Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПЛАНЕТА СУШИ» В КАЗАНИ ЗАКРЫТА

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», целая драма разворачивается в Казани вокруг ресторана «Планета суши» известного российского холдинга ПАО «Росинтер Ресторантс Холдинг». В республике ресторанная компания работает под юрлицом «Росинтер Ресторантс Татарстан», учредителями которого являются сам «Росинтер Ресторантс Холдинг» (51%), а также два физлица — предпринимательница Луиза Тавлы и гражданин Турции Атар Гюркан (родственник Тавлы) (49%). Ресторан находился в ТЦ «Мега». Его закрытие два учредителя-физлица называют рейдерским захватом.

Сотрудничество ПАО «Росинтер Ресторантс Холдинг» с казанской предпринимательницей Тавлы (известной в городе, являющейся также владелицей бизнес-парка на улице Островского, 87) началось в 2005 году. Тогда был заключен договор на создание совместных предприятий на территории Казани. Вслед за подписанием договора в Казани открылось пять ресторанов: «Иль Патио» и «Планета суши» на улице Пушкина и в «Меге», и «Планета суши» в ТЦ «Кольцо» и также в «Меге». К последнему времени оставался только один ресторан «Планета суши» в «Меге», который прекратил работу с 23 июля. Как говорит сама Тавлы, с 2005 года местные партнеры вложили в развитие пяти ресторанов в столице РТ $3,5 миллиона. 

«Все инвестиции шли с моей стороны. „Росинтер Ресторантс Холдинг“ финансово никак не вкладывался в развитие в Казани. Для меня смысл вкладывать деньги был в том, что „Росинтер“ — это крупный ресторанный холдинг, у которого много ресторанов по стране. Изначально „Росинтер“ создавал все условия для работы — обучение, рецептура блюд. Показывали, как должен работать ресторан. Холдинг предоставлял базовые знания, опыт и так далее, а я вкладывала средства», — рассказала соучредитель предприятия нашей газете. Можно сказать, фактически российский «Росинтер» зашел в Татарстан именно благодаря ей.

При этом на протяжении 12 лет между тремя соучредителями не было конфликтов и судебных процессов. «Ресторан успешно развивался. Говорить о какой-то убыточности вообще нельзя. Он пользовался спросом посетителями „Меги“. Кроме того, у нас нет никаких кредитных обязательств. Мы нормально взаимодействуем с поставщиками и арендодателем», — говорит Тавлы. Согласно данным справочно-информационной системы «Контур.Фокус», товарные знаки «Планета суши» и «Иль Патио» связаны с ООО «ПС Казань» (Тавлы контролирует здесь 27%, еще 25% у Гюркана). Общество в 2015 году имело выручку в 106 млн рублей и показало прибыль в 11 миллионов. 

Рестораны, закрывшиеся на улице Пушкина в 2014 году, «Росинтер Ресторантс Холдинг» пообещал (это, по словам собеседницы «БИЗНЕС Online», документально зафиксировано) «заменить» новыми заведениями в другом месте в городе и полностью их самостоятельно профинансировать. Но они пока так и не открылись.

«ДЛЯ НАС ЭТО НЕ ФОРМАЛЬНЫЙ ВОПРОС»

Послание о закрытии ресторана в «Меге» за подписью гендиректора управляющей компании, полученное Тавлы по электронной почте, стало неожиданностью. «В письме говорилось, что в срок до 28 июля 2017 года арендатор — ресторан „Планета суши“ — должен освободить помещение и вывезти все имущество. Если рассматривать ситуацию юридически, этому должно было предшествовать какое-то уведомление о расторжении договора. А тут сразу уведомление об освобождении помещения», — говорит собеседница газеты. При этом договор об аренде с ТЦ «Мега» в Казани был заключен 1 января 2014 года. А срок его действия — до 30 ноября 2019 года.

Здесь нужно рассказать о системе управления предприятием. Ранее им управлял гендиректор ООО. Но в марте прошлого года «Росинтер Ресторантс Татарстан» избрал управляющий орган. Им стала компания, аффилированная с «Росинтер Ресторантс». Этому исполнительному органу полностью доверили управление предприятием. Управляющая компания (УК) зарегистрирована в Москве, а для работы в Казани у управляющего Сергея Зайцева была доверенность. «У нас не было недоверия к „Росинтеру“, поэтому мы не возражали против аффилированной УК, — объясняет Тавлы. — Было известно, что на 2017 год в „Меге“ планируется реконструкция, но никто ни разу не сказал, что ресторан закроется полностью. Мы предполагали, что на время реконструкции фуд-зоны в „Меге“ рестораны будут переноситься в другое место и нам предоставят другую площадь».

Нюанс в том, что «Росинтер Ресторантс Татарстан» наделил полномочиями УК лишь на один год. То есть юридически полномочия управляющей компании истекли 22 марта этого года. «После этой даты де-юре у нас нет исполнительного органа. Есть недосмотр УК, которая не продлевала полномочия. Правильно было сделать так: организовать собрание, где должны были либо продлить полномочия управляющего, либо избрать нового. Получается, что соглашение о расторжении договора аренды, подписанное со стороны арендатора, незаконно. Это подлежит обжалованию в суде», — говорит Тавлы.

