Рустам Минниханов вручил Рашиду Калимуллину высшую государственную награду республики — орден «За заслуги перед Республикой Татарстан» Рустам Минниханов вручил Рашиду Калимуллину медаль ордена «За заслуги перед Республикой Татарстан» Фото: president.tatarstan.ru

ОРДЕН ОТ ПРЕЗИДЕНТА И БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО ОТ МЕТШИНА

Сегодня председатель союза композиторов России и Татарстана Рашид Калимуллин отмечает свой 60-летний юбилей. С самого утра юбиляр получает поздравления в свой адрес. Первым Калимуллина поздравил Рустам Минниханов. На встрече в казанском Кремле президент РТ вручил композитору медаль ордена «За заслуги перед Республикой Татарстан». Как признался корреспонденту «БИЗНЕС Online» сам Калимуллин, встреча прошла очень тепло. На ней также присутствовали министр культуры Татарстана Айрат Сибагатуллин и помощник президента республики Лейла Фазлеева.

Юбиляр в свою очередь подарил Минниханову свою новую книгу — каталог музыкальных инструментов народов мира, выпущенную специально к юбилею при поддержке министерства культуры Татарстана. В нее вошли фотографии и описания народных инструментов из личной коллекции Калимуллина, которую он собирал более 35 лет. Всего в ней более 1,5 тыс. различных инструментов. Понятно, что в одну только книгу всех их уместить не удалось. «Для этого нужно выпустить еще несколько томов», — говорит наш собеседник. «Внутри коллекции у меня собраны практически все традиционные инструменты тюркских народов, — листая каталог, рассказывает корреспонденту „БИЗНЕС Online“ Калимуллин. — Я этим интересуюсь, потому что мы татары, и представители тюркского мира нам интересны».

Калимуллин же подарил президенту РТ свою новую книгу — каталог музыкальных инструментов народов мира, выпущенную специально к юбилею при поддержке министерства культуры РТ Калимуллин же подарил президенту РТ свою новую книгу — каталог музыкальных инструментов народов мира, выпущенную специально к юбилею при поддержке министерства культуры РТ / Фото: Ирина Ерохина

«Я хочу, чтобы у нас тоже появились все эти инструменты. Вернее, все это когда-то у нас тоже было, но не сохранилось, их необходимо возродить. Чтобы не давать развивать свою культуру, нам не дали возможности сохранить все эти инструменты, было запрещено после взятия Казани в 1552 году исполнять музыку на этих инструментах. Они были уничтожены. Но у казахов, туркмен, киргизов, азербайджанцев, у алтайских тюркских народах все эти инструменты сохранились. Это спокойно все можно возродить и обучить», — провел небольшой исторический экскурс композитор. 


«Сейчас много говорят о необходимости перемен в татарской эстраде. Я считаю, что перемены наступят тогда, когда мы будем делать что-то свое. Мы должны восстановить те музыкальные инструменты, которые у нас были и не сохранились, но сохранились у других тюркских народов. У нас же даже есть такая песня — „Син сазыңны уйнадың“ („Ты играл на сазе“), соответственно, и саз у нас когда-то был, и гусли были, и много других инструментов. А у нас фактически остался один курай», — сокрушается он.

В книгу вошли фотографии и описания народных инструментов из личной коллекции Калимуллина, которую он собирал более 35 лет. Всего в коллекции более полутора тысяч различных инструментов В книгу вошли фотографии и описания народных инструментов из личной коллекции Калимуллина, которую он собирал более 35 лет. Всего в коллекции более 1,5 тыс. различных инструментов / Фото: Ирина Ерохина

«РУСТАМ МИННИХАНОВ: «ЭТО НАДО ВОЗРОЖДАТЬ»

Собственно, в том числе и об этом шла сегодня речь на встрече председателя союза композиторов РФ и РТ с президентом. «Рустам Нургалиевич дал поручение Сибагатуллину с Фазлеевой найти помещение в Казани, где разместилась бы постоянная экспозиция моей коллекции. Я ему сказал, что все эти тюркские инструменты у нас были, я их собрал. На что президент ответил: «Это надо возрождать. Нужно научиться их делать, обучить наших», — рассказал Калимуллин «БИЗНЕС Online». По словам композитора, там же будут проводиться мастер-классы по игре на традиционных национальных инструментах, а также различные встречи и мероприятия, образовательные программы.

