Карадениз перешел в «Рубин» 9 лет назад. И хотя ни один легионер не проводил в казанских клубах столько времени, как турок, много ли мы успели о нем узнать? А турецкая карьера Гека вообще почти сплошь белое пятно. При этом у него тогда было все: абсолютное доверие клубных боссов, высокие результаты, вызовы в сборную. Но что-то пошло не так... «БИЗНЕС Online» вспоминает жизнь Карадениза в его первом клубе — турецком «Трабзоне». Чем жила легенда «Рубина» до двух чемпионств России и гола «Барселоне»?
«МЫ НЕ НАШЛИ БЫ ЕМУ ЗАМЕНУ»
2003 год. Июнь. Франция. Кубок конфедераций. Сборная Турции вышла против Бразилии в последнем матче группового этапа. Турки привезли на турнир далеко не самый сильный состав и мало на что могли рассчитывать в поединке с Рональдиньо и другими бразильскими звездами. По крайней мере, так казалось.
Во втором тайме 29 тыс. зрителей на стадионе «Жоффруа Гишар» ждали шок, удар, изумление. Как угодно. Гекдениз Карадениз, 23-летний паренек из «Трабзона», который к тому моменту профессионально играл в футбол лишь три года, сравнял счет и дал Турции надежду на полуфинал. «Это было лучшее выступление Карадениза на моей памяти, — вспоминает комментатор турецкого телеканала NTV Spor Нэбил Эврен. — Турция решила взять на Кубок конфедераций молодую команду, и Карадениз произвел неизгладимое впечатление. После турнира его карьера пошла на взлет». Матч с Бразилией закончился ничьей 2:2. Дальше — сборная Франции и Тьеери Анри. Снова турецкая команда уступала в первом тайме, пропустив два мяча, и снова камбэк начался с Карадениза. Несмотря на поражение (2:3), в карьере Гекдениза открылась новая глава. Теперь он был не просто перспективным игроком. Его с уверенностью называли звездой.
«Тогда Карадениз был молодым, только начинал играть в сборной, но он уже считался одним из лучших игроков в чемпионате», — говорит Бурак Гюрдал, генеральный менеджер «Трабзона» в 2003–2006 годах. Даже Гюрдалу трудно представить, как сильно подскочила трансферная стоимость Гекдениза после Кубка конфедераций: «Я затрудняюсь назвать точную цифру. Она могла колебаться от 6 до 9 миллионов евро». На самом деле никто не знал, как оценивались способности Карадениза на рынке. Дело в том, что «Трабзон» получал предложения от турецких, итальянских и немецких клубов, но не рассматривал их. Соответственно, сумма компенсации никогда не обсуждалась. В 2006 году президент турецкого клуба Хашим Сейидоглу сказал: «Мы не отдадим Карадениза, даже если взамен предложат деньги и 10 игроков».
В 2004 и 2005 годах «Трабзон» занимал второе место в чемпионате Турции, отставая от «Фенербахче» всего на три-четыре очка. Карадениз так хорошо взаимодействовал с другой звездой «Трабзона», Фатихом Текке, что об их дуэте можно было слагать легенды. «Они могли отдавать друг другу передачи даже с закрытыми глазами», — говорит Эврен.
Результаты, которые команда демонстрировала при Караденизе и Текке, были запредельными. Как объясняет комментатор, «Трабзон» производил такой фурор в турецком футболе только в прошлом веке: попав в высшую лигу, команда за 10 лет выиграла 6 титулов и прервала доминирование стамбульских «Фенербахче», «Галатасарая» и «Бешикташа», но затем «Трабзон» сдал свои позиции, приставка «топ» применялась к клубу, лишь когда речь шла об азиатской части Турции.
«Карадениз очень усердно работал, — вспоминает Гюрдал. — Он был отличным примером для остальных. Уже тогда мы понимали, что с таким трудолюбием он долго продержится на профессиональном уровне. Если бы мы упустили такого игрока, то просто не смогли бы найти ему замену». Казалось, у Карадениза было все: абсолютное доверие, идеальный одноклубник, высокие результаты, вызовы в сборную. Что же пошло не так? Почему он все-таки не добыл «золото» для «Трабзона» и оказался в России?
