«Это мать нашей эстрады. Мы часто с ней встречались. И ее слова — „После себя я вижу Ханию Фархи“ — великие для меня...» — эти слова не сдерживавшая слез Хания Фархи сказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» в середине июня на церемонии прощания с легендарной Альфией Авзаловой «Ее слова — „После себя я вижу Ханию Фархи“ — великие для меня...» — это сказала Фархи (слева) в середине июня на церемонии прощания с легендарной Альфией Авзаловой

«МЫ, К СОЖАЛЕНИЮ, УЖЕ УХОДЯЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ, ОТ ЭТОГО НИКУДА НЕ ДЕНЕШЬСЯ»

«Это мать нашей эстрады. Мы часто с ней встречались. И ее слова — „После себя я вижу Ханию Фархи“ — великие для меня...» — это сказала не сдерживавшая слез Хания Фархи корреспонденту «БИЗНЕС Online» в середине июня на церемонии прощания с легендарной Альфией Авзаловой. Сегодня в мечети Аль Марджани звезды татарской музыки вспоминали Авзалову на 40-й день после ее похорон. Уже по окончании встречи стало известно, что в этот четверг не стало и ее «наследницы»... Таким образом, продолжился настоящий черный год для татарской эстрады, которая в 2017-м потеряла также известного продюсера Ильфака Шигапова.

Народная артистка Республики Татарстан и Республики Башкортостан Хания Фархи-Биктагирова — любимица публики, примадонна татарской эстрады. У Фархи есть именная звезда на Казанской аллее звезд, что расположилась на улице Баумана. В одном из интервью Фархи вспоминала о своем тяжелом детстве в деревне Верхняя Салаевка Татышлинского района Башкирской АССР: многодетная семья, школа в 6 км от деревни, жили крайне скромно, родители, работающие от зари до зари и поднимающие на ноги шестерых детей: «Моя жизнь не дает зазвездиться. Я никогда не забываю, что я из самой обычной деревенской семьи, что я дочь своих родителей, что в деревне из 12 домов меня всегда ждут мать с отцом». 

Умерла певица как раз в своей родной деревне — приехала навестить престарелую мать. Сегодня у артистки случился сердечный приступ, ее повезли в больницу, но по дороге прямо в машине она скончалась. «Даже не представляю, как мать перенесет эту новость, она пока ничего не знает, — рассказала «БИЗНЕС Online» главный редактор районной газеты Резеда Галимова. — Она жива, ей 86 лет, прекрасно себя чувствует, такая классическая, светлая татарская бабушка». Отца в живых уже нет, из шестерых братьев и сестер после ухода Хании осталось только трое. Фархи — псевдоним артистки от имени отца Фархлислам, «в знак благодарности своему отцу», как она говорила. Артистка признавалась, что среди татарских певцов была первой, кто взял псевдоним: до этого таковые были только у татарских писателей.

Несколько лет назад Фархи перенесла серьезную болезнь и хирургическое вмешательство — инсульт и операцию по удалению гематомы головного мозга, новый 2013 год певица встретила в реанимации МКДЦ. Тогда она рассказывала, что родилась в рубашке, но и гены сказались: «Папа жил до 80 лет, был крепким до самого своего внезапного ухода, мама жива до сих пор, она в своем уме и еще вовсю командует всеми нами». При этом в последнее время певица говорила и о том, что время артистов ее поколения уже проходит. «Мы, к сожалению, уже уходящее поколение, от этого никуда не денешься. Конечно, я не говорю, что сегодня мы возьмем и уйдем со сцены но, тем не менее исполнители средних возрастов уже идут за нами: Филюс Кагиров, Гузель Уразова, Ильдар Хакимов и так далее», — говорила Фархи в интервью «БИЗНЕС Online» в мае 2015 года.

