Санкции оставляют для России единственную альтернативу — принимать США в качестве стратегического и ключевого вызова для своей безопасности, констатирует Иван Тимофеев — программный директор клуба «Валдай», созданного для укрепления диалога между российскими и западными интеллектуалами. Вердикт эксперта не оставляет надежды: если раньше дипломаты еще могли маневрировать, то теперь пространство будет надежно забетонировано на законодательном уровне. Остается только один сценарий — вражда.
СВЕЛИ НА НЕТ
Голосование в Палате представителей Конгресса США по закону «О противодействии агрессивной политике правительств Ирана, России, Северной Кореи и другим угрозам» сводит на нет результаты встречи Владимира Путина и Дональда Трампа в Гамбурге. Беседа на полях «двадцатки» породила волну эйфории или, как минимум, осторожного оптимизма. Президенты обсудили все сложные вопросы, сумели остаться на своих позициях и при этом обойти наиболее острые углы. Тем не менее, после встречи американская сторона продолжает последовательное ужесточение позиций. Законопроект по санкциям против России не оставляет возможностей для компромиссов и цементирует враждебную политику США в отношении Москвы на десятилетия вперёд.
Ужесточение американской позиции после Гамбурга ставит Россию в невыгодную ситуацию. Ей придётся либо ударить кулаком по столу, либо, в наихудшем виде, делать вид, что ничего страшного не происходит и продолжать поиск компромиссов и развязок, не обращая внимания на усиливающийся нажим. При этом дальнейшее усиление давления на Россию практически неизбежно. Этому способствует целый ряд факторов.
Во-первых, нажим на Россию может и будет идти по многочисленным каналам в обход президента США, даже если принять на веру то, что он хотел бы нормализации отношений с Россией. Сам Трамп вполне может использовать российскую карту в борьбе со своими оппонентами внутри США, периодически идя на обострение, как это произошло с ракетным ударом по Сирии. Важно и то, что антироссийская кампания в США уже живёт своей собственной жизнью и превратилась в хронический фактор, который будет довлеть над дипломатами.
Во-вторых, ситуация на Украине и тем более в Сирии остаётся крайне хрупкой и уязвимой для провокаций. Нет никаких причин, которые могли бы побудить американцев изменить позицию по украинскому вопросу. Здесь будет идти дальнейшая радикализация американской позиции в случае очередного витка столкновений. Спровоцировать их, как показывает недавний опыт, очень легко. Далеко не очевидно, что коммуникация с новым специальным представителем США по Украине сможет решить проблемы, тем более учитывая его «ястребиную» позицию. Ещё более неустойчива ситуация в Сирии, где число игроков, способных дестабилизировать ситуацию, гораздо больше.
В-третьих, модернизация вооружённых сил США и рост оборонных расходов будут усиливать напряжение в двусторонних отношениях. Сегодня нет никаких серьёзных оснований для того, чтобы Вашингтон изменил свою позицию по наращиванию расходов. Особенно чувствительной будет модернизация ядерных арсеналов. В этой области нужно быть готовым к неприятным сюрпризам вроде дальнейшей деградации РСМД.
В-четвёртых, живучесть нарратива об «авторитарной России» и позиционирования России как контрагента с сомнительной легитимностью. Трамп пока старательно избегает поднимать эту тему. Но её присутствие в американском дискурсе лишь усиливается.
Наконец, в-пятых, антироссийская политика США близка к тому, чтобы получить всеобъемлющие законодательные рамки. Голосование в Палате представителей по антироссийским санкциям — важный этап на этом пути. Принятие законопроекта определит политику США в отношении России на десятилетия вперёд. И это будет политика удушения России.
ТЕПЕРЬ ЭТО ВЫЗОВ
Законопроект примечателен следующими составляющими.
Прежде всего, Россия не является единственным предметом законопроекта. В документе также раскрываются санкции против Ирана и Северной Кореи, а также действия по противодействию терроризму. Иными словами, законопроект помещает Россию в линейку «государств-изгоев», а также в разряд проблем, сопоставимых с терроризмом. Это выбивает почву из-под ног у тех, кто рассчитывал минимизировать ущерб от санкций и сохранить российско-американское взаимодействие в рамках «пятёрки» по Ирану и «шестёрки» по Корее. В Москве теперь вполне закономерно зададут вопрос: какой смысл нам сотрудничать с Вашингтоном по этим проблемам, если нас уравнивают с самими этими проблемами?
