Задержан бывший ректор КНИТУ-КХТИ Герман Дьяконов — пока что по не самому значительному эпизоду о хищении 1,3 млн рублей по фиктивному контракту на проведение семинаров для ПАО «Газпром»Фото: Артем Кузнецов

ОЧНАЯ СТАВКА С ЭКС-ПОДЧИНЕННЫМ

Сенсационная новость пришла сегодня утром — как сообщили сразу несколько источников «БИЗНЕС Online», сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РТ задержали бывшего ректора КНИТУ-КХТИ Германа Дьяконова. По данным собеседников нашего издания, бывший руководитель вуза вчера днем был приглашен на очную ставку со своим экс-подчиненным, проректором КНИТУ-КХТИ, ранее отправленным под домашний арест, Александром Кочневым

Кочнев и директор центра эластомеров университета Игорь Дубовик были задержаны 24 июля по подозрению в совершении преступления по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»). Напомним, по версии следствия, КНИТУ-КХТИ заключил фиктивный договор с неким ООО «Юмитрейд» на проведение научно-практических семинаров по тематике ПАО «Газпром». Семинары были проведены силами сотрудников вуза, а деньги Кочнев и Дубовик якобы похитили. На очной ставке проректор, по нашим данным, заявил, что строгие указания побыстрее вывести деньги за семинары ему дал именно Дьяконов. При этом, по его словам, экс-ректор забрал всю сумму в 1,3 млн рублей, то есть Дубовик и Кочнев, получается, были посредниками «за спасибо» — тут в искренности обвиняемых есть некоторые сомнения.

Ожидается, что уже сегодня Дьяконов будет доставлен в Вахитовский районный суд Казани, где следователь будет ходатайствовать о заключении экс-ректора в СИЗО. Выжидать максимально допустимые 48 часов с момента задержания, вероятно, не станут: арест планировался давно, следствие полностью уверено в своих силах. Впрочем, пока, по данным собеседников «БИЗНЕС Online», Дьяконов свою вину не признал. Интересная деталь: наши источники указывают на то, что на очной ставке с Кочневым присутствовал не нанятый бывшим ректором адвокат, а дежурный. Другими словами, и очная ставка и последующее задержание, вероятно, стали для подозреваемого полной неожиданностью.

На очной ставке Александр Кочнев заявил, что строгие указания побыстрее вывести деньги за семинары ему дал именно Дьяконов Фото: «БИЗНЕС Online»

НОВЫЕ ЭПИЗОДЫ НЕ ЗАСТАВЯТ СЕБЯ ЖДАТЬ?

По данным «БИЗНЕС Online», и у следователей ГСУ и у оперативников УЭБиПК МВД по РТ за годы расследования хищений накопилась солидная доказательная база на бывшего ректора, так что мелкий на общем фоне эпизод с семинарами — это скорее повод задержать Дьяконова и отправить его в ИВС. В дальнейшем в деле должны появиться многочисленные новые эпизоды. Так, уже в ближайшее время Дьяконову могут предъявить еще три фиктивных договора на проведение семинаров «Газпрома» с общей суммой ущерба 1,2 млн рублей. Новое уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное в особо крупном размере») сотрудники УЭБиПК МВД по РТ могут возбудить уже в конце нынешней — начале следующей недели.

На этом работа оперативников и следствия не заканчивается. Источники «БИЗНЕС Online» сообщают, что в вузе на данный момент проходит полномасштабная проверка. Ее также проводят сотрудники УЭБиПК. «Проверяются все договоры института за четыре года, по семинарам и проведению обучения», — утверждает собеседник. Кроме всего прочего, проводится допрос бывших подчиненных Дьяконова. В ближайшее время оперативники экономического управления и следователи будут работать с пятью-шестью сотрудниками вуза, которые, по данным собеседников нашей газеты, охотно сотрудничают со следствием.

«СОТРУДНИКИ ВУЗА МОГУТ БЫТЬ И ПОДОЗРЕВАЕМЫМИ И СВИДЕТЕЛЯМИ, ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ИХ РОЛИ»

В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» и. о. ректора КНИТУ-КХТИ Сергей Юшко не удивился новости о задержании своего предшественника и даже предположил, почему операция не была проведена раньше. «Возможно, это связано с тем, что шла приемная кампания, ее нельзя было сорвать, — отметил Юшко. — Тем более вуз в прошлом году не выполнил план по среднему баллу по ЕГЭ. В этом году мы этот показатель перевыполнили».

