Олеся Балтусова (слева) «Это пока рабочий процесс», — сказала помощник президента РТ Олеся Балтусова (слева), назвав готовящийся проект технически сложным градостроительным документом

«ИНВЕСТОРЫ ВСЯКИЕ ПРОБЕГАЮТ МИМО, НО ПОКА НИКТО НИЧЕГО ВНЯТНОГО НЕ ВНЕС»

Пропавший турецкий инвестор и чейндж Наталия Фишман Олеся Балтусова — накануне в КГАСУ состоялось первое обсуждение концепции создания в 2019 - 2033 годах волжской набережной Казани от речного порта до Кировской дамбы с благоустройством полуострова Локомотив и парка Молодоженов. Как оказалось, концепцию по заказу минстроя РТ подготовили на общественных началах — средств на ее разработку не выделено, нет пока и желающих вложиться в масштабное и дорогостоящее строительство. «Это пока рабочий процесс», — сказала помощник президента РТ Балтусова, назвав готовящийся проект технически сложным градостроительным документом.

Толчком к разработке концепции послужил традиционный объезд-обход Казани президентом РТ Рустамом Миннихановым в июне 2015 года. Тогда же официально сообщалось, что заниматься благоустройством волжской набережной в Казани глава республики поручил другому своему помощнику — Фишман. «В протоколе это поручение записано. Это был обход президентом центра Казани, и он это поручение дал. Вот оно и выполняется», — сказала Балтусова, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» о том, кто же все-таки курирует эту тему в президентской команде.

Во время обхода почти двухлетней давности также речь шла о наличии заинтересованного в создании яхтенной марины турецкого инвестора, который, по словам Балтусовой, пропал сразу после прогулки президента. «Инвесторы всякие пробегают мимо, но пока никто ничего внятного не внес, — говорит помощник главы РТ. — То турки какие-то приходили с яхтенной мариной, то еще какие-то люди. Пока никто ничего реального не сделал». Пока готов только первый вариант создания волжской набережной под обобщенным названием «Водный фронт», который разработали аспиранты казанского архитектурного университета Юлия Арсентьева, Юлия Юнусова и магистр Лея Калимуллина.


Чтобы увеличить, нажмите

МОСТЫ ЧЕРЕЗ «ЖЕЛЕЗКУ», ПАРКОВКИ И СОЕДИНЕНИЕ С КРЕМЛЕВСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ

Создать 10-километровую набережную предлагается на поверхности уже имеющейся защитной дамбы. Зону отдыха архитекторы насытили ресторанными комплексами, смотровой площадкой, установили макет города, детские площадки, предложили сделать скейтпарк, террасированный сад скульптур, дополнительный причал у Кировской дамбы. «Первая задача — это обеспечение доступа к береговой линии для горожан, который сейчас ограничен железнодорожными путями, — сказала Арсентьева. — Вторая задача — организация функционального зонирования, комплексное освоение территории».

Татьяна Прокофьева «Мне кажется, не совсем правильно превращать парк в спортивную зону, — считает Татьяна Прокофьева. — У нас не так много зеленых зон, чтобы к ним так расточительно относиться»

Над железной дорогой разработчики предложили перекинуть сразу 6 надземных пешеходных переходов (в том числе со стороны парка Молодоженов) и сделать один подземный у Кировской дамбы. От последнего участники дискуссии, среди которых были замминистра строительства и ЖКХ РТ Владимир Кудряшов, главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева, советник главы минстроя РТ Николай Васильев рекомендовали отказаться по причине большого количества коммуникаций. Кудряшов тут же посоветовал продлить набережную и соединить ее с Кремлевской под имеющимся автомобильным и железнодорожным мостом через Казанку.

«Интересно начинать проект со схемы функционального зонирования, а мы перешли сразу на домики, площадки малюсенькие, — сказала Прокофьева. — Есть ли у вас такая схема?» Как оказалось, архитекторы функциональную схему выполнили только в черновом варианте, и это стало их основной ошибкой.