Хания Фархи Умерла Хания Фархи в своей родной деревне — приехала навестить престарелую мать. У артистки случился сердечный приступ, по дороге в больницу она скончалась прямо в машине

ЮНОЕ ДАРОВАНИЕ ИЗ... МОСКВЫ

После того как юную Ханию не взяли учиться в уфимскую консерваторию, в 17 лет тогда еще Хания Халидуллина уехала учиться в Москву. Там она поступила в текстильное училище, где давали место в общежитии, одноразовое питание и стипендию в 30 рублей, и, занимаясь в художественной самодеятельности, пела на концертах, которые устраивались во время встреч татар столицы. После училища поступила в текстильный институт и параллельно — в музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова, пела в русском хоре им. Пятницкого. Однажды на одном из таких концертов на юное дарование обратил внимание писатель, автор текстов многих песен Гарай Рахим и пригласил в Казань.

После четырех лет в Москве отчаянная девушка бросила училище в Москве и уехала в Татарстан, где поступила в театральное училище, у которого не было общежития, и тогда еще никому не известной будущей певице пару раз даже пришлось переночевать на вокзале. Дипломированная актриса начала играть в Тинчуринском театре, вышла замуж, родила дочь, попала под сокращение, развелась с мужем и... вернулась обратно в Москву. В столице молодая актриса устроилась ведущей концертов в Московскую областную филармонию и параллельно начала гастролировать с татарским ансамблем «Байрам», где и начала карьеру эстрадной певицы.

Когда жизнь, как казалось, уже наладилась — артистка возглавила ансамбль «Байрам», где была и певицей, и директором, и бухгалтером, — она знакомится со своим вторым мужем, Габдулхаем, и уезжает к нему в Набережные Челны. Именно там певицу и накрыла народная любовь и популярность — выходят ее первый альбом, который  молниеносно разошелся и принес ей успех. Наибольшую популярность Фархи принесли песни «Әлдермешкә кайтам әле» («Вернусь еще в Альдермыш»), «Сагынам сине, Питрәч» («Скучаю по вам, Пестрецы»). «Последняя песня была написана самой певицей, после которой Хания проснулась знаменитой. В ее репертуаре было более 300 песен.

Фархи должна была присутствовать сегодня на поминках Авзаловой Хания Фархи должна была присутствовать сегодня в казанской мечети Аль Марджани, где вспоминали Альфию Авзалову

ХАНИЮ СЕГОДНЯ ЖДАЛИ В МЕЧЕТИ АЛЬ МАРДЖАНИ

К слову, Фархи должна была присутствовать сегодня на поминках Авзаловой, ровно как и Салават Фатхетдинов, но их не было. Как рассказал позже в беседе с «БИЗНЕС Online» помощник Салавата, тот в срочном порядке выехал в Татышлинский район Башкортостана, откуда родом Хания. К слову, Салават и Фархи не только коллеги по цеху, но и земляки: родная деревня Салавата находится в нескольких километрах от Верхней Салаевки.

Ничего не подозревавшие о трагедии гости, пришедшие на 40 дней со дня похорон народной исполнительницы, делились своими ощущениями. Дочь «моң патшабикәсе» («царицы моң») Зульфия Нигмедзянова призналась «БИЗНЕС Online»: она не думала, что будет так тяжело — эта боль все не утихает. Ее утешала ведущая концертов Авзаловой и ее близкая подруга Алифа Валеева. Она, оказывается, видела сон, где покойной лет 50 и она прекрасно выглядит. Возможно, Аллах доволен ею. Живущая в США правнучка Авзаловой Ева Нигмедзянова, которая владеет лишь английским и русским языком,  в честь прабабушки пообещала выучить родную речь.

Проповедь имама  Рамиля Мингараева  слушали очень внимательно Проповедь имама Рамиля Мингараева слушали очень внимательно

Директор филармонии им. Тукая Кадим Нуруллин высказал мысль об увековечении памяти великой татарской певицы. Он предложил назвать часть улицы Спартаковской, где она жила, именем Авзаловой — по мнению Нуруллина, в этом есть символический смысл: «За филармонией проходит эта длинная улица, там очень удачное стечение этих названий улиц: Туфана Миннулина, Качалова, Шаляпина, Марселя Салимжанова». Зал мечети Аль Марджани встречал гостей песнями Авзаловой, что несколько необычно для подобного рода мероприятий внутри дома Аллаха. Проповедь имама Рамиля Мингараева слушали очень внимательно. Среди пришедших сами живые легенды: певицы Флера Сулейманова, Хамдуна Тимергалиева, две ЗухрыСахабиева и Шарифуллина, артисты Камаловского и Тинчуринского театров...