По ее словам, в письме за подписью управляющего указано, что достигнута договоренность о выплате «Мегой» компенсации из-за преждевременного расторжения договора, что соответствует размеру недополученной прибыли. Управляющая компания рассчитала, какую прибыль мог бы получить ресторан до 2019 года, — это 5,3 млн рублей. В письме также сказано, что вопрос о формальном одобрении закрытия ресторана внесен в повестку дня ближайшего общего собрания участников. Когда оно состоится, Тавлы пока неизвестно. «А для нас это не формальный вопрос. Мы поняли, что „Мега“ заинтересована в работе, и цели ликвидировать ресторан не было. А у московского „Росинтера“, видимо, есть какие-то цели, — говорит бизнес-леди. — Важный момент — закрытие ресторана „Планета суши“ ставит вопрос о закрытии всего предприятия „Росинтер Ресторантс Татарстан“, а в перспективе возможно даже банкротство. Если бы „Росинтер“ заключил договор с другим торговым центром, мы бы поняли, что можем дальше работать. А так ничего нет».

После получения приснопамятного письма казанские учредители написали письма в управляющую организацию (юридический адрес в Москве), в «Икеа Мос» (Химки), управляющей ТЦ «Мега» в Казани. «Мы добились встречи с юристом ТЦ „Мега“ в Казани, и увидели у нее документ о расторжении договора аренды, датированный аж 6 июня! Со стороны нашего ресторана соглашение о расторжении подписано нашим генеральным директором управляющей компании Зайцевым. Ответ от холдинга „Росинтер“ пришел нам 20 июля. В нем говорится, что в связи с реконструкцией „Мегой“ было предложено досрочное расторжение договора аренды. А кому и на каких условиях предложено — непонятно», — говорит ресторатор.

«Мы видим эту ситуацию как решение нашего соучредителя — московского холдинга „Росинтер“ — избавиться от нас, и, возможно, открыть ресторан уже самим, имея здесь репутацию, возможности, вложения, — считает Тавлы. — На сегодня от имени двух учредителей-физлиц подано заявление о возбуждении уголовного дела. Мы квалифицируем это как рейдерский захват. У нас не было доступа к ресторану, там повесили баннер, а внутри у нас дорогостоящее оборудование. Куда это все делось и куда вывезли — непонятно. Также подали заявление в прокуратуру. Мы считаем, здесь есть мошеннические действия. Расторжение договора аренды незаконно, оно подписано не уполномоченными на то лицами, и мы будем оспаривать это в гражданском порядке в Арбитражном суде».

«ЗАБЛАГОВРЕМЕННОЕ РЕШЕНИЕ»

Газета «БИЗНЕС Online» обратилась к другим сторонам возникшей ситуации.

В пресс-службе «Икеа» в России нам ответили, что «в рамках обновления зоны кафе и ресторанов в „Меге Казань“ арендатор ООО „Росинтер Ресторантс Татарстан“, представляющий ресторан „Планета Суши“, и ООО „Икеа Мос (Торговля и Недвижимость)“ подписали соглашение о расторжении договора аренды с 28 июля 2017 года». А за дополнительными комментариями предложили обратиться непосредственно в ООО «Росинтер Ресторантс Татарстан». На дополнительный запрос газеты, кто стал инициатором расторжения договора, в пресс-службе к моменту публикации еще не ответили. 

В ПАО «Росинтер Ресторантс Холдинг» на запрос газеты ответили, что «решение о закрытии корпоративного ресторана „Планета Суши“, расположенного в ТЦ „Мега“ в городе Казани, принято в связи с досрочным расторжением договора аренды по инициативе арендодателя». «В планах руководства ТЦ „Мега“ — проведение реконструкции торгового центра, которая в том числе будет включать в себя смену концепций, представленных в зоне фудкорта, — говорится в ответе. — Досрочное расторжение договора аренды подписано по соглашению сторон с компенсацией финансовых потерь, которая подлежит пропорциональному  распределению между „Росинтером“ и партнером. Наши партнеры в Казани были проинформированы о данном решении заблаговременно. Компания „Росинтер Ресторантс“ владеет 51% бизнеса в совместном предприятии и обладает большинством голосов на общем собрании участников общества». В компании уточнили, что на сегодня компания «Росинтер Ресторантс» представлена в регионе брендами Costa Coffee (три локации), «IL Патио» (одна локация), «Американский Бар и Гриль» (две локации) и «Мама Раша» (одна локация). Все рестораны и кофейни расположены в международном аэропорту «Казань». «Дальнейшие планы по развитию компании в данном регионе будут зависеть от экономической ситуации и доступности подходящих помещений для аренды», — рассказали в холдинге.

Отметим интересную деталь. На сайте самого ПАО «Росинтер Ресторантс Холдинг» опубликованы операционные и аудированные финансовые результаты за 2016 год. При консолидированной выручке в 7,2 млрд рублей чистая прибыль за 2016 год — лишь 6 млн рублей. В 2015 году компания показала убытки в 392 млн рублей. По данным источников газеты в ресторанной отрасли, холдинг «Росинтер Ресторантс» в последнее время испытывает  трудности, с чем, быть может, и связано «избавление» от франшиз и партнерств в регионах. По словам собеседников, в ближайшее время холдинг может «скинуть» с себя все партнерства, чтобы обанкротить головное предприятие, имеющее многомиллионные долги. В результате ПАО с чистого листа начнет переподписание партнерских соглашений. Или, что более вероятно, уже самостоятельно откроет заведения в регионах — благо наработанная база уже есть. Впрочем, это не более чем домыслы, а реконцепцию «Меги» затеял все-таки не «Росинтер»...