23 июня в 19:00 в Казани выступит кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств (Москва) Ирина Чмырева с лекцией «Как фотография стала современным искусством».

Опыт России 1980-х — середины 1990-х годов станет девятым событием в рамках лектория «Современное искусство в России: истоки, герои, контекст» деловой электронной газеты «БИЗНЕС Online» и центра современной культуры «Смена».

1980-е годы в СССР были периодом формирования новой культурной платформы, которая была предъявлена в эпоху гласности отечественным специалистам и широкой публике, иностранным специалистам, интересовавшимся процессами современного искусства в нашей стране. Творчество Александра Слюсарева, Игоря Мухина, Сергея Борисова, Бориса Михайлова, Франциско Инфанте будет рассмотрено в связи с формированием диалога фотографии и пространства современного искусства.

Фотография, интересовавшая художников современного искусства еще с 1970-х годов, в 1980-е — начале 1990-х годов становится активно используемым медиа. Фотография превращается в фотографические инсталляцию и перформанс. В это новое пространство мы погрузимся, рассматривая работы Приволжской школы фотографии и Сергея Чиликова; харьковские фотографические перформансы и деятельность творческих групп 1980−1990-х годов; перформансы Новой академии изящных искусств в Санкт-Петербурге; инсталляции Владимира Куприянова, Ольги Чернышевой, Валеры и Наташи Черкашиных, группы АЕС в Москве.

В конце 1980-х — начале 1990-х годов в Москве и Ленинграде появляются независимые выставочные площадки и культурные инициативы, не связанные с официальными советскими институциями. В деятельности новаторов — кураторов выставок и коллекций, первых галеристов современного искусства в России — фотография начинает играть важную роль. Выставки современной фотографии вбирают в себя опыт современного искусства. Кураторский проект Дмитрия Виленского в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, масштабное представление текущего процесса в «Искусстве современной фотографии: Россия, Украина, Беларусь» куратора Евгения Березнера в Центральном доме художников в Москве — ключевые точки нового маршрута фотографии середины 1990-х — будут рассмотрены в третьей части лекции.