Фаттахова, который наглядно продемонстрировал, что образовательная система Татарстана находится на коне. «Мы видим, что в среднем показатели неуклонно растут. Конкурентно растут по сравнению с Москвой, Санкт-Петербургом, не говоря уже о других регионах. Примечательно, что больше половины татар, обучающихся и получающих образование на русском и татарском языках, русский язык сдают лучше, чем русские регионы в стране. Показатели значительно выше», — обратил внимание спикер татарстанского парламента, однако тут же единственным «но» оборвав позитивные нотки.
«Но я бы хотел вот что сказать. Мы, живы будем, наверное, и дальше будем собираться на педагогические такие советы. Мне бы хотелось несколько слов сказать о том, чтобы в следующий раз больше звучали с глубоким анализом вопросы, связанные с тем, какова ситуация среди школ нашей республики в воспитательной части наших детей. Сколько стоит на учете в разрезе общеобразовательных школ в инспекции по делам несовершеннолетних? — разводя руками, поинтересовался Мухаметшин у зала, мысленно обращаясь, видимо, к директору ППМС центра „Шанс“ Елабужского района РТ Светлане Корочкиной, рассказывавшей перед этим про работу школьных психологов. — Минуточку! Я почему так говорю? Потому что суициды оттуда идут. Все зависит от того, как педагогический коллектив, классные руководители работают с родителями, насколько эффективно работают родительские комитеты. Вот эта сторона требует анализа. Мы, может быть, непомерно забыли об этом с прошлого века, когда этим делом очень серьезно занимались».
Следующий блок вопросов в незапланированном программой выступлении спикера Госсовета РТ был посвящен теме профориентации. Его волнует сегодня то, что нет рейтинга или оценочного показателя для вузов и ссузов республики. «Недавно слушал по телевидению аналитику по России — менее 50 процентов работают по специальности, полученной в институте. Вы представляете, что это такое? Это значит, что был сделан напрасный труд, неэффективные вложения в этого человека сделаны, поскольку государство отдачи не получит. Я думаю, Энгель Навапович, теперь можно сделать такой рейтинг. Как выпускники общеобразовательных школ профориентируются на выходе? Спросите его, кем бы он хотел стать, если он пошел в тот вуз, в который заявлялся. Поспособствуйте и помогите ему поступить туда, куда его тянет. Может, есть династии врачей, педагогов, инженеров, авиастроителей, химиков, нефтяников... Это очень важный момент, который тоже надо анализировать», — раздавал поручения Мухаметшин.
Другой немаловажный вопрос, который беспокоит спикера республиканского парламента: сколько человек возвращается в Татарстан? По его мнению, необходимо отслеживать ситуацию с тем, сколько человек возвращается работать после окончания вузов в других регионах. Позже эту тему подхватил в своем заключительном слове и Минниханов.
«ВСЕ, ЧТО ДЕЛАЕТСЯ, — ЭТО НЕ ДЛЯ КОГО-ТО, НЕ ДЛЯ ДЯДИ»
«Я бы попросил обратить внимание. Республика наша очень активно участвует во всех федеральных программах. В текущем году по программам привлечено порядка 2 миллиардов рублей. Энгель Навапович, мы обязательно должны принимать участие в федеральных программах. Это серьезный ресурс, который мы можем вовлечь в нашу образовательную сферу за счет федеральных средств», — первым делом заявил президент РТ в своей ответной речи, листая доклад министра образования и науки Татарстана.
Следом он затронул другую, но наболевшую тему. Минниханов говорил, причем уже не в первый раз за последнее время, что в республике очень много делается для профобразования. Чего только стоят 25 созданных ресурсных центров, к которым скоро добавятся еще 5–6. И тут прозвучало снова громкое «но». «Понятно, что все районы высказывают пожелания создания, но их не может быть неограниченное количество. Это связано с ресурсами, с человеческими ресурсами, заказом. Поэтому неплохая форма, которую мы тут [в Муслюмово] увидели, — это многофункциональные центры, которые решают примерно вот эту задачу. Надо бы практиковать данный опыт. Везде ресурсные центры мы не сможем сделать, а многофункциональные там, где есть необходимость, можем. Они будут решать многие задачи. Прошу обратить внимание на этот вопрос», — призвал президент РТ.