Следующий важный момент — законопроект включает в себя широчайший спектр «проступков», за которые Россия должна быть наказана. Здесь и Украина, и Сирия, и киберпространство, и ракеты средней и меньшей дальности, и вмешательство в выборы, и пропаганда, и коррупция, и права человека, и энергетическая политика. Это означает, что какие-либо шаги навстречу Вашингтону или же попытки компромиссов по отдельным вопросам заранее обречены на провал. Законопроект обесценивает дипломатию в российско-американских отношениях, делая любые инициативы по решению накопившихся проблем бессмысленными. Зачем Москве договариваться с США и их союзниками по Сирии или Украине, если они всегда могут достать из рукава права человека или демократию, мотивируя этим сохранение санкций и враждебной политики в целом? Такой подход делает любые теоретические компромиссы со стороны России игрой в одни ворота.
Далее. Законопроект выкручивает руки любой стране мире, которая планирует сотрудничество с Россией. Речь идёт, в основном, об энергетике, хотя санкции подразумеваются и в отношении ряда других отраслей — железнодорожного транспорта, добывающей промышленности, ВПК и др. Можно понять возмущение европейских союзников США, которые являются ключевыми торговыми партнёрами России. Интересно, что в законопроекте прямо прописана цель выхода американских компаний на энергетический рынок Европы за счёт вытеснения с него России. Платить за это придётся налогоплательщикам ЕС. Но ещё важнее то, что санкции могут быть применены в отношении любой страны. Включая, кстати, членов ЕАЭС и любой другой страны, настроенной в отношении России более или менее дружественно.
Интересно, что законопроект предполагает и весьма жёсткую систему отчётности. Практически по всем направлениям Конгресс должен будет получать регулярные отчёты от исполнительной власти. Такие отчёты должны, например, включать в себя информацию о российских бизнесменах и степени их связи с правительством России. Это означает, что в отношении любого более или менее крупного российского бизнесмена может и должна вестись слежка, а выполнение, например, контрактов с государством становится поводом для санкций. Их введение оставляется на усмотрение исполнительной власти. То есть она может смотреть на то или иное «нарушение» сквозь пальцы. Но при этом получает инструмент для давления и манипуляций.
Наконец, важно то, что верификация многих положений остаётся крайне туманной и размытой. Особенно с учётом того, что многие претензии американской стороны до сих пор остаются недоказанными. Это перечёркивает любые надежды на какое-либо конструктивное обсуждение проблем.
В сухом остатке, санкции оставляют для России единственную альтернативу — принимать США в качестве стратегического и ключевого вызова для своей безопасности. И если раньше такую установку можно было оспаривать, то сейчас руками конгрессменов она получает самую серьёзную легитимацию. Ирония состоит в том, что санкции угрожают не только безопасности России, но и безопасности самих США. Мощь и возможности России нельзя переоценивать. Но их вряд ли стоит недооценивать. И если раньше дипломаты имели широкий манёвр для сотрудничества там, где обе стороны получали выгоду, то теперь пространство для такого манёвра надёжно бетонируется на законодательном уровне.
Справедливости ради нужно отметить, что проект предусматривает смягчение позиций в том случае, если это соответствует жизненно важным интересам США. Большой вопрос, пойдёт ли Москва навстречу, если у Вашингтона возникнут действительно жизненно важные проблемы.
Иван Тимофеев
МДК «Валдай», 25.07.2017
Иван Тимофеев — кандидат политических наук, доцент МГИМО, программный директор фонда клуба «Валдай» и российского совета по международным делам (РСМД), автор и соавтор более 60 публикаций, изданных в России и за рубежом.
Окончил Санкт-Петербургский государственный университет, факультет социологии (2002), магистратуру Ланкастерского и Центрально-Европейского университетов. Master of Arts in Society and Politics (2003).
Работал ученым секретарем МГИМО МИД России, директором аналитического центра МГИМО.
Международный дискуссионный клуб «Валдай» основан в 2004 году. Своим названием обязан месту проведения первой конференции, которая состоялась в Великом Новгороде, недалеко от озера Валдай.
Целью клуба является содействие диалогу российской и международной интеллектуальной элиты и независимый, объективный научный анализ политических, экономических и социальных событий в России и мире.
За годы существования клуба в его работе приняли участие более тысячи представителей международного научного сообщества из 63 стран мира, среди них профессора Гарвардского, Колумбийского, Джорджтаунского, Стэнфордского, Карлтонского, Лондонского, Каирского, Тегеранского, Восточно-Китайского, Токийского, Тель-Авивского, Мессинского университетов, Университета Джонса Хопкинса, Лондонской школы экономики, Королевского колледжа Лондона, Сьянс По и Сорбонны.
Участниками конференций клуба «Валдай» были многие выдающиеся политики, общественные деятели и деятели культуры из России и других государств.
С участниками ежегодных заседаний клуба «Валдай» с момента его основания традиционно встречается президент России Владимир Путин.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.