«ОН МОГ СТАТЬ СУПЕРЗВЕЗДОЙ»
В 2005 году федерация футбола Турции отстранила Карадениза на 10 месяцев — огромный срок для футболиста в расцвете сил. Причина — ставка на матч между «Себатспором» и «Кайсериоспором». Срок дисквалификации удалось сократить до 6 месяцев. В марте 2006 года Гекдениз вышел на поле в матче с «Галатасараем». «Карадениз заново родился», — описала его возвращение газета Hurryiet. «Я совершил ошибку и отбыл наказание, — сказал Карадениз, не отрицая факта ставки. — Такая ситуация возникла у меня впервые за 8 лет, что я играю в футбол». Также Гекдениз говорил, что собирается принести извинения своей игрой. Но ему помешал еще один скандал — настолько серьезный, что Карадениз мог опасаться за свою жизнь.
В июле того же 2006 года неизвестные обстреляли машины Фатиха Текке и супруги Гекдениза Серры. Сразу четыре газеты в Трабзоне разместили материалы про инцидент с фотографиями Карадениза на первой полосе. В прессе стали появляться невероятные подробности. Писали, что от каждого футболиста требовали по $500 тыс. за «крышу», что эти выстрелы связаны со скандалом про ставку, что Караденизу угрожали отстрелить ноги. «Не знаю, кто стоял за всем этим, — говорит Эврен. — Скорее всего, мафия. Точно можно сказать лишь то, что у них были проблемы. Через некоторое время оба перешли в российские клубы: Текке — в «Зенит», Карадениз — в «Рубин». «Я не думаю, что Гекдениз отправился в Россию из-за этого случая, — считает Гюрдал. — Меня уже не было в „Трабзоне“, когда состоялся трансфер Карадениза, но мне кажется, что ему хотелось попробовать себя за границей. Ему бы просто не дали перейти в другой турецкий клуб».
Сезон 2007/08 стал для Карадениза последним в «Трабзоне». Он оптимистично заявил, что команде «по силам прервать 23-летнюю серию без чемпионства», и призвал игроков объединиться. В декабрьском матче со «Стамбулом» Карадениз забил два гола и сказал: «Сегодня выиграл не я один. Если мы побеждаем, то только как команда. Поздравляю одноклубников, болельщиков и весь клуб». Через 15 дней после той игры Hurriyet сообщил, что в Караденизе заинтересован «Рубин». Казанский клуб сделал официальное обращение, но получил отказ. Весной 2007 года стало понятно, что «Трабзон» не претендует на что-либо в чемпионате Турции, где даже «Фенербахче» с Роберто Карлосом не смог забраться на первое место. В марте «Трабзон» согласовал трансфер своего лидера в «Рубин» с солидной компенсацией в размере 8,7 млн. евро.
«Карадениз мог стать суперзвездой, — утверждает Эврен. — Выносливость, видение поля, контроль мяча, стартовая скорость, игра в защите — все было при нем. Почему не получилось? Думаю, ему не хватало креативности. Также помешали скандалы. Но даже после них Карадениз смог вернуться в сборную и сыграть на чемпионате Европы – 2008». На вопрос, проявлял ли Карадениз в «Трабзоне» те лидерские качества, которыми он славится в «Рубине», был ли он вожаком, Эврен не смог ответить положительно. «Вы описываете другого человека», — ответил комментатор. Также он отметил, что сейчас Гекдениз непопулярен в Турции. «Этому есть две причины, — объясняет Эврен. — Он играет в России и не попадает в сборную. Не поймите меня неправильно — я не принижаю „Рубин“ или чемпионат России, но думаю, что карьера Карадениза сложилась бы лучше, если бы он остался в Турции или выбрал клуб из Италии либо Германии». «В Турции все еще помнят о Караденизе, его уважают, — рассказывает Гюрдал. — Да, российский футбол далек от нас. Но наши СМИ все равно пишут об успехах Карадениза в „Рубине“. Если бы Гекдениз играл в Англии или Испании, про него говорили бы еще больше».
Бурак описал один случай. В 2006 году он покинул пост генерального менеджера «Трабзона» и вернулся в клуб на другую должность — в то время, когда Карадениз уже выступал за «Рубин». Угадайте, к кому «Трабзон» обратился за советом, когда присматривался к игроку из России? «Гекдениз отлично знает российский рынок, — говорит Гюрдал. — Если клуб попросит его о помощи, он не откажет».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 20
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.