Не затронутыми в проекте оказались промышленные территории у набережной. Там, например, находится снегоплавильная станция и пункт хранения снега, ремонтное депо, небольшая зона по пересылке заключенных. «С этой территорией нужно тоже разбираться. Пока там дичь какая-то!» — сказал член правления федерации парусного спорта Павел Тиняев.


Чтобы увеличить, нажмите

Что делать тем, кто захочет добраться до набережной на автомобиле? От проектируемого участка Большого казанского кольца разработчики предложили сделать ответвления в сторону набережной. Всего в проекте 7 парковок, в том числе многоуровневые, от одной из которых пришлось отказаться прямо на презентации — она попала в охранную зону Казанского кремля, о чем разработчики под кураторством самой Балтусовой могли бы и знать.


ДОВЕДЕНИЕ ПРОЕКТА ПОТРЕБОВАЛО ФИНАНСИРОВАНИЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ БИЗНЕСА

Помимо набережной, проект поделен на еще две функциональные зоны — это парк Молодоженов, который архитекторы предложили переформатировать в спортивный, а также полуостров Локомотив с обновленным пляжем, инфраструктурой и локальным трамваем (сделать там парковку не представляется возможным). «Мне кажется, не совсем правильно превращать парк в спортивную зону, — считает Прокофьева. — У нас не так много зеленых зон, чтобы к ним так расточительно относиться».


Чтобы увеличить, нажмите

Также непонятно, сколько на проектируемой территории собственников и что с ними делать, так как их там десятки. Только на полуострове или рядом с ним находятся база ТАИФа, «Ак Барс Холдинга», Казанского вертолетного завода, Речного техникума и ДОСААФ, а также причал федерации парусного спорта Казани и детская парусная школа. «Работу нужно начинать с кадастровой карты и с собственников, — взял слово Васильев. — Вы говорите, что хотите открыть, а они говорят то, что они хотят получить. Сейчас нет того стартового напряжения, чтобы бизнес получал желание сюда идти. Бизнес пойдет за потоком населения, которое задается двумя вопросами: как туда попасть и что там делать. При такой длине мы не делаем серьезных зон притяжения, зимой там [в районе речпорта] два с половиной человека в поле зрения!»

Советник министра строительства и ЖКХ РТ напомнил, что в 1980-х годах полуостров Локомотив был еще островом, и вода у его берегов не застаивалась. «К сожалению, с точки зрения экологии зона у Локомотива самая неблагоприятная, там все цветет! — эмоционально говорил Васильев. — Когда закрыли основной ход, в конце лета река там стала превращаться в болото. Можно ли там сделать пляж без протоки? Может быть, придется делать какой-то мостик, раздел, без которого вкладывать деньги и делать пляж просто недопустимо. Его никогда не откроют».

Александр Дембич Александр Дембич: «Это не уровень проекта. Территория большая, сложная, требует большой информационной базы. Во внеурочное время, без всякого финансирования — это не такое простое дело»

Завкафедрой градостроительства КГАСУ, участник обсуждения Александр Дембич все же попросил не судить строго, так как это концепция. «Это не уровень проекта, — сказал он. — Территория большая, сложная, требует большой информационной базы. Во внеурочное время, без всякого финансирования — это не такое простое дело». Директор Института дизайна КГАСУ Карина Набиуллина добавила, что в университете прекрасно знают: проработанная концепция может стоить миллионы рублей. «Мы делаем это настолько, насколько есть возможность», — сказала она. «Чтобы довести проект до более качественного состояния, потребуются инженеры, им нужно платить зарплату, это требует финансирования», — сообщил Дембич на слова Прокофьевой о том, что концепция «сыровата».


Чтобы увеличить, нажмите

Кудряшов не стал уточнять, когда появится финансирование, но предложил сконцентрироваться на двух направлениях — для начала включить в программу развития общественных пространств на будущий год парк Молодоженов и попытаться выбить федеральное финансирование у Росводресурсов на благоустройство полуострова Локомотив. На этом проектировщикам предложили учесть все замечания до конца лета 2017 года и затем вновь рассмотреть проект.