Кадим Нуруллин высказал мысль об увековечении памяти великой татарской певицы Кадим Нуруллин высказал мысль об увековечении памяти великой татарской певицы 

После короткой проповеди и рецитации главных сур Священной книги, которые обычно читают на подобного рода мероприятиях («Ясин» и «Табарак»), ведущий, художественный руководитель Татгосфилармонии Айдар Файзрахманов, передавал микрофон всем желающим. Люди делились интересными воспоминаниями. Например, как Авзалова с друзьями каждый год ездила в Ялту отдыхать, причем без всяких путевок, что называется «дикарем». Об этом сказала Сулейманова, которая также с одобрения муллы спела мунаджат о терпении. 


Писатель Рабит Батулла поведал о том, что у него есть 12-часовой аудиовидеоматериал бесед с Альфией и можно использовать его для увековечения памяти заслуженной артистки РСФСР. Председатель союза писателей Татарстана Данил Салихов утвердительно кивал этому предложению. Уже когда расходились, как рассказал позже один из гостей, пришла весть о кончине Фархи, но тогда это все восприняли за злой и неправдивый слух...

Прощание с певицей Ханией Фархи состоится в субботу в казанском театре им. Камала. Гражданская панихида начнется в 10:00.

«ДАЖЕ СЕРДЦЕ СЕЙЧАС ЩЕМИТ, ВЗЯЛ ЧЕРНОВОЙ ВАРИАНТ НАШЕЙ АФИШИ, КРАСНОЙ СТРОКОЙ В КОТОРОЙ ИДЕТ ИМЯ ХАНИИ ФАРХИ...»

Деятели культуры Татарстана в разговоре с «БИЗНЕС Online» вспоминали скончавшуюся сегодня певицу.

Рифат Фаттахов — продюсер, директор фонда им. Вагапова:

— Трудно сейчас говорить, я нахожусь в шоковом состоянии, только недавно узнал об этом... Это очень большая потеря для нашей эстрады, для нашего народа. Хания Фархи на сегодняшний день в татарской эстраде — ярчайшая из звезд. Это человек, который определяет лицо, место нашей эстрады. От всех остальных Хания Фархи отличается своей яркой харизмой, индивидуальностью. Ее голос и репертуар нельзя ни с кем спутать. Очень часто в интервью и социальных сетях говорят о личностях, которых можно ставить в пример новому поколению исполнителей, и одной из первой называют Ханию Фархи. У нее был истинно национальный репертуар. С одной стороны, она всегда шла в ногу со временем. В ее репертуаре очень много современных мотивов и ритмов. В то же время ее манера исполнения, песни — глубоко национальное творчество нашего народа.

Есть такое понятие — «мон», оно определяет характер нашей песни, оно присуще и творчеству Хании Фархи. Многие молодые артисты стараются повторить не только ее суперхиты, но и манеру исполнения. Это говорит о том, что у нее была своя школа. Этого удостаиваются единицы — Рашид Вагапов, Ильхам Шакиров, Альфия Авзалова, Салават и, конечно же, Хания. Она была очень трудолюбивой, ездила много и работала. Истинно народная певица в прямом смысле этого слова! Она выступала в больших залах и маленьких деревнях, не чуралась петь в неполных залах. Я чувствовал ее огромную любовь к зрителю. Народ отвечал ей тем же.


У нас с Ханией Фархи были большие планы. К примеру, концерты осенью. На следующий год мы планировали крупное событие — фестиваль татаро-башкирской эстрады. Начиная с апреля месяца мы планировали с нашими партнерами из Москвы сделать гастрольное турне, которое бы стартовало в Государственном кремлевском дворце Москвы. Гала-концерт должен был состояться 7 апреля, а затем выступления по всей России... Даже сердце сейчас щемит, взял черновой вариант нашей афиши, красной строкой в которой идет имя Хании Фархи... Она была красной строкой татарской эстрады! Глубоко соболезную родным, близким. Это невосполнимая утрата. Мы только через некоторое время осознаем, какую глыбу потеряли.

