Саид-Гирей Алкин Саид-Гирей Алкин

САИД-ГИРЕЙ И СЫНОВЬЯ — АВТОРИТЕТНАЯ КОМПАНИЯ В КАЗАНИ

К концу XIX века семейство Алкиных входило в интеллектуальную элиту татарского общества Казани. Пожалуй, наиболее заметным из них был Саид-Гирей (есть другой вариант написания его имени — Сеид), юрист, общественный и политический деятель, депутат первой Государственной Думы, талантливый журналист, редактор «Казан мухбире» («Казанский вестник») — первой газеты в Казани, выходившей на татарском языке. Газета являлась органом мусульманского союза, получала значительную материальную и моральную поддержку от либерально настроенных слоев татарского общества.

Его сыновья Джигангир, Дауд, Ильяс и Аскар окончили реальное училище, а затем продолжили образование в высших учебных заведениях. Некоторое время репетитором Ильяса и Джигангира был реалист Вячеслав Скрябин, более известный в истории как Вячеслав Молотов (Вячеслав Михайлович Молотов (Скрябин, 1890–1986) — российский революционер, председатель Совета народных комиссаров СССР в 1930–1941 годах, народный комиссар, министр иностранных дел СССР, один из высших руководителей ВКП(б) и КПСС с 1921 по 1957 год прим. ред.). По стопам отца заметной общественно-политической фигурой стал и один из его сыновей, Ильяс Алкин, общественный деятель, военачальник, ученый, судьба которого, как и его папы, по мнению современных историков, была полна самых крутых поворотов, бросавших участников великой драмы из одной крайности в другую. Остались они и в исторической памяти народа, несмотря на многие десятилетия насильственного забвения. Достаточно сказать, что до сих пор неизвестны как точные обстоятельства и время смерти, так и место погребения Саид-Гирея Алкина (ориентировочно он скончался в 1919 году).

Доктор исторических наук Диляра Усманова отмечает, что остававшаяся долгие десятилетия terra incognita деятельность мусульманских представителей в Государственной Думе практически еще не выступала как самостоятельный и центральный объект всестороннего исследования. В трудах большинства авторов, так или иначе затрагивавших эту проблематику, за редким исключением, мусульманские депутаты представлялись как маловажный элемент основной темы — истории политической борьбы и взаимоотношений партийных фракций, становления либерального движения, реформирования политической системы страны в думский период. А тогда, в конце XIX – начале XX века, и Саид-Гирей, и его сыновья играли весьма заметную роль в политической и общественной жизни Казани. В доме Алкиных в центральной части губернской столицы на Воскресенской улице нередко бывали видные представители татарской интеллигенции, купечества, можно было встретить там и крупных чиновников, государственных деятелей. «Этот дом, несколько потерявший свой первозданный вид, сохранился под №25 на улице Кремлевской, — сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» известный казанский историк Булат Султанбеков. — До революции первый его этаж был занят магазинами. Они существуют и сейчас».

Ильяс Алкин Ильяс Алкин

АДВОКАТ ИЗ КНЯЖЕСКОГО РОДА

Саид-Гирей Алкин родился в семье мурзы (аристократический титул в тюркских государствах, таких как Казанское, Астраханское, Крымское ханство и Ногайская Орда, высший слой тюркского дворянства, соответствующий русским князьям, — прим. ред.) В 1841 году род Алкиных был внесен в дворянскую родословную книгу Казанской губернии.

Саид-Гирей, выпускник 1-й Казанской мужской гимназии, в 1887 году поступает в Казанский императорский университет, где учится четыре семестра на медицинском факультете. После этого по неизвестным доселе причинам отдает предпочтение изучению права и юриспруденции, перейдя в том же вузе на юридический факультет, который оканчивает в 1893 году с дипломом 1-й степени. В 1893–1896 годах — кандидат на судебные должности в Казанском окружном суде, в 1898-м становится адвокатом, специализирующимся на гражданских делах. Сегодня имя Саид-Гирея Шагиахтаровича Алкина входит в сборник «Самые знаменитые адвокаты в истории России». Годами позже его сын Ильяс после окончания училища тоже становится студентом, но уже в Петербурге; учится в знаменитом политехническом институте, который дал стране не только сотни высококвалифицированных инженеров, но и десятки видных политических деятелей как правого, так и левого толка.

А сам Саид-Гирей Алкин — первый казанский татарин, ставший присяжным поверенным. В 1905–1906 годах он преподавал курс права в медресе, в знаменитой «Мухаммадии». Домовладелец, в собственности его семьи были деревянный и каменный дома в Казани. Землевладелец, по сведениям ряда интернет-ресурсов, он совместно с тремя братьями и тремя сестрами унаследовал от отца 1281 десятину земли в Казанской губернии, в ее Мамадышском уезде.