И. о. ректора напомнил, что различные проверки в вузе проводятся уже давно, и операция по задержанию Дьяконова стала их логичным продолжением. «У КНИТУ-КХТИ был не очень хороший багаж, от этого багажа мы уже избавились, теперь нам необходимо обновление», — заключил он.

Однако адвокат экс-проректора КНИТУ-КХТИ Ильдара Абдуллина Владимир Гусев полагает, что задержание Дьяконова отнюдь не означает конец расследования правоохранительных органов — вуз будут «трясти» дальше, ведь в схемы Дьяконова предположительно были вовлечены множество людей. «Это только начало, мой клиент направлял в правоохранительные органы довольно много заявлений, в которых описывал различные обстоятельства и эпизоды (коррупционных проявлений со стороны экс-ректораприм. ред.), и в части тех эпизодов еще проводится проверка».

Впрочем, собеседник издания указывает на то, что роль сотрудников КНИТУ-КХТИ, участвующих в предполагаемых преступных схемах, могла быть различна, поскольку они не всегда играли ее осознанно. «Сотрудники вуза могут быть и подозреваемыми и свидетелями, все зависит от того, какова была их роль, знали ли они, что совершают преступные действия, были ли в курсе истинных намерений своих руководителей или же были введены в заблуждение», — рассуждает адвокат.

Почти три года Ильдар Абдуллин хранил молчание и не сдавал бывших коллег, что объясняется тем, что вуз до последнего не признавал себя потерпевшей стороной в деле, отрицая факт хищений, на которые указывали следователи Фото: «БИЗНЕС Online»

НА ДЬЯКОНОВА ВЫШЛИ ЧЕРЕЗ АБДУЛЛИНА

Задержание когда-то всесильного Дьяконова стало апогеем уголовного дела о многомиллионных хищениях в КНИТУ-КХТИ. Расследование стартовало с сенсационного задержания летом 2014 года Абдуллина, тогда еще проректора вуза по научной работе. После продолжительного следствия Абдуллин был приговорен в декабре 2015 года Московским райсудом к 6,5 годам колонии за хищения 20 и 8 млн рублей по госконтрактам. Уже в феврале 2016 года в деле появились три новых подозреваемых из числа сотрудников вуза — профессор Екатерина Сергеева, доцент Аркадий Брысаев и заведующая лабораторией кафедры плазмохимических и нанотехнологий высокомолекулярных материалов, профессор Лилия Джанбекова. Их задержания сопровождались обысками на местах работы, все трое обвиняются в хищении бюджетных средств при заключении вузом контрактов с исполнителями — коммерческими фирмами. Гвоздем обвинения служит эпизод с контрактом на 166 млн рублей на выполнение опытно-конструкторской работы по «разработке технологии и оборудования для производства броневых листов на основе полиэтиленпластиков», шифр — «Броня ПЭ». Разработку вузу доверило выполнить министерство промышленности и торговли РФ, а, по версии следствия, сотрудники университета похитили 30 млн рублей от стоимости договора. Обвинение было предъявлено всем троим, но главным подозреваемым вновь стал Абдуллин.

В конце июля этого года следователи провели еще два задержания — под стражу был взяты Кочнев и Дубовик. Обоим были выдвинуты обвинения по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»). По версии следствия, КНИТУ-КХТИ заключил фиктивный договор с неким ООО «Юмитрейд», а Кочнев и Дубовик похитили 1,3 млн рублей. Интересно, что за короткий срок существования фирма успела получить несколько «сладких» контрактов вуза, средства на которые выделялись ПАО «Газпром». Оба задержанных дали признательные показания.

Над самим Дьяконовым угроза уголовного преследования нависла еще в августе 2016 года, когда Абдуллин разразился серией обличительных заявлений в следственный комитет РФ по РТ, МВД по РТ, республиканскую прокуратуру и ФСБ. Письма осужденного проректора касались в том числе отношений вуза с ПАО «Газпром». В 2012 году КНИТУ-КХТИ получил статус «опорного вуза» газового гиганта, в рамках заключенного соглашения монополия ежегодно выделяет финансирование. В хищении, присвоении и частичном возврате этих средств в виде откатов менеджменту «Газпрома» Абдуллин обвинил лично Дьяконова, а также уже упомянутого проректора Кочнева — якобы именно ему экс-ректор приказал подготовить 15-процентный откат. Вторым посредником по передаче взятки Абдуллин назвал декана факультета технологии и переработки каучуков и эластомеров Полимерного института КНИТУ-КХТИ Валентину Шкодич.