Разиль Валеев — поэт, депутат Госсовета РТ:

— Я услышал только что эту весть и не могу поверить. Самую большую оценку Хание Фархи дал народ. Если она в течение четверти века смогла оставаться одной из самых популярных артисток — это о многом говорит. Такие артисты, как она или Салават, сохраняли, поднимали и укрепляли душу нашего народа. Да, может быть, она по уровню профессионального исполнения была не такая, как Ильхам Шакиров или Фарида Кудашева, но ее главная ценность — это ее народность. Каждая ее песня уходила в народ. Хания Фархи даже простые слова исполняла чудесно. Например песня «Әлдермешкә кайтам әле» — незатейливые слова, а насколько она стала популярной! Фархи сумела этой песней прославить деревню. Каждое ее исполнение находило свое место в сердце народа и, думаю, ее жизнь в песнях будет еще очень долгой.

Миляуша Айтуганова — директор «Татаркино»:

— Это была удивительная женщина. Она была, мне даже странно говорить «была», настолько справедлива по отношению к людям, настолько корректна по отношению к своим коллегам по цеху. Никогда и ни о ком ни одного плохого слова, сплетен от нее не слышала. Она человек, с которым можно идти на разведку. Конечно, она могла подвести из-за своей слабости, но по большому счету это удивительная женщина, которой, мне кажется, Аллах наградил нашу нацию, с таким голосом, такой энергетикой, которая заполняла не только сцену, но и весь зал. Такие люди больше не повторятся.


Ренат Ибрагимов — певец, народный артист России:

— Ничего себе новость, я от вас услышал. Хания при мне начинала, я приглашал ее на концерты еще в начале 90-х годов. Она очень талантливый, профессиональный человек. У нее был своеобразный стиль исполнения, ну не зря же она была популярна в народе. Последний раз мы виделись с ней около месяца назад. Уже тогда было видно, что она не в форме. 57 лет — разве это возраст? Если правильно жить, по иману (вера в истинность исламаприм. ред.), то до 100 лет петь можно. Когда иман слабый, люди рано уходят из жизни, бывают ошибки в судьбе, внутрисемейные драмы. Для татарской эстрады это большая потеря. 


Габдельфат Сафин — певец, народный артист Татарстана:

— Во-первых, у нее душа была чистая, она была искренняя артистка. Во-вторых, у нее был силен артистизм, так как Хания была профессиональным драматическим актером. Артистизм, драма — самые нужные народу качества. Она абы какие песни не исполняла, каждая из них становилась хитом. Просто она не могла держать себя в рамках — это был единственный минус. Не смогла найти в себе силы, чтобы преодолеть то, что мешало жить, хотя в творчестве была сильной личностью. Я очень переживаю, мы артисты одного поколения, нас таких 5 -6, может быть, которые в течение 25 лет вместе служили народу. Мы, наблюдая друг за другом, безо всякой черной зависти брали лучшее друг у друга. Творили по-своему, не повторялись, очень хотелось, чтобы до старости шли вот так вместе по жизни...


Ркаил Зайдулла — драматург:

— Только что услышал эту новость... Мы с Ханией Фархи были давно знакомы. Она училась в театральном училище, я — в университете. Уже тогда общались, организовывали встречи. Хания Фархи была народной певицей, она была из народа! Конечно, она была драматической исполнительницей. Очень жалко.

Рустам Сарваров — директор продюсерского центра «Аксу»:

— Хания Фархи окончила театральное училище. Среди наших исполнителей она очень выделялась, пела от души! Народ ее любит, любил и будет любить. Она искренна, чиста. Сейчас у нашей молодежи сносит крышу, а Хания Фархи оставалась простой, к дворнику подойдет, спросит, как дела. У нее никогда не было звездной болезни. Только хорошие слова! Мы с ней работали. Даже увольнение из театра имени Тинчурина пошло в плюс. Хания Фархи — звезда татарской эстрады, любимица народа. Мои соболезнования...

Флера Сулейманова — певица, народная артистка Татарстана:

— Она была очень хорошей певицей, мостом между нами, старыми исполнителями, и молодыми певцами и соединяла прошлое и будущее нашей песни.