В Казани Алкин активно занимается нуждами высших учебных заведений, входит в председательские и попечительские советы многих из них. Став членом Казанской городской Думы, он входит в комиссии, занимавшиеся юридическими, театральными, училищными вопросами. Алкин считался либеральным мусульманским лидером. Он был сторонником просвещения и культурного развития татарского народа.

Наступление XX века российское общество встретило с большими надеждами, распрощавшись с веком XIX — эпохой крепостного права и либеральных реформ. Общество вправе было ожидать позитивных перемен, однако ничего не происходило… «Процессы, приведшие к новым явлениям в экономике и общественной жизни, изменению социального поведения региональных и национальных элит, в целом повышению социальной активности широких слоев российских поданных в условиях бездействия или запоздалых действий самодержавной власти усиливали общественное напряжение в стране, — читаем в научно-документальном журнале «Гасырлар авазы — Эхо веков» государственного комитета РТ по архивному делу. — Недовольство представителей различных сословно-социальных и этноконфессиональных групп населения в начале ХХ столетия сгущалось».

Чтобы соблюсти гарантии религиозных и иных прав российских подданных, изложенных в «Основных законах Российской империи», было заявлено о пересмотре «действующих постановлений, ограничивающих права инородцев и уроженцев отдельных местностей империи, с тем, чтобы из числа сих постановлений впредь сохранены были лишь те, которые вызываются насущными интересами государства». Планировалось также изъять ограничения в сфере печати с тем, чтобы она имела возможность «быть правдивою выразительницею разумных стремлений на пользу России». Примерно в это время и появляется в Казани по инициативе Алкина первая газета на татарском языке.

Первая казанская газета на татарском языкеЧтобы увеличить, нажмите

«БЫТЬ ПРАВДИВОЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНИЦЕЮ РАЗУМНЫХ СТРЕМЛЕНИЙ»

Сайт «Старая Казань» полагает, что тогда, в далеком 1905 году, это стало эпохальным событием, ведь до этого времени в России не существовало ни одного периодического издания на татарском языке. Их появление стало возможным только после революционных событий 1905 года и некоторой либерализации цензуры.

Оживившееся на волне событий 1905 года национальное самосознание татар стремилось реализовать себя через периодику. Ряд представителей татарской интеллигенции чутко уловили потребность времени. Среди них был и Саид-Гирей Алкин. 12 июня 1905 года присяжный поверенный обратился в канцелярию казанского губернатора с прошением о разрешении издавать в Казани газету «Казан мухбире» («Казанский вестник») на русском и татарском языках.

Первый номер издания вышел в свет в конце октября 1905 года и сразу занял достойное место в духовной жизни того времени. Российские новости и международная политика, экономика и наука, культура и философия — все это нашло отражение на страницах первой татарской газеты. Можно здесь прочесть и интереснейшие оценки самосознания мусульман начала XX века. «Наши мусульмане очень верят другим людям, доверяют им, — писал в июле 1906-го собкор газеты Гари Ашруй. — Они любят наблюдать за работой других людей, спокойны. Все хорошо знают, что мусульмане — это скромный, застенчивый народ, его легко обмануть. Нам, мусульманам, нельзя больше верить разным обещаниям, и... пора сделать вывод».

До 70% площади «Казан мухбире», как, впрочем, и других газет того времени, да и нынешнего, было отведено под рекламу. При этом приемы рекламы товаров мало чем отличаются от того, что мы сегодня слышим по радио и телевидению, читаем в газетах и журналах. «Покупайте лучшую сбрую для лошади. Очень низкие цены», — не правда ли, похоже?

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ПОЛУЧИЛ ОТ МУСУЛЬМАН БОЛЕЕ 500 ПРОШЕНИЙ

Эти меры свидетельствовали о желании верховной власти системно подойти к решению накопившихся проблем, затрагивавших интересы практически всех слоев подданных империи, и укреплению у многонационального населения страны, в том числе у мусульман, веры в возможность расширения своих религиозных и политических прав. В декабре 1904 года социальная активность мусульман Волго-Уральского региона оформилась в «приговорное движение» — петиционную кампанию. В адрес комитета министров поступило более 500 прошений мусульман Поволжья и Приуралья с указанием ущемления их религиозных и гражданских прав.

Одними из первых на наметившиеся перемены отреагировали мусульмане Казани. По инициативе Галимджана Ибрагимова (Галимджан Гирфанович Ибрагимов (1887–1938) — татарский писатель, ученый, политический и общественный деятель — прим. ред.) в доме купца Хусаинова 23 января 1905 года собрались татарские предприниматели и выработали план организации петиционной кампании. Спустя несколько дней на собрании, проведенном с разрешения казанского губернатора, 200 казанцев обсудили и утвердили текст прошения (докладной записки), который был составлен известным уже казанским юристом Алкиным и датирован «1905 года марта 23 дня».