Рашид Калимуллин Рашид Калимуллин / Фото: Ирина Ерохина

«Я надеюсь, эти инструменты, поскольку они есть в моей коллекции, послужат для того, чтобы их изучали и чтобы у нас появились свои ансамбли, — уверен Калимуллин. — Хороший пример — Казахстан и Азербайджан. Они открыли целые высшие музыкальные учебные заведения. Там есть консерватории, где получают классическое музыкальное образование, есть такое же высшее учебное заведение, где обучаются игре именно на национальных музыкальных инструментах. Там есть мастерские по изготовлению национальных музыкальных инструментов. Я лично, когда был в Баку, договаривался. Они сказали, что будут только рады обучить наших молодых людей».

Что касается специализированного образовательного учреждения, то, по словам Калимуллина, это должно быть отделение при консерватории или институте культуры. «При этом Минниханов отметил, что все наши национальные коллективы, существующие на данный момент, должны использовать в своем репертуаре все эти инструменты», — добавил он.

«Я озвучивал ранее это предложение министерству культуры, но должно быть волевое решение, нужно, чтобы Рустам Минниханов принял такое решение, что татарская музыкальная культура — это не только курай, но и множество других музыкальных инструментов, которые сохранились у других тюркских народов. Чтобы мы могли создать свой ансамбль, свой оркестр именно татарских музыкальных инструментов, как это сделали казахи, как это сделали узбеки, как это сделали азербайджанцы, как это сделали, кстати, и китайцы. В Казахстане, например, захотели, чтобы курай присутствовал в оркестре народных инструментов, они отправили в Башкирию студентов, студенты обучились и начали обучать уже казахских ребят, начиная с музыкальной школы. Теперь во всех оркестрах — а их в районе 25, в каждой области есть свой оркестр — звучит курай. Это государственная политика. Нам тоже нужна государственная политика. Может быть, нам не нужно 25, но в крупных городах республики должны быть свои оркестры — Казань, Набережные Челны, Нижнекамск и т. д. Это и будет развитие нашей национальной татарской культуры, это и будет ветер перемен», — уверен композитор.

Ильсур Метшин вручил композитору благодарственное письмо за вклад в схранение национальных и культурных ценностей Казани и Татарстана Ильсур Метшин вручил композитору благодарственное письмо за вклад в сохранение национальных и культурных ценностей Казани и Татарстана Фото: metshin.ru

После встречи с президентом Калимуллин отправился с визитом в Казанскую ратушу к мэру Казани Ильсуру Метшину, которому также преподнес в дар свою новую книгу. Градоначальник же вручил композитору благодарственное письмо за вклад в сохранение национальных и культурных ценностей Казани и Татарстана. Мэр также дал поручение своему заместителю Дамиру Фаттахову и начальнику управления культуры Азату Абзалову, присутствовавшим на встрече, выполнить поручение президента. «Будем думать, мы обязательно найдем достойное помещение», — процитировал Метшина сегодняшний юбиляр.

Как оказалось,  в начале 1980-х годов Калимуллин был преподавателем по классу «баян» в одной из музыкальных школ Нижнекамска, а одним из его учеников был нынешний градоначальник столицы РТ.

Подоспели и поздравления из Москвы. «Ваши эмоциональные и поэтичные сочинения наполнены особой интонацией, в них органично сочетаются современная музыка и фольклорные мотивы. Они украшают концерты и фестивали, звучат в исполнении известных оркестров, пользуются большой популярностью у публики», — приводит поздравление премьер-министра РФ Дмитрия Медведева ТАСС.