Он пояснил, что нет прока от ресурсных центров без якорных резидентов, например, КАМАЗа, НКНХ, «Татнефти», КВЗ или др. «Там, где есть якорные предприятия, эти центры эффективны. Он вообще должен быть корпоративным учебным центром, которому республика оказывает поддержку. Не мы, а они должны быть главными. Потому что они главные заказчики. Там не только подготовка и переподготовка должны идти. Эту систему, Энгель Навапович, надо нам ввести», — поручил Рустам Нургалиевич. Не обошлось без упоминания о WorldSkills, который Татарстан проводит «не для того, чтобы кого-то удивить, а для того, чтобы подтянуть свой профессиональный уровень подготовки до мирового уровня». Достичь этой цели, по мнению президента РТ, можно только внедрив в свою систему образования международные стандарты обучения. «Все, что делается, — это не для кого-то, не для дяди. Это делается для нашей экономики, нашей страны. Данная тема очень важна, — подчеркнул Минниханов, поручая вице-премьеру РТ Шамилю Гафарову обратить на это внимание. — Мы и так выиграем. Если мы средний уровень профподготовки повысим, то всегда будем конкурентны».
«СИЛИКОНОВАЯ ДОЛИНА, КАК ПЫЛЕСОС, СО ВСЕГО МИРА КАЧАЕТ ВСЕ ТАЛАНТЫ. А ВЫ КУДА СМОТРИТЕ?»
После раздачи поручений Рустам Нургалиевич, видимо, решил перейти к раздаче устных тумаков, продолжая замечания Мухаметшина. Президент РТ припомнил ректорам вузов, присутствовавшим на совещании, рейтинг Топ-20 вузов по качеству бюджетного приема. Туда никто из татарстанских вузов не вошел. И немудрено, ведь средний балл первой двадцатки этих вузов колеблется от 81 до 95, а в республике, например в КНИТУ, он составляет скромные 62. «Абитуриент вправе выбирать — это нормально. Но что обидно — руководство наших вузов, профессора должны работать на привлечение лучших абитуриентов к себе», — обратился к ректорам Минниханов.
«Вот мы встречались с нашими 100-бальниками, а у нас их 117, из них только 50 процентов остается у нас, остальные уезжают. Это самые лучшие, кого вы подготовили. Вот наша система образования школьная подготовила, и они уезжают. 50 процентов — это много! Это не значит, что вы плохие вузы, просто вы не работаете с ними. Вы не знаете, что с ними происходит. Вы не доходите до них! Вот девушка из Бугульмы получила 300 баллов, уехала не в Москву или Санкт-Петербург! Она в Самару уехала, в медицинский! В Самару уехала! Никто с ней не встречался, никто с ней не разговаривал. Я не говорю, что в Самаре плохо. Но мы должны бороться за умы. Почему Силиконовая долина, как пылесос, со всего мира качает все таланты? Куда вы смотрите? За счет чего ваши вузы будут конкурентны? Самое главное — это студент, интеллект, который в школе мы привили. Я хочу обратиться к ректорам сейчас. Вы перестаньте быть такими крутыми! Вы должны знать всю ситуацию в школе! Вы должны лучше привлекать любыми условиями!» — подчеркнул лидер Татарстана.
Уже завершая свое выступление, Минниханов проехался галопом и по наиболее острой проблеме настоящего — национального образования. «В нашей республике 173 национальности. Есть целые программы сохранения самобытности. Но самое главное — мы должны понимать, что язык является не только механизмом общения, это еще и культура, традиции и все остальное. Мы на примере нашей республики должны показать, как данную работу надо выполнять. Мы много говорим, но эти языки требуют серьезной поддержки», — заметил глава республики.
По традиции вместе с напутственными словами на успешный новый учебный год президент РТ вручил несколько государственных наград самым отличившимся работникам образовательной системы республики.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 331
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.