«ЕГО ВЫСОКОПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВУ ГОСПОДИНУ ПРЕДСЕДАТЕЛЮ…»

Представление петиции (докладной записки) его адресату — Сергею Витте (граф Сергей Юльевич Витте (1849–1915) — председатель комитета министров, затем совета министров Российской империи — прим. ред.) — было доверено четырем авторитетным лицам: имаму Сеннобазарной мечети, указному мулле Габдулле Габдул-Каримовичу Апанаеву, купцу Ахметзяну Сайдашеву, а также прибывшему из Османского государства и проживающему в Казани почетному потомственному гражданину Юсуфу Акчуре и, разумеется, автору документа — Саид-Гирею Алкину. Собрание в Казани состоялось на второй день после объявления Россией войны Японии (27 января (9 февраля) 1904 года — прим. ред.).

В преамбуле докладной записки составители сочли необходимым сказать об этом, пусть в завуалированной форме, назвав политическую обстановку в России временем «вынужденной, но коварством навязанной борьбы с внешним врагом дорогого нам Отечества». Также они заявили о том, что «всех вер, наций, культа и положения сыны Отечества» могут подождать преобразований до тех пор, «пока не минует военная гроза, пока не возложен венец победителя на нашего великодержавного вождя».

«Это первый документ от татар, столь масштабно и комплексно показывающий их претензии к правительству относительно достижения равноправия с русскими подданными, — дает ему оценку журнал «Гасырлар авазы — Эхо веков». — Сразу привлекает внимание грамотное с точки зрения правовых аспектов составление петиции. Ее составитель Алкин свободно оперирует юридическими терминами, делает необходимые ссылки на нормативные и законодательные акты… В каждом пункте сначала дается преамбула — обоснование, затем высказывается само предложение по совершенствованию действующего законодательства на предмет уравнения с русским народом в гражданских правах, нередко сопровождаемое указанием на конкретные статьи закона».

ДЕПУТАТ ПЕРВОЙ ГОСДУМЫ ОТ КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ

Большая политическая карьера Саид-Гирея Алкина начинается в 1905 году, когда он выступил одним из организаторов первой всероссийской исламской партии «Иттифак аль-Муслимин» (с арабского «Согласие мусульман»). Она имела отделения в Поволжье, Крыму, на Урале и Кавказе, в Сибири, Туркестане и Закавказье. Программа предусматривала ряд либеральных преобразований и объединение всех мусульман России без различия сословий и национальностей (партия прекратила существование в 1907 году — прим. ред.).

В 1905–1906 годах Алкин — делегат 1-го, 2-го и 3-го всероссийских мусульманских съездов. В 1906 году его выбирают депутатом в первую Государственную Думу от Казанской губернии. В Думе он сначала вступает в конституционно-демократическую фракцию, затем организует объединение депутатов, исповедующих ислам, в отдельную фракцию и становится членом ее бюро. Усманова приводит следующую интересную статистику: «За весь период существования дореволюционной Думы в нее было избрано 79 депутатов-мусульман (25 депутатов — в Думу первого созыва, 37 мусульман — во вторую Думу, 10 — в третью, 7 — в четвертую). Поскольку отдельные депутаты избирались дважды и более, то интересы мусульманского населения страны представляли всего 67 персон, объединившихся в самостоятельную мусульманскую фракцию».

Потом Алкин был осужден за участие в так называемом Выборгском воззвании. 10 июля 1906 года в городе Выборге, протестуя против разгона Думы, подписал вместе с еще 8 членами мусульманской фракции «Выборгское воззвание» и был осужден и приговорен к 3 месяцам тюрьмы и лишению избирательных прав. С 29 декабря 1906 года он был отстранен от адвокатской практики на время судебного разбирательства и тюремного заключения, которое отбывал в Казани в 1908 году. Осенью 1910 года вернулся к занятиям адвокатурой. С конца 1900-х годов сотрудничал в органе казанских либералов — газете «Камско-Волжская речь». Он также продолжил сотрудничать с другими газетами и журналами, писал туда публицистические статьи, участвовал в деятельности мусульманских общественных организаций.

После революции, произошедшей в феврале 1917 года, он некоторое время участвует в создании мусульманских органов самоуправления, организует съезды мусульман, но вскоре оставляет политическую деятельность. Вскоре после октябрьского переворота последовал недолгий арест, но благодаря заступничеству коллег Алкин был отпущен. Потом недолго работал судьей, участвовал в разработке новых законов Казанской губернии. В 1919 году Саид-Гирей Алкин был уволен со службы и в том же году умер.