В своих показаниях Абдуллин указывал и на другие примеры коррупционных проявлений деятельности Дьяконова. В их числе уже упомянутый контракт на разработку брони, который якобы сопровождался взяткой в размере более 25 млн рублей, предназначенной для экс-ректора. Абдуллин приписывал своему шефу тесные отношения с коммерческими фирмами, выполнявшими подряды на закупку оборудования. К примеру, осужденный подчеркивал связь Дьяконова и директора ООО «Технокор» неким Комаровым. Якобы в январе 2015 года КНИТУ-КХТИ в рамках госконтракта по постановлению правительства РФ №218, приобрел у этой фирмы установку на быстрых электронах, которая до сих пор не запущена и складируется на полигоне «Искра» в Куркачах. Отдельно экс-проректор описывал эпизод, когда по просьбе Дьяконова принял взятку от Комарова в размере 1,5 млн рублей и передал деньги ректору.

Дьяконов до последнего рассчитывал на свои серьезные связи и покровителей в Москве
Фото: «БИЗНЕС Online»

ВЫБОРЫ КАК ПОСЛЕДНИЙ БАСТИОН

Отметим, до этого почти три года Абдуллин хранил молчание и не сдавал бывших коллег. Это можно объяснить тем, что вуз до последнего не признавал себя потерпевшей стороной в деле, отрицая факт хищений, на которые указывали следователи. В ответ экс-проректор не давал обличительных показаний. Перелом в рассмотрении дела наступил после того, как с позиции потерпевшей стороны от учебного заведения в суде начал выступать проректор по режиму вуза, бывший прокурор Казани Рафкат Уразбаев. О том, что́ этому способствовало, «БИЗНЕС Online» рассказал прокурор РТ Илдус Нафиков: «Я поручил своему заму вызвать ректора Дьяконова и объявить официальное предостережение в случае непринятия мер. Поскольку ущерб нанесен государству, то он будет нести ответственность по невзысканию ущерба и пойдет как соучастник вместе с Абдуллиным, либо будет привлечен за халатность. Когда такой разговор начался, он позвонил Уразбаеву, дал ему поручение и выписал ему доверенность, после чего Уразбаев и вступил в процесс».

После этого «удара в спину» Абдуллин и заговорил о Дьяконове: дескать, непосредственно ректор принимал участии в хищении газпромовских грантов, после того как энергетический гигант выбрал казанский вуз в качестве одного из своих исследовательских центров. Помимо Дьяконова и Кочнева, Абдуллин также указывал на необходимость возбуждения дела в отношении еще одного проректора КНИТУ-КХТИ — по экономике и инновациям — Валерия Аляева. Деньги, если верить Абдуллину, были похищены в 2014–2015 годах, когда был заключен договор между КНИТУ-КХТИ и «Газпромтрансгаз Казань» на 100 млн рублей для выполнения «определенного вида работ». В откровениях Абдуллина указывался ряд других сотрудников КНИТУ-КХТИ и других вузов, а также представителей коммерческих структур.

Вероятно, направленное в генпрокуратуру, МВД и СКР письмо Абдуллина с просьбой возбудить уголовное дело сыграло решающую роль в карьере (а теперь и судьбе) Дьяконова. Однако он далеко не сразу сдался. Вопреки явным намекам, он не стал уходить в отставку добровольно и выдвинул свою кандидатуру на новый срок. Как говорили наши источники в вузе, Дьяконов до последнего рассчитывал на свои серьезные связи и покровителей в Москве. Однако ставка не сыграла, минобразования РФ заблокировало выборную кампанию, не аттестовав ни одного из кандидатов в ректоры. В итоге в конце апреля Дьяконов все же написал заявление об уходе по собственному желанию, а на его место был назначен Юшко. В какой-то момент даже создалось впечатление, что экс-ректор договорился об индульгенции от уголовного преследования — проводили его с почетом, премьер-министр РТ Алексей Песошин вручил ему благодарственное письмо от правительства РТ. Но, похоже, партия теперь будет доигрываться до самого конца.